г. Пермь |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А60-23308/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой У.В.,
судей Дружининой Л.В., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Субботиной Е.Е.,
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 августа 2022 года
по делу N А60-23308/2022
по иску Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" (ОГРН 1056603530510, ИНН 6670081969; далее - учреждение)
к Муниципальному образованию город Екатеринбург в лице Администрации города Екатеринбурга (ОГРН 1046603983800, ИНН 6661004661; далее - МО г. Екатеринбург в лице Администрации), Министерству здравоохранения Свердловской области (ОГРН 1036603497028, ИНН 6660010415; далее - Минздрав Свердловской области), Министерству финансов Свердловской области (ОГРН 1026605256589, ИНН 6661004608; далее - Минфин Свердловской области)
о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг,
при участии в судебном заседании:
от учреждения: Иванова А.В., доверенность от 29.12.2021 N 05/15-69;
от иных лиц: не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к МО г. Екатеринбург в лице Администрации о взыскании 3 712 854 руб. 18 коп. задолженности за оказанные услуги по заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний COVID-19.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Минздрав Свердловской области, Минфин Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2022 исковые требования к МО г. Екатеринбург в лице Администрации удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении исковых требований к Минздраву Свердловской области, Минфину Свердловской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что судом сделан неправильный вывод о наличии у МО г. Екатеринбург обязанности по оплате оказанных услуг, не принято во внимание отсутствие у МО расходных полномочий, отсутствие финансирования со стороны Минздрава Свердловской области и Минфина Свердловской области на проведение заключительной дезинфекции. Ссылаясь на пункты 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), часть 10 статьи 5 Закона Свердловской области от 21.11.2012 N 91-03 "Об охране здоровья граждан в Свердловской области" (далее - Закон СО N 91-03), часть 1.1 пункта 2 статьи 2, пункт 2 статьи 4 Закона Свердловской области от 09.11.2011 N 120-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" государственными полномочиями Свердловской области по организации оказания медицинской помощи" (далее - Закон СО N 120-03), Постановление Правительства Свердловской области от 28.12.2011 N 1835-ПП "О мерах по реализации Закона Свердловской области от 9 ноября 2011 года N 120-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" государственными полномочиями Свердловской области по организации оказания медицинской помощи", заявитель жалобы указывает, что финансирование мероприятий по проведению дезинфекции на территории МО г. Екатеринбург осуществлялось в 2020 г. за счет средств бюджета Свердловской области, в бюджете муниципального образования средств на оплату дезинфекции не предусматривалось, финансирование (субвенции из областного бюджета) Минздравом Свердловской области предоставлялось на сумму, в пределах которой должны быть оказаны услуги, муниципальные контракты на выполнение заключительной дезинфекции в 2020 г. заключены Управлением здравоохранения Администрации в пределах предоставленных бюджетных ассигнований, орган местного самоуправления ограничен теми денежными средствами, которые ему предоставлены из бюджета Свердловской области и в случае окончания финансирования исполнение обязательств органом местного самоуправления невозможно. Апеллянт считает, что судом не приняты во внимание доводы о смене с 01.01.2021 собственника медицинских учреждений, полагает, что проведение дезинфекции является расходным полномочием субъекта Российской Федерации, в связи с чем неисполненные обязательства по организации оказания медицинской помощи должны быть исполнены за счет средств областного бюджета. Срочность и незамедлительный характер проведения мероприятий по заключительной дезинфекции, по мнению Администрации, не являются безусловным основанием для возложения на МО обязанности по оплате оказанных истцом услуг в спорные периоды в отсутствие договорных отношений и финансирования. Заявитель жалобы полагает, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства дела и сделал неверный вывод о распространении действия ранее заключенных контрактов между Управлением здравоохранения Администрации и истцом на правоотношения истца и Больницы, указывает, что в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов их цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, обязательства по контрактам исполнены в полном объеме в рамках представленных субвенций из бюджета Свердловской области, услуги, оказанные сверх цены контрактов, Управлением здравоохранения Администрации не принимались (акты не подписывались). Кроме того, апеллянт не согласен с выводом суда о непринятии Администрацией мер для получения денежных средств на оплату оказанных истцом услуг. По мнению заявителя жалобы, оказывая услуги без муниципального контракта, заключение которого в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является обязательным, истец не мог не знать, что услуги выполняются им при отсутствии обязательств, следовательно, несет риск причинения убытков без достигнутого в установленном законом порядке соглашения.
