г. Владимир |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А39-7216/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.09.2022 по делу N А39-7216/2022, принятое по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о привлечении арбитражного управляющего Кузнецова Сергея Васильевна к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.10.2021 по делу N А39-7893/2021 гражданка Бондарева С.В. признана несостоятельным (банкротом), введена процедура реструктуризации долгов сроком до 02.03.2022, финансовым управляющим утвержден Кузнецов Сергей Васильевич.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление), рассмотрев заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в отношении финансового управляющего Кузнецова С.В. проведена проверка соблюдения требований законодательства о банкротстве.
Усмотрев в действиях Кузнецова С.В. состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченной должностное лицо Управления 03.06.2022 составило в отношении него протокол об административном правонарушении N 00111322.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по статье 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении Кузнецова С.В. к административной ответственности.
Решением от 05.09.2022 Арбитражный суд Республики Мордовия освободил Кузнецова С.В. от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности правонарушения и ограничился устным замечанием.
В апелляционной жалобе Управление считает, что совершенное Кузнецовым С.В. административное правонарушение не может рассматриваться как малозначительное, поскольку Кузнецов С.В. продолжает повторно совершать однородные административные правонарушения. По мнению Управления, принимая во внимание допущенные конкурсным управляющим нарушения, освобождение судом первой инстанции от административной ответственности с вынесением устного замечания не обусловлено достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Кузнецов С.В. в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Часть 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трёх лет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан направлять кредиторам отчёт финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.
Иной срок собранием кредиторов не установлен, и финансовый управляющий обязан направлять кредиторам отчёт о своей деятельности не реже чем один раз в квартал.
В соответствии с пунктом 5 статьи 213.7 Закона о банкротстве идентификация гражданина в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве осуществляется по фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина (в случае перемены имени также по ранее присвоенным фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина), по дате и месту рождения, страховому номеру индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационному номеру налогоплательщика (при наличии), основному государственному регистрационному номеру налогоплательщика (для индивидуальных предпринимателей), месту жительства согласно документам о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации. При отсутствии у гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации указывается фактическое место жительство гражданина (наименование субъекта Российской Федерации без указания конкретного адреса).
Наличие идентифицирующих сведений является обязательным при каждом опубликовании сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина. Обработка персональных данных, содержащихся в идентифицирующих сведениях, осуществляется в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Идентифицирующие сведения подлежат указанию гражданином, финансовым управляющим и арбитражным судом во всех документах и судебных актах, связанных с банкротством гражданина, в том числе при размещении текстов судебных актов в сети "Интернет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 утверждены Общие правила подготовки отчётов (заключений) арбитражного управляющего (далее - Общие правила N 299).
В соответствии с пунктом 4 Общих правил N 299 отчёт (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утверждённым Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
Приказом Минюста России от 14.08.2003 N 195 утверждены Типовые формы отчётов (заключений) арбитражного управляющего, согласно которым в отчётах (заключениях) арбитражного управляющего должны содержаться сведения о договоре страхования ответственности арбитражного управляющего.
Согласно пункту 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве, не ранее чем через двадцать дней с даты направления конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган проекта плана реструктуризации долгов гражданина, но не позднее чем в течение шестидесяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2 статьи 213.8 настоящего Федерального закона, финансовый управляющий обязан провести первое собрание кредиторов.
Из протокола об административном правонарушении от 03.06.2022 N 00111322 усматривается, что Кузнецову С.В. вменялось неисполнение требований пункта 5 статьи 213.7, абзаца двенадцатого пункта 8 статьи 213.9. пункта 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве Типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Приказом Минюста России от 14.08.2003 N 195.
Как следует из материалов дела определениями арбитражного суда от 02.02.2022 в реестр требований кредиторов должника включены требования кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Владимирское правовое агентство" и публичного акционерного общества "Сбербанк России".
Кузнецов С.В. 18.05.2022 направил кредиторам отчёт о своей деятельности.
В первом квартале 2022 года отчёт финансового управляющего кредиторам не направлялся, что является нарушением абзаца двенадцатого пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве.
Кроме того в сообщениях от 18.10.2021 N 7524134, от 10.01.2022 N 7994763, от 27.04.2022 N 8699245, от 16.05.2022 N 8780830, опубликованных на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве, а также в ходатайствах финансового управляющего о продлении процедуры от 02.03.2022, от 04.05.2022 и его отчёте от 04.05.2022 не указаны сведения о ранее присвоенной должнику фамилии (Слесарева), что является нарушением пункта 5 статьи 213.7 Закона о банкротстве.
Конкурсным управляющим в нарушении пункта 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве сообщение о признании обоснованным заявления о признании должника банкротом опубликовано: на сайте ЕФРСБ - 18.10.2021 (сообщение от 18.10.2021 N 7524134); в газете "Коммерсантъ" - 23.10.2021 (газета "Коммерсантъ" N 194 (7156), объявление N 77232180282, стр. 77).
