г. Владивосток |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А24-2136/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа,
апелляционное производство 05АП-5250/2022
на решение от 04.07.2022
судьи М.В. Карпачева
по делу N А24-2136/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N 2" (ИНН 4102003872, ОГРН 1024101228788)
к контрольно-счетной палате Вилючинского городского округа (ИНН 4102010260, ОГРН 1104177002863)
третье лицо: отдел физической культуры, спорта и молодёжной политики администрации Вилючинского городского округа (ИНН 4102010260, ОГРН 1104177002863)
о признании недействительным предписания от 19.04.2022 N 1,
при участии:
от контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа: председатель Саврай Л.А. на основании Выписки из ЕГРЮЛ от 25.10.2022, предъявлен паспорт,
от муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N 2", отдела физической культуры, спорта и молодёжной политики администрации Вилючинского городского округа: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа N 2" (далее - заявитель, МБУ "Спортивная школа N 2", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа (далее - Контрольно-счетная палата, КСП Вилючинского городского округа) от 19.04.2022 N 1.
Определением суда от 31.05.2022 к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечен Отдел физической культуры, спорта и молодёжной политики Администрации Вилючинского городского округа.
Решением от 04.07.2022 Арбитражный суд Камчатского края удовлетворил заявленные МБУ "Спортивная школа N 2" требования, признал недействительным предписание Контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа от 19.04.2022 N 1 как несоответствующее требованиям бюджетного законодательства, а также взыскал с Контрольно-счетной палаты в пользу МБУ "Спортивная школа N 2" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Контрольно-счетная палата Вилючинского городского округа, не согласившись с принятым решением, направила в Пятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, по тексту которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В доводах апелляционной жалобы апеллянт указывает, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, в пределах установленных законодательством специальных полномочий. Указанное предписание подписано Саврай Ларисой Александровной как председателем Контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа, то есть уполномоченным лицом. Думой Вилючинского городского округа решение о досрочном освобождении от должности председателя Контрольно-счетной палаты не принималось. Следовательно, оспариваемое предписание Контрольно-счетной палаты в полной мере соответствует установленным к нему требованиям, защищает права и интересы Вилючинского городского округа в области финансово-бюджетных отношений.
Кроме того, ссылается на необоснованный допуск арбитражным судом в качестве представителя МБУ "Спортивная школа N 2" Мигачевой В.В. в связи с отсутствием у указанного лица доверенности на представление интересов учреждения.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Л.А. Бессчасной в отпуске на основании определения суда от 27.10.2022 произведена ее замена на судью Т.А. Солохину, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа поддержала доводы апелляционной жалобы.
МБУ "Спортивная школа N 2", Отдел физической культуры, спорта и молодёжной политики Администрации Вилючинского городского округа, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, письменные отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провела судебное заседание в их отсутствие.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
Судом установлено, что пунктом 1.4 плана работы Контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа на 2021 год предусмотрена проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Вилючинского городского округа муниципальным бюджетным учреждением "Спортивная школа N 2", в том числе в рамках основного мероприятия "Содействие развитию физической культуры муниципальной программы "Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Вилючинском городском округе".
По результатам проверки Контрольно-счетной палатой Вилючинского городского округа выявлены нарушения МБУ "Спортивная школа N 2" положений бюджетного законодательства, о чем составлен акт N 1 от 28.02.2022, в связи с чем, в отношении указанного лица вынесено предписание от 19.04.2022 N 1 с требованием произвести перечисление (возврат) части субсидии на выполнение муниципального задания в доход местного бюджета в размере 679 763, 07 рублей, а также принять решение о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Полагая, что указанное предписание в части обязания МБУ "Спортивная школа N 2" возвратить часть субсидии в размере 679 763, 07 рублей является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, которое было удовлетворено арбитражным судом в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные учреждением требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, оспариваемое предписание Контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа от 19.04.2022 N 1 подписано неуполномоченным лицом, поскольку председатель Контрольно-счетной палаты Саврай Лариса Александровна, подписавшая указанное предписание, признана несостоятельной (банкротом), определением Арбитражного суда от 25.03.2021 (резолютивная часть) по делу N А24-4387/2017 в отношении указанного лица завершена процедура реализации имущества должника, в связи с чем она в соответствии с частью 3 статьи 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не могла исполнять обязанности председателя Контрольно-счетной палаты.
Апелляционная коллегия не соглашается с указанным выводом арбитражного суда в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (пункт 3.1 статьи 270.2 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N6-ФЗ), настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Закона N131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1 статьи 10 Закона N 6-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 16 Закона N 6-ФЗ в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений контрольно-счетных органов, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.
Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем (часть 5 статьи 16 Закона N 6-ФЗ).
На территории Вилючинского городского округа образован и действует орган внешнего государственного финансового контроля - Контрольно-счетная палата Вилючинского городского округа.
Статьей 1 Положения о Контрольно-счетной палате Вилючинского городского округа, утвержденного Решением Думы Вилючинского городского округа Камчатского края от 26.07.2012 N 157/24-5 (далее - Положение о КСП), предусмотрено, что контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Думой Вилючинского городского округа и подотчетна ей.
В силу части 1 статьи 3 Положения о КСП Контрольно-счетная палата образуется в составе председателя, аудитора и аппарата Контрольно-счетной палаты.
Председатель и аудитор Контрольно-счетной палаты назначаются на срок полномочий Думы Вилючинского городского округа, принявшей решение о назначении на должность председателя и аудитора Контрольно-счетной палаты (часть 3 статьи 3 Положения).
Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно (часть 1 статьи 11 Положения о КСП).
Пунктом 2 части 2 статьи 8 Положения о КСП предусмотрено, что внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой, в том числе в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета.
Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1 статьи 9 Положения о КСП).
Согласно части 4 статьи 16 Положения о КСП в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий, Контрольно-счетная палата направляет в органы местного самоуправления Вилючинского городского округа и организации и их должностным лицам предписание.
Предписание Контрольно-счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание Контрольно-счетной палаты подписывается председателем Контрольно-счетной палаты, а в случае его отсутствия должностным лицом Контрольно-счетной палаты, исполняющим полномочия председателя Контрольно-счетной палаты (часть 5 статьи 16 Положения о КСП).
Из материалов дела следует, что проверка целевого и эффективного использования МБУ "Спортивная школа N 2" средств бюджета Вилючинского городского округа проведена Контрольно-счетной палатой на основании пункта 1.4 Плана работы на 2021 год, утвержденного распоряжением Контрольно-счетной от 13.05.2021 N 62.
Вынесенное по итогам проведения проверки предписание Контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа от 19.04.2022 N 1 подписано ее председателем - Саврай Ларисой Александровной, назначенной на должность решением Думы Вилючинского городского округа от 12.02.2021 N40/9-7.
На момент проведения Контрольно-счетной палатой проверки целевого и эффективного использования МБУ "Спортивная школа N 2" средств бюджета Вилючинского городского округа полномочия Саврай Ларисы Александровны как председателя Контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа прекращены не были.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что проверка в отношении МБУ "Спортивная школа N 2" была проведена уполномоченным органом, спорное предписание от 19.04.2022 N 1 подписано Саврай Ларисой Александровной в пределах своих полномочий, предоставленных ей как председателю Контрольно-счетной палаты Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", а также Положением о Контрольно-счетной палате Вилючинского городского округа, утвержденным Решением Думы Вилючинского городского округа Камчатского края от 26.07.2012 N157/24-5.
Действительно, пунктом 3 статьи 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено, что в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Между тем, установленные обстоятельства ненадлежащего исполнения Саврай Ларисой Александровной как лицом, признанным в установленном порядке несостоятельным (банкротом), законодательно установленного запрета на участие в управлении юридическим лицом, является основанием для вынесения арбитражным судом частного определения в порядке статьи 188.1 АПК РФ.
Указанный вопрос был рассмотрен арбитражным судом, соответствующее частное определение, предписывающее Саврай Ларисе Александровне прекратить нарушения Закона о банкротстве вынесено судом первой инстанции 17.06.2022. Законность его подтверждена постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022.
В то же время, само по себе нарушение Саврай Ларисой Александровной требований Закона о банкротстве о запрете на участие в управлении юридическим лицом не отменяет полномочия Контрольно-счетной палаты на проведение в отношении МБУ "Спортивная школа N 2" спорной проверки, а также полномочия указанного лица как председателя Контрольно-счетной палаты на подписание вынесенного предписания и не является безусловным основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.
В связи с чем, апелляционная коллегия не усматривает оснований для признания оспариваемого МБУ "Спортивная школа N 2" предписания от 19.04.2022 N 1 недействительным по указанному арбитражным судом основанию.
Доводы апелляционной жалобы Контрольно-счетной палаты в указанной части признаются судом апелляционной инстанции обоснованными.