От истца и Минфина Свердловской области в материалы дела поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они с доводами Администрации не согласились, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения. Минфином Свердловской области в отзыве на жалобу заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца с доводами Администрации не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Администрация, Минфин и Минздрав Свердловской области извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Приказом Минздрава Свердловской области от 30.04.2020 N 750-п "Об организации мероприятий по заключительной дезинфекции и обследованию контактных в очагах инфекционных заболеваний на территории Свердловской области в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19" утвержден порядок организации мероприятий по заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний.
В соответствии с данным приказом в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 учреждением в 2020 г. оказывались услуги по проведению заключительной влажной дезинфекции в домашних очагах инфекционных заболеваний COVID-19 медицинским учреждениям. Заказчиком по контрактам на оказание услуг по заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний на территории МО г. Екатеринбург являлось МО г. Екатеринбург в лице Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга. Учредителем Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга являлась Администрация.
В течение 2020 г. услуги по проведению заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний оказывались истцом в соответствии с муниципальными контрактами, заключенными между ним и Управлением здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга: N 709 от 16.01.2020 на сумму 299 832 руб. (исполнен 24.04.2020, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) N 4886 от 24.04.2020), N 1111 от 25.05.2020 на сумму 495 105 руб. (исполнен 10.06.2020, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) N 7038 от 10.06.2020), N 3819 от 10.07.2020 на сумму 482 244,72 руб. (исполнен 17.08.2020, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) N 8983 от 17.08.2020., N 27296 от 08.09.2020 на сумму 11 974 000 руб. (исполнен в декабре 2020 г., что подтверждается актами выполненных работ (оказанных услуг) N 15326 от 10.11.2020, N 16917 от 07.12.2020, N 17606 от 17.12.2020, N 17834 от 21.12.2020)
Факт оказания истцом услуг подтверждается подписанными с медицинскими учреждениями актами о приемке оказанных услуг и отчетами к ним от 27.08.2020, 31.07.2020, 31.08.2020, 07.09.2020, 01.09.2020, а именно:
- с муниципальным автономным учреждением "Детская городская клиническая больница N 9" (после 01.01.2021 - государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Детская городская клиническая больница N 9 город Екатеринбург") от 27.08.2020 (17 домашних очагов на сумму 30 384 руб.) и от 07.09.2020 (34 домашних очага на сумму 72 440,52 руб.);
- с муниципальным бюджетным учреждением "Центральная городская клиническая больница N 6" (после 01.01.2021 - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6 город Екатеринбург") от 31.07.2020 (575 домашних очагов на сумму 703 800 руб.);
- с муниципальным автономным учреждением "Детская городская больница N 8" (после 01.01.2021 - государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница N 8 город Екатеринбург") от 31.08.2020 (3 домашних очага на сумму 5147,56 руб.);
- с муниципальным автономным учреждением здравоохранения "Центральная городская больница N 3" (после 01.01.2021 - государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 3 город Екатеринбург") от 31.07.2020 (724 домашних очага на сумму 886 176 руб.);
- с обществом с ограниченной ответственностью "Медицинское объединение "Новая больница" от 31.07.2020 (99 домашних очагов на сумму 121 176 руб.);
- с муниципальным автономным учреждением "Центральная городская клиническая больница N 24" (после 01.01.2021 - государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 24 город Екатеринбург") от 31.08.2020 (34 домашних очага на сумму 42 333,70 руб.) и от 31.07.2020 (22 домашних очага на сумму 26 928 руб.);
- с муниципальным автономным учреждением "Детская городская клиническая больница N 11" (после 01.01.2021 - государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Детская городская клиническая больница N 11") от 01.09.2020 (1 домашний очаг на сумму 2883 руб.);
- с муниципальным автономным учреждением "Детская городская поликлиника N 13" (после 01.01.2021 - государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Детская городская поликлиника N 13 город Екатеринбург") от 01.09.2020 (1 домашний очаг на сумму 2883 руб.);
- с муниципальным бюджетным учреждением "Центральная городская больница N 2 имени А.А. Миславского" (после 01.01.2021 - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 2 имени А.А. Миславского город Екатеринбург") от 07.09.2020 (719 домашних очагов на сумму 371 318,20 руб.) и от 31.07.2020 (659 домашних очагов на сумму 806 616 руб.);
- с муниципальным автономным учреждением "Центральная городская больница N 20" (после 01.01.2021 - государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 20 город Екатеринбург") от 31.07.2020 (180 домашних очагов на сумму 490 154,70 руб. и от 31.08.2020 (92 домашних очага на сумму 150 613,50 руб.).
