г. Москва |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А41-40027/22 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Боровиковой С.В.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Минцифры России на решение Арбитражного суда Московской области от 21 сентября 2022 года по делу N А41-40027/22, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску Минцифры России к ООО "ИПК "Никос" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Минцифра России обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "ИПК "Никос" о взыскании задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в размере 50 000 руб. 02 коп., пени в размере 20 189 руб. 98 коп. за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, по состоянию на 15.04.2022, пени, начисленные на сумму долга в размере 50 000 руб. 02 коп., исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 16.04.2022 по дату фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2021 года по делу N А41-40027/22 исковые требования удовлетворены в части. Суд решил: взыскать с ООО "ИПК "Никос" в пользу Минцифры России задолженность по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в размере 02 коп., пеню, начисленную на сумму задолженности 02 коп. из расчета 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, за каждый день просрочки, с даты окончания действия моратория, введенного Постановлением Правительства Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", до момента фактического исполнения основного обязательства, если основное обязательство не будет исполнено до окончания действия моратория. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "ИПК "Никос" является оператором сети связи общего пользования и осуществляет свою деятельность в области связи по настоящее время.
В соответствии со статьями 59, 60 Федерального закона "О связи" N 126-ФЗ от 07.07.2023 на оператора связи общего пользования возложено бремя обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования в размере 1,2% ставки.
Истец является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи,
В обоснование исковых требований, истец указывает, что согласно представленным ООО "ИПК "Никос" сведениям о доходах за 2 квартал 2017 года, 4 квартал 2020 года и 4 квартал 2021 года общая сумма неоплаченной задолженности обязательного отчисления (неналогового платежа) ООО "ИПК "Никос" составляет 50 000 руб. 02 коп.
Истец направил ответчику письменное уведомление от 16.03.2022 N П14-1-09-200- 13489 с требованием оплатить обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату.
Поскольку ответчик оставил требование без удовлетворения, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Федерального закона "О связи" N 126-ФЗ от 07.07.2023 в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Пунктом 1 статьи 60 Федерального закона "О связи" установлено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (пункт 2 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Федерального закона "О связи" ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 %.
Обязанность по расчету размера обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования законодателем возложена на соответствующего оператора сети связи общего пользования (пункт 4 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (пункт 2 статьи 59 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41 (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 N 1241 О) лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Пунктом 5 статьи 60 Федерального закона "О связи" установлено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (пункт 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Указом Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" от 20.11.2020 N 719 Федеральное агентство связи упразднено, а Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации переданы его функции.
Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418.
В соответствии с абзацем 4 пункта l Положения о Минцифры России Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
Истцом заявлено о взыскании задолженности обязательного отчисления (неналогового платежа) в размере 50 000 руб. 02 коп.
Согласно расчету исковых требований, представленному истцом задолженность сформировалась за 2 квартал 2017 года в размере 50 000 руб., за 4 квартал 2020 года в размере 01 коп., за 4 квартал 2021 года в размере 01 коп.
Оспаривая заявленные требования, ответчик в суде первой инстанции представил платежное поручение N 111 от 08.04.2022 на сумму 50 000 руб., в наименовании платежа которого указано на отчисление 1,2% в резерв универсального обслуживания за 2016 год.
Кроме того, ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения на основании пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ, п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности").
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности установлен статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (статья 200 ГК РФ).
Иск заявлен о взыскании задолженности за 2 квартал 2017 года в размере 50 000 руб., за 4 квартал 2020 года в размере 01 коп., за 4 квартал 2021 года в размере 01 коп. Иск поступил в арбитражный суд 02 июня 2022 года.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом соблюдения истцом обязательного претензионного порядка урегулирования спора, исковые требования о взыскании задолженности в размере 50 000 руб. за 2 квартал 2017 года заявлены за пределами срока исковой давности.
В оставшейся части, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств оплаты задолженности за 4 квартал 2020 года в размере 01 коп. и за 4 квартал 2021 года в размере 01 коп., суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в размере 02 коп.
Также истцом было заявлено о взыскании пени в размере 20 189 руб. 98 коп. за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, по состоянию на 15.04.2022, пени, начисленные на сумму долга в размере 50 000 руб. 02 коп., исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 16.04.2022 по дату фактической оплаты.
Расчет пени произведен за период с 01.08.2017 по 15.04.2022.
В соответствии с пунктом 9 статьи 68 Федерального закона "О связи" в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Заявляя исковые требования о взыскании пени, истец указал, что срок исковой давности для оплаты обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, а также пени за 2 квартал 2017 года, начинает течь заново с даты последнего отраженного платежа, а именно с 08 апреля 2022 года.
В силу пункта 1 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.).
Согласно пункту 2 статьи 206 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по истечении срока исковой давности должник или иное обязанное лицо признает в письменной форме свой долг, течение исковой давности начинается заново.
В данном случае оплата ответчиком задолженности за 2-й квартал 2017 года совершена 08 апреля 2022 года по истечении срока давности, следовательно, уже истекший срок исковой давности не был прерван после внесения ответчиком соответствующей оплаты.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" от 29.09.2015 N 43 течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 ГК РФ). К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга.
При этом, оплата задолженности ответчиком не является признанием ответчиком долга в письменной форме по смыслу пункта 2 статьи 206 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, оснований для исчисления срока исковой давности по требованию о взыскании пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, заново с момента оплаты ответчиком задолженности не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Согласно пунктам 1, 3 (подпункт 2) статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 этого Федерального закона.
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).
Согласно пункту 3 Постановления N 497 это постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.
Таким образом, поскольку установлен мораторий, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования о взыскании пеней, начисленных на сумму задолженности 02 коп. из расчета 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, за каждый день просрочки, с даты окончания действия моратория, введенного Постановлением Правительства Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", до момента фактического исполнения основного обязательства, если основное обязательство не будет исполнено до окончания действия моратория.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 сентября 2022 года по делу N А41-40027/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40027/2022
Истец: МИНЦИФРЫ РОССИИ
Ответчик: ООО "ИННОВАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "НИКОС"