город Томск |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А45-16930/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сорокиной Е.А., рассмотрел апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Милевского Алексея Викторовича (07АП-8260/2022) на решение от 16.09.2022 (резолютивная часть от 10.08.2022) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16930/2022 (судья Емельянова Г.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкологияНовосибирск" (ОГРН 1125476156211, ИНН 5410772955), г. Новосибирск к индивидуальному предпринимателю Милевскому Алексею Викторовичу (ОГРНИП 316547600197889, ИНН 544005882419), г. Черепаново о взыскании задолженности за период с 01.03.2019 по 28.02.2022 в размере 61 517,23 руб., неустойки в виде пени за период с 12.02.2019 по 31.03.2022 в размере 28 152,62 руб.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (далее - ООО "Экология-Новосибирск") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к индивидуальному предпринимателю Милевскому Алексею Викторовичу (далее - ИП Милевский А.В.) о взыскании задолженности за период с 01.03.2019 по 28.02.2022 в размере 61 517 рублей 23 копеек, неустойки в виде пени за период с 12.02.2019 по 31.03.2022 в размере 28 152 рублей 62 копеек.
Решением от 10.08.2022, принятым в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что договор составлен в нарушение антимонопольного законодательства, так как не указана периодичность вывода ТКО и контейнеры для складирования мусора отсутствуют. Довод истца о том, что предприниматель использовал ближайший контейнер не подтвержден, так же как и не представлено доказательств периодичности вывоза ТКО. На земельном участке предпринимателя никто не состоит на регистрационном учете и не проживает, жилые дома отсутствуют, таким образом, у регионального оператора отсутствуют законные основания для начисления платы за обращение с ТКО. Истцом не представлено доказательств того, что деятельность ответчика образует накопление ТКО.
В представленном в порядке статьи 262 АПК РФ отзыве на апелляционную жалобу истец полагает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженных в пунктах 47, 49 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон, без проведения судебного заседания. Суд апелляционной инстанции принимает постановление по итогам рассмотрения апелляционной жалобы по истечении срока, установленного для предоставления отзыва на апелляционную жалобу, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в апелляционный суд.
Согласно материалам электронного дела, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено к компетенции регионального оператора по обращению с ТКО.
В соответствии с протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области от 12.07.2018 ООО "Экология-Новосибирск" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области с даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Новосибирской области.
25.07.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО "Экология-Новосибирск" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.
Предельный единый тариф ООО "Экология-Новосибирск" на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области на 2019 год установлен 18.12.2018 на основании приказа Департамента по тарифам Новосибирской области N 769-ЖКХ от 18.12.2018.
Региональный оператор разместил указанное выше предложение и текст типового договора 20.12.2018 на своем официальном сайте: www.ecologynsk.ru, опубликовал в газете "Советская Сибирь" N 52 от 26.12.2018 и приступил к исполнению своих обязательств на территории Новосибирской области с 01.01.2019.
Согласно п. 8(17) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление N 1156) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку и необходимые документы.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением N 1156 (далее - типовой договор).
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, дата начала оказания услуги по обращению с ТКО является 01.01.2019.
Между ООО "Экология-Новосибирск" и ИП Милевским А.В. заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО (нежилые помещения, здания, сооружения) N 2790631 от 02.08.2021 (далее по тексту - договор), в соответствии с условиями которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, определенном договором, обеспечивать их транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать оказанные услуги.
Объектами заключенного договора являются помещение в МКД (продовольственный магазин "Домашняя кухня"), по адресу: г. Черепаново, ул. Романова, д. 4. При этом, условиями договора предусмотрено, что образуемые ответчиком в результате деятельности ТКО (транспортируемые истцом), накапливаются в одном контейнере, объёмом 0,457 м3 помещение в МКД (продовольственный магазин "Домашняя кухня"), по адресу: г. Черепаново, ул. Романова, д. 4; объёмом 0,202 м3. Согласно п. 6 Типового договора потребитель обязан вносить плату за услуги по обращению с ТКО до 10-ого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В заявленный период истец оказывал истцу услуги по обращению ТКО, в связи с неоплатой стоимости оказанных услуг у ответчика образовалась задолженность в размере 61 517 рублей 32 копеек за период с 01.03.2019 по 28.02.2022.