Общая сумма задолженности за фактически оказанные услуги по расчету истца составила 3 712 854 руб. 18 коп.
Неисполнение ответчиками обязанности по оплате услуг послужило основанием для обращения учреждения в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым иском о взыскании стоимости услуг.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности факта оказания учреждением услуг по договору и возникновения обязанности по их оплате на стороне МО г. Екатеринбург в лице Администрации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе Администрации, возражения, изложенные в отзывах на жалобу, пояснения представителя истца в судебном заседании, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статьи 310, 408 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно пункту 4.1 Методических рекомендаций МР 3.1.0170-20 "Профилактика инфекционных болезней эпидемиология и профилактика COVID-19" (далее - МР 3.1.0170-20) противоэпидемические мероприятия представляют собой комплекс мер, направленных на предотвращение распространения инфекции.
Пунктами 6.1. 6.2 МР 3.1.0170-20 определено, что одним из важнейших мероприятий по снижению рисков распространения COVID-19 является дезинфекция.
С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства из различных химических групп, зарегистрированные в установленном порядке, в инструкциях по применению которых есть режимы для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Дезинфекция проводится в жилых и офисных помещениях, на транспорте, на предприятиях общественного питания и торговли, других объектах.
Профилактическая дезинфекция начинается при возникновении угрозы заболевания с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей на объектах, в учреждениях, на территориях и так далее, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
Текущую дезинфекцию в очаге (в присутствии больного) проводят в течение всего времени болезни.
Заключительную дезинфекцию проводят после выздоровления или убытия больного.
Заключительная дезинфекция в непрофильной медицинской организации (где зарегистрированные случаи COVID-19) проводится силами специализированных (дезинфекционных) организаций или обученным персоналом (пункт 6.4 МР 3.1.0170-20).
В домашних очагах, в организациях (кроме медицинских), транспортных средствах, попадающих в границы очага заключительная дезинфекция проводится уполномоченными организациями дезинфекционного профиля.
В целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Роспотребнадзором в письме от 03.04.2020 N 02/5925-2020-24 даны рекомендации по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах.
В случае ухудшения эпидемиологической обстановки в населенных пунктах с целью предотвращения распространения, профилактики и борьбы с инфекциями, вызванными коронавирусами, наряду с обязательным проведением профилактической и очаговой (текущей, заключительной) дезинфекции в помещениях различных организаций, целесообразно проведение профилактической дезинфекции объектов на открытых пространствах населенных пунктов и мест общего пользования в многоквартирных жилых домах (МКД).
В многоквартирных домах рекомендуется проведение профилактической дезинфекции в местах общего пользования - подъезды, тамбуры, холлы, коридоры, лифтовые холлы и кабины, лестничные площадки и марши, мусоропроводы.
В многоквартирных жилых домах в целях обеспечения безопасного использования дезинфицирующих средств и недопущения их возможного негативного воздействия на здоровье проживающих целесообразно проводить дезинфекционные мероприятия в ночное время с обязательным информированием населения о предстоящей обработке.
В соответствии с санитарными правилами СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции COV1D-19" противоэпидемические мероприятия в отношении новой коронавируной инфекции включают в себя проведения ряда комплексных мероприятий, направленных на предотвращение завоза и распространения инфекции и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 5 Закона СО N 91-03 осуществление мероприятий по проведению дезинфекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации организует уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны здоровья.
Полномочия по организации оказания медицинской помощи на период 2020 г. переданы органам местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" в соответствии с Законом СО N 120-03.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона СО N 120-03 органы местного самоуправления МО г. Екатеринбург при осуществлении переданных им государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи в пределах их компетенции обязаны осуществлять организацию мероприятий по проведению дезинфекции в порядке, установленном органом государственной власти Свердловской области в сфере здравоохранения.
Приказом Минздрава Свердловской области от 30.04.2020 N 750п "Об организации мероприятий по заключительной дезинфекции и обследованию контактных в очагах инфекционных заболеваний на территории Свердловской области в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вызываемой COVID-19" утвержден порядок организации мероприятий по заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний, согласно которому заключительная дезинфекция в очагах инфекционных заболеваний или при подозрении на заболевание инфекционными заболеваниями, в том числе и COVID-19 производится силами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", а также иными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Заявка на заключительную дезинфекцию в филиалы учреждения либо другую организацию подается в течение часа после изоляции, госпитализации больного или изменения диагноза, медицинским работником, ваявшим больного.
Во исполнение указанного Приказа Минздрава Свердловской области Управлением здравоохранения Администрации города Екатеринбурга издано Распоряжение от 12.10.2020 N 730/46/35 "Дополнение к Распоряжению Управления здравоохранения от 03.08.2020 N 588/46/35 "Об организации мероприятий по заключительной дезинфекции в семейно-квартирных очагах инфекционных заболеваний", которым утвержден Алгоритм действий по организации заключительной дезинфекции в очагах новой коронавирусной инфекции COVID-19 после госпитализации (изоляции) больного.
Согласно указанному Алгоритму акты выполненных работ в разрезе территориальных медицинских организаций и акты обследования семейно-квартирных очагов с определением границ очага и подписание документов у руководителей территориальных медицинских организаций, подавших заявку на заключительную дезинфекцию. Акты подписываются по итогам месяца до 07 числа месяца следующего за отчетным периодом. После подписания акты концентрируются в ОДДиД ЦЕФ ФБУЗ. ЦЕФ формирует общий акт на выполненные работы.
Пакет документов, в том числе платежных направляется в адрес главного внештатного эпидемиолога Управления здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга. После его согласования - в Управление здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга для дальнейшей оплаты оказанных услуг.
Письмом Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области в ответ на обращение ГАУЗ СО "ЦГКБ N 23" "Об оплате расходов на дезинфекцию" разъяснено, что в соответствии с частью 10 статьи 5 Закона СО N 91-03 осуществление мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством РФ организует уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере охраны здоровья граждан, соответственно расходы медицинских организаций по проведению дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний в условиях распространения коронавирусной инфекции COV1D-19, является расходным обязательством бюджета.
На основании изложенного расходы на проведение заключительной дезинфекции в очагах возникновения инфекции несут территориальные органы Роспортребнадзора либо указанные мероприятия финансируются и оплачиваются за счет соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Как следует из материалов дела, в 2020 г. между учреждением (исполнитель) и Управлением здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга (муниципальный заказчик) заключено четыре муниципальных контракта на оказание услуг: заключительная дезинфекция (влажная и камерная) в семейно-квартирных очагах инфекционных заболеваний: N 709 от 16.01.2020, N 1111 от 25.05.2020, N 3819 от 10.07.2020, N 27296 от 08.09.2020.
Сроки действия муниципальных контрактов определены сторонами до 31.12.2020. В соответствии с условиями указанных муниципальных контрактов истец как исполнитель обязался оказать услуги по проведению заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний COVID-19 по заявке муниципальных медицинских учреждений. Медицинские учреждения должны принять данные услуги и подписать акты о приемке оказанных услуг, Управление здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга - оплатить оказанные услуги.
В период действия муниципальных контрактов Управление здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга выполняло функцию учредителя по отношению к медицинским учреждениям, которые приняли спорные услуги, в условия контрактов были включены положения об участии в оказании услуг медицинских учреждений города Екатеринбурга.
В соответствии с Приложением N 1 к указанным контрактам заключительная дезинфекция проводилась по заявке медицинских учреждений города Екатеринбурга. Соответственно, медицинские учреждения являлись получателями услуг, но не заказчиками или плательщиками.
При данных обстоятельствах обязанность по оплате оказанных услуг по указанным контрактам возникла у Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга.
В настоящее время Управление здравоохранения Администрации города Екатеринбурга в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.10.2020 N 2117 "О ликвидации Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга" ликвидировано учредителем - Администрацией города Екатеринбурга.