Исходя из указанных выше сроков и даты более позднего публичного извещения (23.10.2021), Кузнецов С.В. обязан был провести первое собрание кредиторов не позднее 21.02.2022.
Проведение первого собрания кредиторов назначено финансовым управляющим на 12.05.2022 (сообщение на сайте ЕФРСБ от 27.04.2022 N 8699245). Собрание кредиторов признано несостоявшимся из-за отсутствия кворума (сообщение на сайте ЕФРСБ от 16.05.2022 N 8780830).
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности факта нарушения арбитражным управляющим действующего законодательства о банкротстве по описанным выше эпизодам, что подтверждается представленными Управлением доказательствами.
В отношении вменяемого правонарушения о нарушении Типовой формы отчёта конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства конкурсным управляющим в отчёте от 04.05.2022 в разделе "Сведения об арбитражном управляющем" не указаны сведения о договоре страхования, действовавшем на дату введения процедуры (06.10.2021) суд первой инстанции пришел к следующему выводу.
В соответствии с положениями пункта 4 Общих правил N 299 отчёт (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утверждённым Министерством юстиции Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Общих правил N 299 в каждом отчёте (заключении) арбитражного управляющего указываются сведения о наличии и сроке действия договора о страховании ответственности арбитражного управляющего и наличии договора о дополнительном страховании ответственности арбитражного управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Отчёт финансового управляющего от 04.05.2022, касающийся сведений о договоре страхования ответственности арбитражного управляющего, составлен по Типовым формам отчётов (заключений) арбитражного управляющего. В отчёте в разделе "Сведения об арбитражном управляющем" имеются необходимые графы "Наименование страховой организации, с которой заключён договор о страховании ответственности арбитражного управляющего", "Номер договора страхования, дата его заключения и срок действия", соответствующие Типовым формам отчётов (заключений) арбитражного управляющего.
В соответствии с требованиями подпункта "г" пункта 5 Общих правил N 299 в отчёте финансового управляющего от 04.05.2022 указаны сведения о наличии и сроке действия договора о страховании ответственности арбитражного управляющего. В отчёте в разделе "Сведения об арбитражном управляющем" в графе "Номер договора страхования, дата его заключения и срок действия" указаны сведения о договоре N Arbitr-3980975400-57615 от 18.03.2022, заключённом сроком действия с 30.03.2022 по 29.03.2023. При этом в отчёте указаны актуальные сведения о договоре страхования ответственности арбитражного управляющего, действовавшем на дату составления отчёта.
Ни Общие правила N 299, ни Типовые формы отчётов (заключений) арбитражного управляющего не обязывают указывать в отчёте (заключении) арбитражного управляющего сведения о предыдущем договоре страхования ответственности арбитражного управляющего, действовавшем на дату введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве (сведения о недействующем договоре), и вменяемого нарушения не установлено.
Таким образом по данному эпизоду обвинения в действиях (бездействии) арбитражного управляющего отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы арбитражного управляющего об отсутствии обязанности направлять кредиторам отчёты финансового управляющего в календарные кварталы и неправильное указание в протоколе об административном правонарушении даты совершения правонарушения правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
При определении срока направления отчёта финансового управляющего законодатель использует словосочетание "не реже чем один раз в квартал", словосочетание "не реже чем один раз в три месяца" законодатель не использует и, исходя из буквального толкования указанной выше нормы, к такому сроку применяются правила для срока, исчисляемого кварталами года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации к сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трём месяцам, а отсчёт кварталов ведется с начала года.
Таким образом, 1 квартал года составляет период с 1 января по 31 марта, 2 квартал года - с 1 апреля по 30 июня, 3 квартал года - с 1 июля по 30 сентября, 4 квартал года - с 1 октября по 31 декабря.
Первые кредиторы включены в реестр требований кредиторов должника 02.02.2022, и финансовый управляющий обязан был направить кредиторам отчёт о своей деятельности в 1 квартале 2022 года не позднее 31.03.2022, чего арбитражным управляющим не сделано.
В данном случае административным органом установлено, что ранее конкурсный управляющий привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение (решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.02.2022 по делу N А79-5647/2021 арбитражный управляющий привлечён к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях конкурсного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина арбитражного заключается в том, что при необходимой степени осмотрительности и заботливости он имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона N 127-ФЗ необходимых мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, административным органом не допущено.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Установив фактические обстоятельства по делу, оценив имеющиеся в деле доказательства, оценив характер и степень общественной опасности содеянного, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и целесообразности назначения наказания, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о малозначительности административного правонарушения, совершенного конкурсным управляющим.
Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.09.2022 по делу N А39-7216/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-7216/2022
Истец: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ
Ответчик: арбитражный управляющий Кузнецов Сергей Васильевич