Из материалов дела усматривается, что основанием для предъявления МБУ "Спортивная школа N 2" требований о признании недействительным предписания КСП Вилючинского городского округа от 19.04.2022 N 1 явилось несогласие учреждения с выводами Контрольно-счетной палаты в отношении необходимости произвести возврат части предоставленной учреждению субсидии в размере 679 763, 07 рублей.
Поскольку положенные Контрольно-счетной палатой в основу указанного вывода нарушения учреждением бюджетного законодательства арбитражным судом не исследовались, апелляционная коллегия полагает необходимым рассмотреть заявленные МБУ "Спортивная школа N 2" требования по существу.
Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В силу части 3 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения формирует и утверждает для него государственные (муниципальные) задания в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (пункт 2 статьи 69.2 БК РФ).
Пунктом 4 статьи 69.2 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Из пункта 1 статьи 78.1 БК РФ следует, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации (абзац 3 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ).
Во исполнение указанных положений Постановлением Администрации Вилючинского городского округа от 21.12.2015 N 1636 было утверждено Положение о порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания (далее - Положение).
Пунктом 1.1 указанного Положения (в редакции Постановления Администрации Вилючинского городского округа от 07.06.2018 N 566) предусмотрено, что муниципальное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами муниципального учреждения, с учетом предложений муниципального учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей муниципального учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения муниципальным учреждением муниципального задания в отчетном финансовом году.
Согласно пункту 1.2 Положения муниципальное задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) муниципальной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации и Камчатского края, нормативными правовыми актами Вилючинского городского округа предусмотрено их оказание на платной основе в рамках муниципального задания, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Камчатского края, нормативными правовыми актами Вилючинского городского округа, порядок контроля за исполнением муниципального задания и требования к отчетности о выполнении муниципального задания.
В муниципальном задании могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных показателей качества и (или) объема, если иное не установлено федеральным законодательством, в отношении отдельной муниципальной услуги (работы), либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении муниципального задания или его части.
Согласно пункту 2.26 Положения финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на указанные цели.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальным бюджетным или автономным учреждением осуществляется путем предоставления субсидии.
В силу пункта 2.28 Положения предоставление муниципальному бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных или автономных учреждений с муниципальным бюджетным или автономным учреждением в соответствии с типовой формой, утвержденной финансовым управлением администрации Вилючинского городского округа. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
Во исполнение указанных положений приказом Отдела физической культуры, спорта и молодёжной политики администрации Вилючинского городского округа от 31.12.2019 N 114 в отношении МБУ "Спортивная школа N2" было утверждено муниципальное задание на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
01.01.2020 между Отделом физической культуры, спорта и молодёжной политики Администрации Вилючинского городского округа и МБУ "Спортивная школа N 2" было заключено соглашение N 16 о предоставлении из местного бюджета субсидии в 2020/2021-22 годах на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) N 114 от 31.12.2019.
Пунктом 2.2 соглашения установлено, что субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств в 2020 году в размере 38 664 882, 53 рублей.
Размер субсидии рассчитывается в соответствии с показателями муниципального задания на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг с применением базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат и нормативных затрат на выполнение работ, определенных в соответствии в положением (пункт 2.3 соглашения).
На основании пункта 4.3.3 соглашения учреждение обязуется направлять средства субсидии на выплаты, установленные планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сформированным и утвержденным в порядке, определенном приказом Отдела физической культуры, спорта и молодёжной политики Администрации Вилючинского городского округа от 17.01.2020 N 08 "Об утверждении планов финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях физической культуры, спорта ВГО в 2020 году".
31.12.2019 между Отделом физической культуры, спорта и молодёжной политики Администрации Вилючинского городского округа и МБУ "Спортивная школа N 2" заключено дополнительное соглашение о предоставлении субсидии.
Пунктом 2.2 дополнительного соглашения установлено, что субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств в 2020 году в размере 39 499 351, 59 рубля.
В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность при использовании предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Частью 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусмотрено, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.
Пунктом 2.31 Положения (в редакции Постановления Администрации Вилючинского городского округа от 07.06.2018 N 566) предусмотрено, что если на основании отчета о выполнении муниципального задания, предусмотренного пунктом 2.33 настоящего Положения, показатели объема, указанные в отчете о выполнении муниципального задания, меньше показателей, установленных в муниципальном задании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в местный бюджет в соответствии с решением Думы Вилючинского городского округа о местном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной муниципальной услуги (невыполненной работы).
Из материалов дела следует, что основанием для возврата средств перечисленной субсидии явилось неисполнение, по мнению Контрольно-счетной палаты, МБУ "Спортивная школа N 2" установленных положениями муниципального задания показателей, характеризующих объем оказания услуг.
Так, приказом Отдела физической культуры, спорта и молодёжной политики администрации Вилючинского городского округа от 31.12.2019 N 114 в отношении МБУ "Спортивная школа N2" было утверждено муниципальное задание, которым по виду деятельности "тренировочные занятия" показатель качества работы установлен в количестве 60 человек, допустимое отклонение - 10%.
Впоследствии согласно приказу от 29.09.2020 N 65о/д показатель качества работы по указанному виду деятельности был скорректирован до 58 человек.
Между тем, согласно отчету о выполнении муниципального задания по состоянию на 31.12.2020 учреждением фактически осуществлялись тренировочные занятия в отношении 49 человек.
Таким образом, отклонение фактического показателя работы от планового составило более 10%.
В связи с чем Контрольно-счетная палата пришла к выводу о том, что субсидия в размере 337 606, 50 рублей подлежит возврату в бюджет в связи с невыполнением муниципального задания.
Вместе с тем, апелляционная коллегия принимает во внимание, что указанное отклонение вызвано отчислением части спортсменов отделения "тренировочные занятия" в количестве 10 человек в связи с переездом за пределы Камчатского края и зачислением в группу 1 человека.
При этом отчисление части спортсменов и зачисление нового спортсмена произведено МБУ "Спортивная школа N 2" на основании приказов от 01.12.2020 N 115, от 01.12.2020 N 117 с 01.12.2020.
Из изложенного следует, что установленные муниципальным заданием показатели качества работы по виду деятельности "тренировочные занятия" не достигнуты учреждением только за декабрь 2020 года, согласно отчету о выполнении муниципального задания от 01.10.2020 по состоянию на указанную дату показатель объема работы в количестве 58 человек был исполнен МБУ "Спортивная школа N 2" в полном объеме, доказательств обратного КСП не представлено.
Также муниципальным заданием на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в редакции приказов 31.12.2019 N 114, от 29.09.2020 N 65о/д по виду деятельности "горнолыжный спорт" показатель качества работы установлен в количестве 1 человека.
Согласно отчету о выполнении муниципального задания по состоянию на 31.12.2020 фактически данные услуги учреждением не оказывались, что послужило основанием для вывода Контрольно-счетной палаты о невыполнении 100% муниципального задания и необходимости возврата субсидии в размере 342 156, 57 рублей.
Между тем, из отчета о выполнении муниципального задания от 01.10.2020 коллегией установлено, что по состоянию на указанную дату показатель объема работы по виду деятельности "горнолыжный спорт" в количестве 1 человек был исполнен МБУ "Спортивная школа N 2" в полном объеме.
Впоследствии приказом от 01.11.2020 N 107 занимающийся в отделении горнолыжного спорта спортсмен был отчислен, в связи с чем, в отчете о выполнении муниципального задания по состоянию на 31.12.2020 учреждением был указан фактический показатель "0".
Таким образом, требования спорного предписания о возврате всей субсидии, полученной МБУ "Спортивная школа N 2" на осуществление видов деятельности "тренировочные занятия" и "горнолыжный спорт" в размере 337 606, 50 рублей и 342 156,57 рублей признаются апелляционным судом необоснованными.
Из фактических обстоятельств дела коллегией установлено, что требования муниципальных заданий на 2020 год, утвержденных приказами 31.12.2019 N 114, от 29.09.2020 N 65о/д, не были исполнены МБУ "Спортивная школа N2" по виду деятельности "тренировочные занятия" в отношении оказания услуг 9 спортсменам только за период с 01.12.2020 по 31.12.2020, по виду деятельности "горнолыжный спорт" в отношении 1 человека - за период с 01.11.2020 по 31.12.2020.
В связи с чем, коллегия полагает возможным осуществить самостоятельный расчет подлежащей возврату МБУ "Спортвная школа N 2" в бюджет суммы спорной субсидии.
Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 1 человека за 12 месяцев утверждены Приказом Отдела физической культуры, спорта и молодёжной политики администрации Вилючинского городского округа от 31.12.2019 N 119 в размере 30 691, 57 рублей.
Таким образом, коллегия признает правомерным требование КСП Вилючинского городского округа о возврате суммы предоставленной субсидии по виду деятельности "тренировочные занятия" за период с 01.12.2020 по 31.12.2020 в сумме 23 018, 67 рублей (30 691, 57 рублей / 12 месяцев * 9 человек).