При рассмотрении спора судом первой инстанции правомерно и обоснованно принято во внимание, что мероприятия по проведению заключительной дезинфекции носили незамедлительный характер и были направлены на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, имели особую важность, были жизненно необходимы для населения города Екатеринбурга.
Вопреки доводам Администрации, факт оказания услуг в заявленном истцом объеме и указанной в иске стоимостью подтверждается представленными в материалы дела актами оказанных услуг и отчетами к ним.
Возражения ответчика относительно стоимости услуг рассмотрены и отклонены судом, поскольку доказательств, опровергающих стоимость услуг, отраженную в подписанных в двустороннем порядке актах и отчетах не представлено. Представленный Администрацией контррасчет задолженности на сумму 3 059 886 руб. 26 коп. (из расчета 12 руб. 24 коп.) не принят судом первой инстанции с учетом приказа ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" от 10.10.2019 N 02-01-01-01/385 "О введении перечня и размера платных услуг, относящимся к иным видам деятельности ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" и пояснений учреждения в судебных заседаниях.
Довод Администрации о том, что услуги оказаны в отсутствие муниципального контракта, поэтому не подлежат оплате, отклоняется в связи со следующим.
Действительно, по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
Однако не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления или в случаях когда выполнение работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях экстренного осуществления поставки товаров, выполнение работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения (пункты 21-24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в г. Екатеринбурге учреждение не могло прекратить обработку жилых помещений, из которых госпитализировались граждане, больные коронавирусной инфекцией, поэтому оказание услуг в периоды между прекращением одного контракта и заключением следующего являлось исключительной мерой, направленной на обеспечение безопасности и сохранения жизни населению города Екатеринбурга.
Мероприятия по проведению заключительной дезинфекции носили незамедлительный характер и были направлены на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, имели особую важность, были жизненно необходимы для населения города Екатеринбурга. Несвоевременное проведение вышеуказанных мероприятий, либо непроведение их причинило бы существенный вред жизни и здоровью населения города, вышеуказанные дезинфекционные услуги оказывались истцом и в период отсутствия договорных отношений, сверх предусмотренных контрактами объемов.
Вопреки указаниям Администрации, отсутствие бюджетных ассигнований в виде субвенций из областного бюджета основанием для освобождения муниципального образования от оплаты оказанных услуг не является.
Доводы Администрации о том, что в спорный период финансирование мероприятий по проведению дезинфекции на территории муниципального образования "город Екатеринбург" осуществлялось за счет средств Свердловской области, в связи с чем обязанность по оплате оказанных услуг подлежит возложению на Минздрав и Минфин Свердловской области подлежат отклонению с учетом следующего.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.10.2020 N 2117 "О ликвидации Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга" принято решение о ликвидации Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга с 01.01.2021. Управление здравоохранение ликвидировано 08.06.2021 согласно сведениям из Единого реестра юридических лиц. Министерства не являются правопреемниками Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 12.03.2020 N 130-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Свердловской области" Минфин Свердловской области является финансовым органом Свердловской области, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В функции Минфина Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства.
В соответствии с Законом СО N 120-03 органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" в 2020 г. наделялись государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи, в том числе полномочиями по организации осуществления мероприятий по проведению дезинфекции.
Обязательства по оплате услуг по проведению заключительной дезинфекции (кредиторская задолженность) за счет средств бюджета у государственных учреждений здравоохранения Свердловской области, являющихся правопреемниками муниципальных учреждений, отсутствуют.
Судом также отмечено, что порядок финансирования, на который ссылается Администрация, установлен с 01.01.2021, в то время как истцом взыскивается задолженность за услуги, которые оказаны в 2020 г.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их взаимосвязи и совокупности, выслушав доводы и возражения лиц участвующих в деле, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств оплаты задолженности, а также относимых и допустимых доказательств, представленных в опровержение расчета истца, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования учреждения подлежат удовлетворению за счет МО г. Екатеринбург в лице Администрации в размере 3 712 854 руб. 18 коп., в иске к Минфину и Минздраву Свердловской области следует отказать.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Все изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают существенного нарушения судом норм материального и (или) процессуального права, а свидетельствуют о несогласии заявителя с выводами суда, что не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены или изменения решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 августа 2022 года по делу N А60-23308/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
У.В. Журавлева |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23308/2022
Истец: Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСП АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА