г. Санкт-Петербург |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А56-28077/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Серебровой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Чечетка С.С.
при участии:
от заявителя: Зубко В.М. по доверенности от 05.11.2019, Борисенко Т.Н. по доверенности от 06.07.2022
от заинтересованного лица: Власов А.А. по доверенности от 20.12.2021,
Колбас А.А. по доверенности от 24.01.2022
от 3-го лица-1: Целиков Д.В. по доверенности от 18.10.2021,
Шалманов Е.Г. по доверенности от 18.10.2021
от 3-го лица-2: не явился, извещен надлежащим образом
от иного лица: эксперт НИУ ВШЭ Трегубов А.И. на основании доверенности от 18.10.2022 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-40724/2021, 13АП-40727/2021) Комитета по тарифам Санкт-Петербурга и ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2021 по делу N А56-28077/2020, принятое
по заявлению ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
3-и лица: 1) ПАО "Россети Ленэнерго", 2) Минстрой России
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (ОГРН: 1037832047384, адрес: 197342, Санкт-Петербург, ул. Торжковская, 5; далее - ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (ОГРН: 1037851017973, адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 14/52, лит. А; далее - Комитет, заинтересованное лицо), изложенного в извещении об отсутствии оснований для установления тарифов от 30.12.2019 N 01-14-3441/19-0-1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (ОГРН: 1027809170300, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, 1; далее - ПАО "Россети Ленэнерго", третье лицо-1), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН: 1127746554320, адрес: 127051, Москва, ул. Садовая-Самотёчная, д. 10, стр. 1; далее - Минстрой России, третье лицо-2).
Решением от 27.10.2021 суд первой инстанции признал недействительным решение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, изложенное в извещении об отсутствии оснований для установления тарифов от 30.12.2019 N 01-14-3441/19-0-1; взыскал с Комитета по тарифам Санкт-Петербурга в пользу ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. и расходы на проведение судебной экспертизы в размере 250 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Комитет и ПАО "Россети Ленэнерго" обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет указывает на то, что согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии, при этом заявителем заключенные договоры о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии между истцом (исполнитель) и потребителями (напр., ПАО "Россети Ленэнерго", АО "ПСК"), не представлены. Кроме того, Комитет указывает на то, что вопреки выводам эксперта, положенного в основу обжалуемого решения суда первой инстанции, заявителем не представлены достаточные правоустанавливающие документы для определения факта владения, а также количественно-технических характеристик электросетевого оборудования Предприятия.
ПАО "Россети Ленэнерго" в своей апелляционной жалобе указало на то, что экспертное заключение ООО "Центр энергосбережания", положенное в основу принятого судом решения, является недопустимым доказательством по делу; Предприятие не соответствует Критериям отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. По мнению подателя жалобы, Предприятие не соответствует Критериям, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии), а именно: владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 рассмотрение апелляционных жалоб Комитета по тарифам Санкт-Петербурга и ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2021 по делу N А56-28077/2020 приостановлено в связи с назначением повторной судебной экспертизы по делу на основании части 2 статьи 87 АПК РФ.
Определением (протокольным) Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционных жалоб Комитета по тарифам Санкт-Петербурга и ПАО "Россети Ленэнерго" возобновлено в связи с поступлением в материалы дела от НИУ "Высшая школа экономики" заключения экспертов. В судебном заседании 19.09.2022 представитель Предприятия представил возражения на экспертное заключение НИУ "Высшая школа экономики".
Определением от 04.10.2022 апелляционный суд отложил рассмотрение апелляционных жалоб на 24.10.2022, обязав экспертов НИУ "ВШЭ" дать пояснения на поставленные заявителем вопросы, а также сообщить Тринадцатому арбитражному апелляционному суду о возможности участия в судебном заседании экспертов Долматова И.А., Бржезянского С.Э., Трегубова А.И. для дачи пояснений по экспертному заключению по делу N А56-28077/2020 лично или посредством веб-конференции.