Сумма предоставленной субсидии в отношении вида деятельности "горнолыжный спорт" из расчета на 1 человека на 2020 год, то есть 12 месяцев, составляет 342 156, 57 рублей, следовательно, сумма за один месяц составляет 28 513, 05 рублей (342 156, 57 рублей /12 месяцев).
В связи с чем, общая сумма субсидии, подлежащей возврату МБУ "Спортивная школа N 2" в бюджет муниципального образования по указанному виду деятельности составляет 57 026, 10 рублей (28 513, 05 рублей * 2 месяца).
Таким образом, апелляционный суд признает обоснованным изложенные в предписании требования Контрольно-счетной палаты о возврате в доход местного бюджета части субсидии на выполнение муниципального задания в размере 80 044, 77 рублей.
В остальной части, в части обязания возвратить 599 718, 3 рублей, требования спорного предписания не соответствуют положениям бюджетного законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, подлежат признанию недействительными.
По тексту письменных пояснений МБУ "Спортивная школа N 2" указывает на необходимость расчета суммы спорной субсидии по виду деятельности "тренировочные занятии" с учетом установленной муниципальным заданием величины допустимого отклонения - 10% (52 человека), с учетом которого фактически учреждение не выполнило муниципальное задание в отношении 3 человек.
Рассмотрев заявленный довод, апелляционная коллегия признает его несостоятельным в силу следующего.
Частью 6 статьи 69.2 БК РФ предусмотрено, что государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.
Поскольку отклонение показателей фактически исполненного учреждением муниципального задания (49 человек) по сравнению с изначально запланированными (58 человек) в декабре 2020 года составило более 10%, установленное для МБУ "Спортивная школа N 2" муниципальное задание не может считаться выполненным.
При этом пунктом 2.31 Положения предусмотрено, что соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в местный бюджет в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной муниципальной услуги (невыполненной работы).
Учет установленных муниципальным заданием допустимых показателей отклонения при расчете суммы подлежащей возврату в бюджет субсидии нормами данного Положения не предусмотрен.
Принимая во внимание вышеизложенное, коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции на основании части 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит изменению в части признания недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа от 19.04.2022 N 1 только в отношении указания на возврат субсидии на выполнение муниципального задания в доход местного бюджета в сумме 599 718, 3 рублей.
Довод апеллянта о необоснованном допуске арбитражным судом в качестве представителя МБУ "Спортивная школа N 2" Мигачевой В.В. в связи с отсутствием у указанного лица доверенности на представление интересов учреждения, не принимается во внимание апелляционным судом.
Пункт 4 статьи 59 АПК РФ предусматривает, что дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций.
Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, согласно пункту 1 статьи 61 АПК РФ подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
Поскольку приказом N 6-ЛС от 04.05.2022 на время очередного отпуска директора МБУ "Спортивная школа N2" Рязанова М.В. исполнение его обязанностей возложено на Мигачеву В.В., коллегия признает наличие у указанного лица полномочий на представление интересов учреждения в арбитражном суде.
При этом коллегия отмечает, что оформление доверенности для такого лица с возложением на него специальных полномочий на участие в процессе рассмотрения судебного дела положениями АПК РФ не предусмотрено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ с учетом результатов рассмотрения дела уплаченная МБУ "Спортивная школа N 2" за подачу заявления государственная пошлина подлежит взысканию с Контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа в пользу указанного лица.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судебная коллегия не относит на Контрольно-счетную палату судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 04.07.2022 по делу N А24-2136/2022 изменить.
Признать недействительным предписание контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа от 19.04.2022 N 1 в части указания на возврат субсидии на выполнение муниципального задания в доход местного бюджета в сумме 599 718,3 рублей, как несоответствующее требованиям бюджетного законодательства.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Взыскать с контрольно-счетной палаты Вилючинского городского округа (ИНН 4102010260, ОГРН 1104177002863) в пользу муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N 2" (ИНН 4102003872, ОГРН 1024101228788) 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2136/2022
Истец: муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа N 2"
Ответчик: Контрольно-счетная палата Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края
Третье лицо: Дума Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска, Отдел физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Вилючинского городского округа, Прокуратура Камчатского края, Пятый арбитражный апелляционный суд, Саврай Лариса Александровна, Саврай Лариса Александровна председатель Контрольно - счетной палаты Вилючинского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6036/2022
01.11.2022 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5250/2022
27.09.2022 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5374/2022
04.07.2022 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-2136/2022