г. Челябинск |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А34-2074/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Баканова В.В., Тарасовой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Касьяновой Д.К., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" на решение Арбитражного суда Курганской области от 28.06.2022 по делу N А34-2074/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "Кургантехэнерго" (далее - истец, ООО "Кургантехэнерго") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" (далее - ответчик, ООО "Жилищно-коммунальная организация Фортуна") о взыскании на основании договора уступки прав требования основного долга в размере 51 827 рублей 58 копеек за горячую воду, потребленную в целях содержания мест общего пользования в период ноябрь 2021 года, пени в размере 2 355 руб. 92 коп. за период с 16.12.2021 по 31.03.2022 с дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга начиная со дня отмены моратория (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 28.06.2022 по делу N А34-2074/2022 исковые требования удовлетворены частично.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на недоказанность суммы задолженности.
Апеллянт обращает внимание, что истец необоснованно применяет повышающий коэффициент.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который был приобщен к материалам дела согласно статье 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени его проведения и рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец, являясь ресурсоснабжающей организацией, оказывает услуги по горячему водоснабжению в городе Кургане.
В период ноябрь 2021 года общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" являлось управляющей организацией в отношении многоквартирных домов в г.Кургане, указанных в сведениях об объемах горячей воды в целях содержания общего имущества, что подтверждается информацией с сайта государственной информационный системы жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru) и не оспаривается ответчиком.
Доказательств согласования сторонами условий договора горячего водоснабжения суду не представлено.
Договор горячего водоснабжения N 3404-О от 13.02.2017 со стороны ООО "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" не подписан (л.д.10).
Из материалов дела следует, что ПАО "Курганская генерирующая компания" поставило горячую воду в целях содержания общего имущества в период ноябрь 2021 года в отношении находящихся в управлении ответчика многоквартирных домов и выставило счет, счет-фактуру N 36300/205 от 30.11.2021 на сумму 51 827 рублей 58 копеек (л.д. 12).
Ответчиком поставленный коммунальный ресурс не оплачен.
В соответствии с договором уступки права требования N Д-В-КГН-2021-13692 от 01.12.2021, публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (цедент) уступило обществу с ограниченной ответственностью "Кургантехэнерго" (цессионарий) право требования спорной задолженности, в том числе право на взыскание неуплаченной неустойки (в деле).
Перечень уступаемых по настоящему договору прав требования и должников предусмотрен в приложении N 1 к договору.
В приложении N 1 к договору уступки права требования указано, что в отношении должника ЖКО Фортуна ООО уступлено право требования задолженности за спорный период (л.д.20).
В соответствии с пунктом 3 договора права требования цедента к должникам переходят цессионарию в том объеме и на тех условиях, которые существуют к моменту перехода прав требований. В том числе к цессионарию переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, пени, неустойки, а также другие связанные с каждым из требований права.
ПАО "Курганская генерирующая компания" уведомило ответчика о переходе права требования, что подтверждается представленным в материалы дела уведомлением (л.д.21-22).
Таким образом, вышеназванные права (требования) публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" перешли к обществу с ограниченной ответственностью "Кургантехэнерго".
Истец обратился к ответчику с претензией от 20.12.2021 с требованием оплатить задолженность. Факт направления претензии подтверждается реестром направлений претензий (л.д.23,24).
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате полученной горячей воды послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив фактические обстоятельства дела, сведения, представленные сторонами в ходе апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Отношения по энергоснабжению регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статьи 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (Правил N 124) предусмотрен порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета - на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Иного порядка определения количества поставленного коммунального ресурса при исправных приборах учета действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), положений Правил N 124, потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ по предоставлению, приостановке и ограничению предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах - часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В многоквартирном жилом доме может быть только один способ управления и одна управляющая компания, которая обязана оказывать весь комплекс коммунальных услуг (статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном управлении многоквартирным домом, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, а также в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Следовательно, с момента принятия функций по управлению домом управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21(1) Правил N 124, пунктах 40, 44, 45 Правил N 354.
Факт оказания поставки электроэнергии для многоквартирные дома (далее - МКД), находящиеся в управлении ответчика, сторонами не оспаривается.
Объем указанного коммунального ресурса, используемого в целях содержания ОДН, определен истцом исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также установленных тарифов.
В спорный период истец осуществлял поставку воды в находящиеся на обслуживании ответчика многоквартирные дома.
Согласно расчету истца в спорный период с учетом корректировок ответчику поставлен коммунальный ресурс по горячему водоснабжению в целях содержания ОДН на сумму 51 827 рублей 58 копеек.
В обоснование объема поставленного ресурса истцом в материалы дела представлены сведения об объемах горячей воды в целях содержания общего имущества, сведения об объемах горячей воды в жилых и нежилых помещениях.
Площади мест общего пользования, примененные для расчёта по нормативу, указаны в счете на оплату, ответчиком не оспорены. Нормативы потребления коммунальной услуги на территории Курганской области по горячему водоснабжению на общедомовые нужды утверждены Постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 21.08.2012 N 32-1.
Расчет задолженности произведен истцом с применением тарифов на горячее водоснабжение, утвержденных Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.12.2018 г. N 44-40.
При расчете истцом учтены сложившиеся в предыдущих периодах отрицательные разницы между общедомовым и индивидуальным потреблением услуги горячего водоснабжения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, факт оказания жителям многоквартирных домов услуг по горячей воде, потребленной в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах в находящиеся в управлении ответчика многоквартирных домах, подтвержден материалами дела.
Истец в спорный период исполнил свои обязательства надлежащим образом, осуществив оказав услуги водоснабжения и водоотведения.
Ответчик в суде первой инстанции факт оказания услуги истцом в меньшем объеме, посредством предоставления иных относимых, допустимых и достоверных доказательств, не подтвердил.
Истцом представлен ясный развернутый расчет исковых требований на сумму 51 827 руб. 58 коп.
Доказательств, объективно опровергающих установленные обстоятельства, ответчиком в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку ответчиком доказательства оплаты поставленного ресурса в материалы дела в полном объеме не представлены, то требования истца о взыскании задолженности 51 827 руб. 58 коп. обоснованно удовлетворены судом.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом необоснованно применен повышающий коэффициент не может быть принят в связи со следующим.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг, исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на ОДН (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Согласно разъяснениям, данным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с п. 3 Правил N 306, п. 3 Правил N 354 в п. 1 письма N 7288-ач/04 от 18.03.2015 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг", применение повышающих коэффициентов при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению и по водоотведению на общедомовые нужды) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета предусмотрено Правилами N 306, а также Постановлениями Правительства Российской Федерации N 344 от 16.04.2013 и N 1380 от 17.12.2014.
Как следует из действующей редакции Правил N 306, определение норматива с учетом повышающего коэффициента обусловлено отсутствием коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, но при наличии технической возможности их установки, следовательно, для вывода о возможности применения повышающих коэффициентов значение имеет наличие (отсутствие) технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, наличие (ввод в эксплуатацию для коммерческих расчетов) или отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" также были дополнены рядом формул для расчета платы за ресурсы с учетом повышающего коэффициента, где указано: "- повышающий коэффициент, величина с 1 января 2017 г. которого принимается равной 1,5.
Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Доказательства отсутствия технической возможности установки ОДПУ Ответчиком в материалы дела не предоставлены, следовательно, начисления за поставленную горячую воду в отношении МКД, не оборудованных прибором учета, по нормативу с учетом повышающего коэффициента являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Несвоевременное исполнение ответчиком обязательств по оплате горячей воды, послужило основанием для предъявления истцом к взысканию с ответчика неустойки в размере 2 355 рублей 92 копеек за период с 16.12.2021 по 31.03.2022.
Пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, поскольку со стороны ответчика имела место просрочка задолженности, у истца имеются правовые основания для начисления законной неустойки.
Расчет суммы неустойки (пени) истца судом проверен, признан верным. Ответчик арифметическую правильность расчета не оспорил.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подателя жалобы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.06.2022 по делу N А34-2074/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" (ИНН 4501158067) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2074/2022
Истец: ООО "Кургантехэнерго"
Ответчик: ООО "Жилищно-коммунальная организация Фортуна"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд