г. Санкт-Петербург |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А56-58219/2022 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29755/2022) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2022 по делу N А56-58219/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению акционерного общества "61 бронетанковый ремонтный завод"
к Санкт-Петербургской таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "61 бронетанковый ремонтный завод" (далее - заявитель, Общество, АО "61 бронетанковый ремонтный завод") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - ответчик, Таможня) от 18.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1832/2022, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 05.08.2022, принятым в виде резолютивной части, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 09.08.2022.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Таможня обратилась с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о пропуске срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, являются ошибочными.
В установленный определением срок письменный отзыв на жалобу от Общества не поступил.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Обществом 26.05.2022 в Таможенный орган предоставлена статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED20210526144430914 за отчетный период с 01.03.2021 по 31.03.2021.
Согласно указанной статформе с территории Российской Федерации в Республику Казахстан Обществом в марте 2021 года были вывезены товары: "Танки и прочие боевые самоходные бронированные транспортные средства, с вооружением или без вооружения и их части" по следующим документам: Договор поставки от 15.12.2020 N 350, счет на оплату от 29.12.2020 N 505, счет-фактура от 05.03.2021 N 68, товарная накладная от 05.03.2021 N 23.
За нарушение сроков представления статистической формы учета взаимной торговли Российской Федерации с государствами членами Евразийского экономического союза уполномоченным должностным лицом Таможни 15.04.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 10210000-1832/2022.
Постановлением Таможни от 18.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1832/2022 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу о пропуске годичного срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни в силу следующего.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила).
Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
С учетом пункта 16 Правил непредставление или представление в таможенный орган статистической формы с нарушением установленного срока, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 19.7.13 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено, что АО "61 бронетанковый ремонтный завод" в марте 2021 года вывезло с территории Российской Федерации в Республику Казахстан на основании Договора поставки от 15.12.2020 N 350, счета на оплату от 29.12.2020 N 505, счета-фактуры от 05.03.2021 N 68, товарной накладной от 05.03.2021 N 23 товары: "Танки и прочие боевые самоходные бронированные транспортные средства, с вооружением или без вооружения и их части".
Следовательно, статистическая форма перемещения товара должна была быть представлена в Таможенный орган не позднее 14.04.2021.
Фактически статистическая форма представлена 26.05.2022, то есть с существенным нарушением предусмотренного законом срока, что заявителем не оспаривается.
Таможенный орган в апелляционной жалобе указывает на то, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с 26.05.2021, так как правонарушение является длящимся.
Между тем, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации по непредставлению или несвоевременному представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, вопреки ошибочным выводам Таможни об исчислении срока привлечения к административной ответственности с момента размещения Обществом статформы на информационном ресурсе ФТС (26.05.2021), принимая во внимание установленный для представления спорной статистической формы срок - не позднее 14.04.2021, невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В рассматриваемом случае, как обоснованно указал суд первой инстанции, форма статистической отчетности должна была быть представлена в срок до 14.04.2021, к административной ответственности заявитель мог быть привлечен в срок до 14.04.2022, однако административное дело рассмотрено и постановление вынесено лишь 18.05.2022, то есть за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока.
Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Поскольку истечение срока является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления, иные доводы Таможни, изложенные в апелляционной жалобе, рассмотрению судом не подлежат.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 августа 2022 года по делу N А56-58219/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58219/2022
Истец: АО "61 БРОНЕТАНКОВЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: Санкт-Петербургская таможня