город Томск |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А03-15580/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фертикова М.А., |
судей |
|
Смеречинской Я.А., Киреевой О.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Касьян В.Ф., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" (N 07АП-7860/2022) на решение от 30.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15580/2021 по иску администрации города Рубцовска Алтайского края (ОГРН 1022200813656 ИНН 2209011079), место нахождения: 658200, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-кт Ленина, д.130) к обществу с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" (ОГРН 1082209001456 ИНН 2209035320), место нахождения: 658210, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Пушкина, д.177) о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (ОГРН 1112235000206 ИНН 2238005111), место нахождения: 658930, Алтайский край, Волчихинский район, село Волчиха, улица Матросова, 18), инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ОГРН 1122225019070 ИНН 2225135610), место нахождения: 656043, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Ленина, д. 7), общества с ограниченной ответственностью "Параллель" (ОГРН 1202200024377 ИНН 2209050832), место нахождения: 658224, Алтайский край, г.о. город Рубцовск, г Рубцовск, ул. Пушкина, д. 2, помещ. 65), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Светлова" (ОГРН 1082209001137 ИНН 2209034968), место нахождения: 658200, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Светлова, д.94, кв.1), общества с ограниченной ответственностью "УК Сибирь" (ОГРН 1192225043977 ИНН 2209050303), место нахождения: 658210, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Красная, д. 107, кабинет 19),
лица, участвующие в деле в судебное заседание своих представителей не направили (надлежаще извещены),
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Рубцовска Алтайского края (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" (далее - ответчик, ООО "Комунстройцентр"):
- о признании незаконным бездействие ответчика по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов, для домов по пер. Алейский, 30, б-р Победы, 10, 6, ул. Калинина, 34, пр. Ленина, 32, 175, 181, 181а, ул. Пролетарская, 409, пр. Рубцовский, 31, 34, 36, 46, ул. Северная, 30, ул. Красная, 103 в городе Рубцовске;
- об обязании ответчика организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО для домов по пер. Алейский, 30, б-р Победы, 10, 6, ул. Калинина, 34, пр. Ленина, 32, 175, 181, 181а, ул. Пролетарская, 409, пр. Рубцовский, 31, 34, 36, 46, ул. Северная, 30, ул. Красная, 103 в городе Рубцовске.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс", инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края, общество с ограниченной ответственностью "Параллель", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Светлова", общество с ограниченной ответственностью "УК Сибирь" (далее - третьи лица).
Решением от 30.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование к отмене решения арбитражного суда апеллянт указывает, что суд незаконно возложил на ООО "Комунстройцентр" обязанность по организации (созданию) и содержанию площадок для накопления твердых коммунальных отходов за границами земельного участка под МКД; ссылается на то, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, поэтому исковые требования возлагающее обязанности по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, является незаконными и необоснованными; ответчик не оказывает собственникам квартир обслуживаемых домов коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не собирает плату за эту коммунальную услугу; с 01.01.2019 ответчик не оказывает жильцам домов коммунальную услугу по обращению с ТКО, за оказание этой услуги несет ответственность региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ООО "ВторГеоРесурс"); ссылка суда в оспариваемом решение на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" является необоснованной, так как указанное разъяснение касалось только правоотношений по обслуживанию контейнерных площадок размещенных на придомовых территориях; суд признал незаконным бездействие ООО "Комунстройцентр" по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов, для домов по пер. Алейский, 30, б-р Победы, 10, 6, ул. Калинина, 34, пр. Ленина, 32, 175, 181, 181а, ул. Пролетарская, 409, пр. Рубцовский, 31, 34, 36, 46, ул. Северная, 30, ул. Красная, 103 в городе Рубцовске. ул. Красная, 103 в городе Рубцовске, однако в нарушение п. 2 ч. 4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части отсутствуют выводы суда относительно данного требования, не указано в чем выражено бездействие ответчика; при вынесении оспариваемого решения судом не была оценка доводам ответчика о ненадлежащем способе защиты своего предполагаемого нарушенного права; считает, что истцом выбран ненадлежащий способом защиты своего предполагаемого нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее удовлетворения, поддерживает выводы суда первой инстанции.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, лица, участвующие в деле своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Комунстройцентр" на основании договоров управления осуществляет функции управляющей организации в городе Рубцовске по отношению к многоквартирным домам, расположенным по адресам: пер. Алейский, 30, б-р Победы, 10, 6, ул. Калинина, 34, пр. Ленина, 32, 175, 181, 181а, ул. Пролетарская, 409, пр. Рубцовский, 31, 34, 36, 46, ул. Северная, 30, ул. Красная, 103 в городе Рубцовске.
Места (площадки) накопления ТКО в городе Рубцовске для многоквартирных домов по адресам: пер. Алейский, 30, б-р Победы, 10, 6, ул. Калинина, 34, пр. Ленина, 32, 175, 181, 181а, ул. Пролетарская, 409, пр. Рубцовский, 31, 34, 36, 46, ул. Северная, 30, ул. Красная, 103 в городе Рубцовске отсутствуют.
Несмотря на требование Администрации, места (площадки) накопления ТКО для вышеуказанных домов, находящихся в управлении ответчика, организованы не были, в связи с чем истец обратился в суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный акт, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26(1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
На территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края действуют Правила благоустройства города Рубцовска, утвержденные решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266 (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 2.1. Правил благоустройства, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами благоустройства и муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 1.5 Правил благоустройства руководители организаций, должностные лица, ответственные за содержание административных и промышленных зданий, жилых домов, в том числе многоквартирных, строений, жилищно-строительных кооперативов, объектов торговли, общественного питания, учреждений культуры, частные лица и арендаторы обязаны обеспечить надлежащее санитарное состояние и текущее содержание закрепленных объектов и территорий.
При разрешении спора судом первой инстанции обоснованно, вопреки доводам апеллянта, принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", в котором разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами права, установив наличие нарушений со стороны ответчика, выразившихся в не оборудовании контейнерных площадок для сбора ТКО, при этом, отклонив ссылки на то, что обществом приняты все возможные меры по организации площадок мест накопления ТКО, однако по части заявлений ответчика Администрацией было отказано в согласовании использования мест накопления ТКО, поскольку действия истца об отказе в согласовании использования мест накопления ТКО ответчиком не обжалованы и незаконными не признаны, суд первой инстанций пришел к правомерному выводу о наличии у общества обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, правомерно удовлетворив требования и обязав ответчика принять меры по исполнению указанной обязанности.
Довод апелляционной жалобы о том, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к обязанности органов местного самоуправления подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с положениями статей 161, 162 ЖК РФ, Правилами N 170, Правилами N 491, Перечнем N 290, Правилами N 1039, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов закреплена за управляющей компанией, в управлении которой они находятся.
Аргументы заявителя о том, что ООО "Комунстройцентр" не оказывает жильцам МКД коммунальную услугу по обращению с ТКО, несостоятельны, поскольку обществу вменяются нарушения по организации (созданию) и содержанию мест накопления ТКО, что является составной частью содержания общего имущества МКД.
Доводы заявителя о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не нашли своего подтверждения. Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Доводы подателя жалобы о нарушении судом первой инстанции положений статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняются апелляционным судом, так как неотражение в решении суда всех доводов заявителя само по себе не привело к принятию неправильного по существу судебного акта, соответственно, не может являться основанием для его отмены или изменения.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения, кроме того, доводы апеллянта не содержат ссылок на факты, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
При принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, выполнены обязательные указания суда кассационной инстанции, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15580/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
Я.А. Смеречинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15580/2021
Истец: Администрация г.Рубцовска.
Ответчик: ООО "Комунстройцентр"
Третье лицо: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края, ООО "ВторГеоРесурс", ООО "Параллель", ООО "УК "Сибирь", ООО "Управляющая компания "Светлова"