22.12.2021 определением Арбитражного суда Новосибирской области отменен судебный приказ от 03.12.2021, что послужило основанием для предъявления заявленных требований Истцом в порядке искового производства.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8 (4) - 8 (16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 8 (17) Правил N 1156).
Согласно пункту 8 (10) Правил N 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.
На основании изложенного, в договорах с региональным оператором на вывоз ТКО должен содержаться способ учета количества ТКО.
Согласно пунктам 5, 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В пункте 8 названных Правил указано, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть по количеству и объему контейнеров.
Исходя из буквального содержания пункта 16 спорного договора следует, что стороны согласились производить учет объема или массы ТКО в соответствии с Правилами N 505, при этом пунктом 17 договора установлено, что порядок учета объема и (или) массы ТКО по настоящему договору может быть изменен по соглашению сторон.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
01.04.2021 от ответчика в адрес ООО "Экология-Новосибирск" поступила заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором ООО "Экология-Новосибирск", согласно которой предоставлена информация, что ответчик является собственником доли нежилого помещения, расположенного по адресу: Новосибирская область, г.Черепаново, ул. Романова, д. 4, в размере 197 кв.м., право собственности зарегистрировано 02.03.2010.
Ввиду отсутствия заключенного с потребителем договора в период до 01.04.2021, услуги по вывозу ТКО по адресу: Новосибирская область, г.Черепаново, ул. Романова, д.4 в отношении объектов индивидуального предпринимателя Милевского А.В. оказывались региональным оператором в соответствии с условиями типового договора, на основании установленного действующим законодательством.
На основании заявки между региональным оператором и индивидуальным предпринимателем заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 2790631 от 07.08.2021. Какие-либо дополнения к указанному договору сторонами не согласовывались, договор вступил в законную силу с момента подписания сторонами, в судебном порядке не оспаривался.
Таким образом, между ООО "Экология-Новосибирск" и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с утвержденной Правилами N 1156 типовой формой договора, в связи с чем вывод ответчика о несоответствии заключенного договора действующему законодательству, не соответствует действительности, и основан на неверном толковании норм права.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 N 176-п "Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Новосибирской области" (далее - Постановление N 176-п) предусмотрен мобильный прием ТКО от потребителей (кольцевой вывоз в мешках). Согласно п. 54 Постановление N 176-п при сборе ТКО по маршрутному графику региональный оператор определяет места приема, а также периодичность вывоза ТКО.
В соответствии с п. 12.1 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 26.09.2016 N 292-п, на территории муниципальных образований организован бесконтейнерный сбор ТКО и с использованием контейнеров, вывоз осуществляется по маршрутному графику (кольцевой вывоз).
Как указано в заявке на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в приложении к указанной заявке от 01.04.2022 и подтверждено ответчиком в апелляционной жалобе, по адресу Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Романова, д.4, оборудованная контейнерная площадка отсутствует.
На лицевой стороне первой страницы заявки от 01.04.2022 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, ИП Милевским А.В. также указана информация "кольцевой вывоз", что говорит о том, что предприниматель обладает информацией об организации вывоза отходов бесконтейнерным способом.
Таким образом, вывоз отходов с адреса ответчика производится в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Новосибирской области, Постановлением Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 N 176-п, согласно установленному графику, размещенному в общем доступе на официальном сайте регионального оператора.
Учитывая, что факт оказания услуг подтвержден документально, доказательств полной оплаты суммы задолженности по оплате услуг по вывозу ТКО ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
На основании п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Согласно условиям договора, предусмотрена ответственность за несвоевременную оплату услуги регионального оператора в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Таким образом, размер неустойки, подлежащей взысканию с ответчика, начисленной на сумму долга, исходя из расчета 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления требования составляет: 28 152 рублей 62 копеек за период с 12.02.2019 по 31.03.2022.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению как несостоятельные.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.09.2022 (резолютивная часть от 10.08.2022) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16930/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Милевского Алексея Викторовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2022.
Судья |
Е.А. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16930/2022
Истец: ООО "Экология-Новосибирск"
Ответчик: ИП Милевский Алексей Викторович