г. Москва |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А41-9762/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "ЭКСКОМАВТО": Поливанов М.И. по доверенности от 01.10.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от администрации городского округа Красногорск Московской области: Олефиренко Н.А. по доверенности от 10.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Кондор": Дмитриева Л.В. по доверенности от 12.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Попутчик": Дмитриева Л.В. по доверенности от 12.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКСКОМАВТО"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 11 августа 2022 года по делу N А41-9762/22,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭКСКОМАВТО"
к администрации городского округа Красногорск Московской области
при участии в деле третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Кондор" и общества с ограниченной ответственностью "Попутчик"
об оспаривании протокола,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭКСКОМАВТО" (далее - заявитель, ООО "ЭКСКОМАВТО") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным протокола от 19.11.2021 N 3 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа Красногорск по нерегулируемым тарифам N 49 "Красногорск (ст. МЦД Павшино) - п. Истра (62-я больница)".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Кондор" и общество с ограниченной ответственностью "Попутчик".
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 августа 2022 года по делу N А41-9762/22 в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л. д. 145-148).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ЭКСКОМАВТО" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ЭКСКОМАВТО" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель администрации возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Кондор" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Попутчик" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23 августа 2021 года органом местного самоуправления на официальном сайте администрации городского округа Красногорск размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа Красногорск по нерегулируемым тарифам.
Согласно протоколу вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе от 22.09.2021 N 1 к участию в нем допущены ООО "Кондор", ООО "Попутчик" и ООО "ЭКСКОМАВТО".
В связи с принятым предписанием УФАС по Московской области после подачи участниками заявок заново, повторно проведена процедура вскрытия конвертов и к участию в конкурсе допущены ООО "Кондор", ООО "Попутчик" и ООО "ЭКСКОМАВТО".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 19.11.2021 N 3 открытый конкурс признан состоявшимся, победителем признано ООО "Попутчик" (т. 1 л. д. 60-62).
Пунктом 6.1 указанного протокола отказано в допуске претендента ООО "ЭКСКОМАВТО" к участию в конкурсе по основаниям: в соответствии с пп.1, 2 ч. 3, п. 2 ч. 4.1 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 2 ст. 39 постановления Администрации городского округа Красногорск от 18.03.2020 N 524/3, ввиду несоответствия заявки на участие в конкурсе условиям и требованиям, указанным в конкурсной документации (документы подтверждающие опыт осуществления регулярных перевозок не заверены нотариально, отсутствует справка о транспортных средствах, выставляемых на муниципальный маршрут регулярных перевозок, отсутствуют договора обязательного страхования гражданской ответственности, справка о среднем количестве транспортных средств).
Полагая, что указанный протокол является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ЭКСКОМАВТО" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно частям 1 - 2 статьи 2 Закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие установленным требованиям, в том числе наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, открытый конкурс.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу части 2 статьи 54.4 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 2 статьи 54.5 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 54.5 Закона N 44-ФЗ участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;
3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частей 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе.
В силу пункта 6 части 6 статьи 54.4 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
В соответствии с документацией о проведении открытого конкурса к квалификации участников закупки относятся, в том числе оборудование и материальные ресурсы, связанные с предметом контракта, в частности транспортные средства (раздел 2 документации).
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;
3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе, к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно частью 4.1 статьи 24 Закона N 220-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна, в том числе, содержать следующие сведения:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2) среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
3) государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.
В случае установления недостоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в этом конкурсе на любом этапе его проведения (часть 5 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 23 августа 2021 года органом местного самоуправления на официальном сайте администрации городского округа Красногорск размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа Красногорск по нерегулируемым тарифам.
Согласно протоколу вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе от 22.09.2021 N 1 к участию в нем допущены ООО "Кондор", ООО "Попутчик" и ООО "ЭКСКОМАВТО".
В связи с принятым предписанием УФАС по Московской области после подачи участниками заявок заново, повторно проведена процедура вскрытия конвертов и к участию в конкурсе допущены ООО "Кондор", ООО "Попутчик" и ООО "ЭКСКОМАВТО".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 19.11.2021 N 3 открытый конкурс признан состоявшимся, победителем признано ООО "Попутчик" (т. 1 л. д. 60-62).
Не согласившись с совершенными действиями конкурсной комиссии и проведенным открытым конкурсом, ООО "КрасАвтоТранс" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2022 года по делу N А41-70128/21 оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявления ООО "КрасАвтоТранс" к администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконными действий членов конкурсной комиссии, выразившихся во вскрытии поданных конвертов с заявками, недействительными протокола от 22.09.2021 N 1, протокола от 15.11.2021 N 2 и протокола от 19.11.2021 N 3, было отказано.
При вынесении указанных судебных актов судами было установлено, что основания для признания торгов недействительными, поименованные в пункте 1 статьи 449 ГК РФ, отсутствуют, размещение извещения о проведении открытого конкурса 23.08.2021 являлось правомерным.
Также было установлено, что согласно документам открытого конкурса ООО "КрасАвтоТранс" заявку на участие в торгах не подавало, действие свидетельства на спорный маршрут окончено 17.10.2021, сроки его действия продлевались по заявления общества по причине необходимости обеспечения перевозок в период проведения открытого конкурса до заключения договора с победителем торгов, право на осуществление перевозок по маршруту "Красногорск (ст. МЦД Павшино - п. Истра (62-я больница)" в дальнейшем общество утратило.
Следовательно, признание незаконными действий конкурсной комиссии и протоколов не может восстановить права и законные интересы ООО "КрасАвтоТранс", напротив, может существенно нарушить право жителей городского округа на пользование пассажирским транспортом на муниципальном маршруте регулярных перевозок.
В рассматриваемом споре истец - ООО "ЭКСКОМАВТО" оспаривает протокол от 19.11.2021 N 3 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа Красногорск по нерегулируемым тарифам N 49 "Красногорск (ст. МЦД Павшино) - п. Истра (62-я больница)".
Пунктом 6.1 указанного протокола отказано в допуске претендента ООО "ЭКСКОМАВТО" к участию в конкурсе по основаниям: в соответствии с пп.1, 2 ч. 3, п. 2 ч. 4.1 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 2 ст. 39 постановления Администрации городского округа Красногорск от 18.03.2020 N 524/3, ввиду несоответствия заявки на участие в конкурсе условиям и требованиям, указанным в конкурсной документации (документы подтверждающие опыт осуществления регулярных перевозок не заверены нотариально, отсутствует справка о транспортных средствах, выставляемых на муниципальный маршрут регулярных перевозок, отсутствуют договора обязательного страхования гражданской ответственности, справка о среднем количестве транспортных средств).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, а именно:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;
Документы, в составе заявки ООО "ЭКСКОМАВТО" не соответствовали требованиям, установленным вышеуказанными положениями закона, в связи с чем, обществу отказано в участии в конкурсе.
В составе заявки ООО "ЭКСКОМАВТО" представлен договор N 31 на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам от 28.08.2010, заключенный между администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области и ООО "ЭКСКОМАВТО", который отсутствует в реестре контрактов, размещенных на сайте zakupki.gov.ru.
В связи с чем, указанный договор не принят конкурсной комиссией в качестве документа, подтверждающего опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом.
Злоупотребление правом, по смыслу статьи 10 ГК РФ, то есть осуществление субъективного права в противоречии с его назначением, имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки правовой норме, предоставляющей ему соответствующее право; не соотносит свое поведение с интересами общества и государства: не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ГК РФ, частью 1 статьи 4 АПК РФ защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Доказательств, свидетельствующих о том, что требования конкурсной документации противоречили какому-либо закону, необоснованно ограничен доступ к участию в конкурсе или созданы преимущественные условия кому-либо из участников, суду не представлены.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 августа 2022 года по делу N А41-9762/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9762/2022
Истец: ООО "ПОПУТЧИК", ООО "ЭКСКОМАВТО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