18.10.2022 поступило ходатайство НИУ "ВШЭ" об участии в судебном заседании посредством веб-конференции эксперта Трегубова А.И. Заявленное ходатайство удовлетворено апелляционным судом 19.10.2022.
В судебном заседании 24.10.2022 в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена состава суда, судья Протас Н.И. заменена на судью Денисюк М.И.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 86 АПК РФ, по ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе арбитражного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание. На основании абзаца третьего части 3 статьи 86 АПК РФ эксперт вправе дать по экспертному заключению необходимые пояснения, а также обязан ответить на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда.
В судебном заседании эксперт НИУ "ВШЭ" Трегубов А.И. предупрежден апелляционным судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Представитель заявителя задал вопросы по экспертному заключению НИУ "ВШЭ", эксперт НИУ "ВШЭ" Трегубов А.И. дал ответы на поставленные вопросы, что зафиксировано посредством аудиозаписи судебного заседания апелляционного суда от 24.10.2022 в порядке статьи 155 АПК РФ.
В судебном заседании представители Комитета по тарифам Санкт-Петербурга и ПАО "Россети Ленэнерго" поддержали доводы своих апелляционных жалоб, представители ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" возражали против удовлетворении апелляционных жалоб, поддержали свои возражения на экспертное заключение НИУ "Высшая школа экономики".
Минстрой России, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие третьего лица-2 в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Предприятие обратилось в Комитет с заявлением от 15.11.2019 N 1204 и приложенными к нему расчетными и обосновывающими материалами для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Предприятия на территории Санкт-Петербурга на 2020 год.
Комитетом принято следующее решение, изложенное в извещении от 30.12.2019: определить, что основания для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Предприятия на территории Санкт-Петербурга на 2020 год отсутствуют в связи с несоответствием Предприятия следующему критерию отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям:
- владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Не согласившись с данным решением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные Предприятием требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционные жалобы, выводы экспертного заключения НИУ "ВШЭ", выслушав представителей сторон, третьего лица, эксперта НИУ "ВШЭ", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда в виду следующего.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования N 1178).
Согласно абзацу второму пункта 24 Правил регулирования N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно абзацу третьему пункта 24 Правил регулирования N 1178, в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким Критериям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В силу абзаца тридцать первого статьи 3 Закона N 35-ФЗ территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Указанные критерии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии) и представляют собой требования к техническим параметрам названных объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, другого предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электрической энергии оборудования), количественным и качественным показателям деятельности их собственников (владельцев).
В соответствии с пунктом 1 Критериев (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обращения Предприятия в Комитет с заявлением от 15.11.2019 N 1204), сетевая организация должна владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
Согласно пункту 2 Критериев одним из необходимых условий для отнесения владельца объекта электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 указанных критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Предприятием требования, пришел к выводу о том, что представленные Предприятием в Комитет документы являются достаточными для установления тарифов на 2020 год, подтверждающими владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями и линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), соответствующими требованиям пунктов 1 и 2 Критериев.
Апелляционным судом установлено, что ООО "Центр энергосбережения" (далее - ООО ЦЭС), экспертное заключение которого положено в основу принятого судом первой инстанции решения, являлся победителем конкурса N 0572400000118000003.
Предметом данного конкурса являлось оказание услуг по проведению комплексного энергетического обследования с составлением энергетического паспорта объектов ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России", расчету и обоснованию значений нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям предприятия и утверждению указанных нормативов в Минэнерго России, подготовке комплекта обосновывающих документов для регулирования услуг по передаче электроэнергии по электрическим сетям ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 01.03.2018 N ПР01 победителем признано ООО "ЦЭС", заключен государственный контракт 00000000069170010002/N КЭСБ-18-008 (далее - государственный контракт).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1.9 Технического задания к государственному контракту содержанием услуг, в том числе, является:
"... 25. Подготовка предложений ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" по формированию тарифа на услуги по передаче электрической энергии в электрических сетях, в том числе:
25.1 Составление и согласование с сетевыми организациями баланса электрической энергии и мощности на 2018-2019 гг.
25.2 Подготовка обосновывающих материалов по расчету тарифов на передачу электрической энергии в электрических сетях ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России".
26. Подготовка комплекта документов необходимых для расчета тарифа по передаче электроэнергии (мощности).
27. Техническое и консультационное сопровождение, в том числе, участие в совещаниях представителей Исполнителя:
27.1. При рассмотрении расчетных и обосновывающих материалов по экономически обоснованным тарифам на передачу электрической энергии Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга;
27.2. При согласовании с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации Технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" на 2019 год по Санкт-Петербургу;
27.3. При согласовании с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга баланса электрической энергии;
27.4. При согласовании с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга результатов расчета тарифов на передачу электрической энергии в электрических сетях ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" на 2019 год по Санкт-Петербургу".
Исходя из актов сдачи-приемки оказанных услуг по государственному контракту, услуги оказаны в полном объеме. Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу о том, что именно ООО "ЦЭС" подготовило обосновывающие материалы по расчету тарифов на передачу электрической энергии в электрических сетях ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России"; сформировало комплект документов, необходимых для расчета тарифа по передаче электроэнергии (мощности).
Следовательно, действия ООО "ЦЭС" по Контракту были прямо направлены на установление тарифов.
Согласно части 1 статьи 87 АПК РФ в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.
В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (часть 2 статьи 87 АПК РФ).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, апелляционный суд, с учетом сведений, поступивших из экспертных учреждений, а также мнения представителей сторон и третьего лица, счел необходимым назначить по делу повторную судебную экспертизу по делу, поскольку для установления соответствия Предприятия на момент обращения в Комитет с заявлением для установления тарифов на 2020 год пунктам 1, 2 Критериев требовались специальные познания. Проведение судебной экспертизы определено поручить экспертам Институту экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ "Высшая школа экономики" (адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 13, стр. 4) Долматову Илье Алексеевичу, Бржезянскому Станиславу Эдмондовичу и Трегубову Андрею Ивановичу.
На разрешение экспертов поставить следующие вопросы: являются ли представленные ФКП "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга документы достаточными для установления тарифов на 2020 год и подтверждающими:
- владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Санкт-Петербурга, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА;
- владение на праве собственности и (или) на ином законом оснований на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах СанктПетербурга, непосредственно соединенными силовыми трансформаторными и иными подстанциями, с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Санкт-Петербурга, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, сумма протяженности которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
- 110 кВ и выше;
- 35 кВ;
- 1-20 кВ;
- ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Согласно выводам, изложенным в Заключении экспертов НИУ "ВШЭ" по делу N А56-28077/2020:
"1. Представленные ФКП "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга документы подтверждают владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Санкт-Петербурга, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
2. Представленные ФКП "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга документы не подтверждают владение на праве собственности и (или) на ином законом оснований на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Санкт-Петербурга, непосредственно соединенными силовыми трансформаторными и иными подстанциями, с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Санкт-Петербурга, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, сумма протяженности которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
- 110 кВ и выше;
- 35 кВ;
- 1-20 кВ;
- ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Данный вывод о несоответствии обоснован тем, что ФКП "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" на праве оперативного управления владеет линиями электропередачи общей протяженностью 46 403 м только одного класса напряжения - 110 кВ, в то время как необходимо владеть линиями электропередачи общей протяженностью не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
- 110 кВ и выше;
- 35 кВ;
- 1-20 кВ;
- ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи".
Судебная экспертиза назначена определением апелляционного суда от 01.06.2022 и проведена по правилам, предусмотренным статьями 82, 83, 86 АПК РФ, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертное заключение соответствует требованиям законодательства об экспертной деятельности и федеральным стандартам, предъявляемым к такому роду работ, в связи с чем оснований сомневаться в компетентности экспертов у суда апелляционной инстанции не имеется. В заключении экспертов отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в его выводах отсутствуют.
С учетом вышеназванных норм апелляционный суд, оценив заключение экспертов на основании статьи 71 АПК РФ, признает, что оно соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам данного вида, поэтому оснований для признания его ненадлежащим доказательством не имеется.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), в силу части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит исследованию и оценке судом наравне с другими представленными доказательствами. В соответствии с абзацами вторым и третьим части 3 статьи 86 АПК РФ по ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе арбитражного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание. Эксперт после оглашения его заключения вправе дать по нему необходимые пояснения, а также обязан ответить на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда.
По ходатайству заявителя апелляционным судом направлены экспертам НИУ "ВШЭ" для дачи пояснений на поставленные заявителем вопросы.
20.10.2022 в ответ на запрос апелляционного суда от 07.10.2022 поступили письменные ответы на вопросы по результатам проведенной экспертизы, поставленные заявителем.
Первый вопрос Предприятия: "Почему при проведении экспертизы не рассматривалась первичная экспертиза и ее выводы в нарушении требований п.п. 1.3, 1.4 "Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2002 N 346?".
Согласно ответу на первый вопрос экспертом пояснено: "Формулировка вопросов, указанных в Определении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 г. по делу N А56-280077/2020, однозначно указывает на основании каких материалов должны быть предоставлены ответы. Это - "представленные ФКП "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" в Комитет по тарифам Санкт Петербурга документы".
Вопросы в Определении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 г. по делу N А56-280077/2020 имеют следующую формулировку:
"Являются ли представленные ФКП "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" в Комитет по тарифам Санкт Петербурга документы достаточными для установления тарифов на 2020 год и подтверждающими:
- владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Санкт-Петербурга, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 MB А;
- владение на праве собственности и (или) на ином законом оснований на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Санкт Петербурга, непосредственно соединенными силовыми трансформаторными и иными подстанциями, с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Санкт-Петербурга, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 MB А, сумма протяженности которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
- 110 кВ и выше;
- 35 кВ;
- 1-20 кВ;
- ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи."
Второй вопрос Предприятия: "На каком основании экспертами установлена обязательность наличия в Заявке однолинейных схем?"
Согласно ответу на второй вопрос экспертом пояснено: "Согласно подпункта 16 пункта 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" документы, прилагаемые к Заявке, содержат:
"утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям)."
Третий вопрос Предприятия: "Почему в Таблице N 3 Заключения экспертами указано наличие Актов о приеме-передачи линий электропередач:
- поз.9. Кабельная линия 35 кВ от ПС 110/35/6 кВ "Дамба-2" до ПС35/6 кВ протяженностью 1 800 метров, полученная по Акту приема-передачи от 17.03.2004 года;
- поз. 10. Кабельная линия 35 кВ от ПС 110/35/6 кВ "Дамба-2" до ПС35/6 кВ протяженностью 1 800 метров, полученная по Акту приема-передачи от 17.03.2004 года;
- поз. 11. Воздушная линия 35 кВ от ПС 110/35/6 кВ "Дамба-2" до ПС35/6 кВ на пл. Бронка протяженностью 950 метров, полученная по Акту приема-передачи от 17.03.2004 года;
- поз. 12. Воздушная линия 35 кВ от ПС 110/35/6 кВ "Дамба-2" до ПС35/6 кВ на пл. Бронка протяженностью 950 метров, полученная по Акту приема-передачи от 17.03.2004 года;
- поз. 13. Кабельная линия 6 кВ от ПС 35/6 кВ на пл. Бронка-1 до 2КТПН250 6/04 кВ. протяженностью 700 метров полученная по Акту приема-передачи от 05.02.2013 года;
- поз. 14. Кабельная линия 6 кВ от ПС 35/6 кВ на пл. Бронка-1 до 2КТПН250 6/04 кВ. протяженностью 700 метров полученная по Акту приема-передачи от 05.02.2013 года,
а в выводах указано: "владеет линиями электропередачи общей протяженностью 46 403 м только одного класса 110 кВ"?".
Согласно ответу на третий вопрос экспертом пояснено: "Согласно Критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184, электросетевое оборудование должно использоваться для осуществления регулируемого вида деятельности - передачи электрической энергии присоединенным к электрическим сетям потребителям.
Следовательно, при рассмотрении на соответствие электросетевой организации (ФКП "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации") утвержденным Критериям учитываться может только то ее электросетевое оборудование, которое используется на праве оперативного управления и участвует в передаче электрической энергии потребителям, присоединенным к электрическим сетям ФКП "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
Наличие потребителей, присоединенных к сетям ФКП "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" устанавливалось на основании актов разграничения балансовой принадлежности и анализа представленной в материалах нормальной схемы электрических соединений КЗС г. Санкт-Петербурга.
В заключении экспертов указаны результаты анализа представленных в Заявке материалов на предмет использования электросетевого оборудования Заявителя для ведения регулируемой деятельности по передаче электроэнергии потребителям.
Согласно данным результатам анализа, указанные в вопросе линии электропередач не используются ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" для передачи электрической энергии потребителям. Это стало основанием для исключения их протяженности из общей протяженности электрических сетей, эксплуатируемых ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России".
Таким образом, приведенные Предприятием возражения свидетельствуют о несогласии с выводами экспертов, однако, несогласие с экспертным заключением само по себе не свидетельствует о его недостоверности.
При этом апелляционным судом принято во внимание, что допустимых доказательств, свидетельствующих о нарушении экспертами при проведении экспертного исследования требований действующего законодательства, Предприятием не представлено.
Более того, в суде апелляционной инстанции экспертами представлены письменные ответы на вопросы Предприятия, изложенные в возражениях на экспертное заключение, судом удовлетворено ходатайство о вызове эксперта в судебное заседание, экспертом НИУ "ВШЭ" Трегубовым А.И. в режиме веб-конференции даны соответствующие пояснения на вопросы представителя Предприятия в судебном заседании 24.10.2022.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Предприятием при обращении в Комитет с заявлением от 15.11.2019 N 1204 для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Предприятия на территории Санкт-Петербурга на 2020 год не представлены достаточные правоустанавливающие документы для определения факта владения, а также количественно-технических характеристик электросетевого оборудования Предприятия, в связи с чем Комитетом обоснованно вынесено решение, изложенное в извещении об отсутствии оснований для установления тарифов от 30.12.2019 N 01-14-3441/19-0-1.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции от 27.10 2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Предприятием требований.
По результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и в соответствии со статьей 110 АПК РФ с Предприятия в пользу ПАО "Россети Ленэнерго" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., расходы по оплате судебной экспертизы в суде апелляционной инстанции в размере 600 000 руб.
Излишне уплаченная ПАО "Россети Ленэнерго" государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109 АПК РФ экспертные услуги подлежат оплате в сумме 600 000 руб. по счету 0000-000676 от 14.06.2022, представленному экспертной организацией (НИУ "ВШЭ").
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 октября 2021 года по делу N А56-28077/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Федеральному казенному предприятию "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" отказать.
Взыскать с Федерального казенного предприятия "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" в пользу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Взыскать с Федерального казенного предприятия "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" в пользу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 600 000 руб.
Перечислить с депозитного счета Тринадцатого арбитражного апелляционного суда на счет Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (ОГРН: 1027739630401, Банк получателя: ПАО СБЕРБАНК г. Москва, счет N 40503810938184000003, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225) денежные средства в сумме 600 000 руб. в качестве оплаты судебной экспертизы на основании счета N0000-000676 от 14.06.2022.
Возвратить из федерального бюджета публичному акционерному обществу "Россети Ленэнерго" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28077/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДИРЕКЦИЯ КОМПЛЕКСА ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "Аутсорсинг и консалтинг", ООО "центр энергоснабжения", ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-408/2023
31.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40724/2021
27.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-28077/20
29.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28455/20