г. Тула |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А09-11145/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Сентюриной И.Г. и Грошева И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жихаревой В.О., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Моя Столица" на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.08.2022 по делу N А09-11145/2021 (судья Матвеева Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск" (далее - ООО "Газпром энергосбыт Брянск", Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ИНН 8602173527, ОГРН 1108602007557) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Моя Столица" (далее - ООО "УК "Моя Столица", г. Тверь, ИНН 6950239920, ОГРН 1206900005300) о взыскании 87 465 руб. 68 коп. долга за отпущенную в сентябре 2021 электрическую энергию по договору энергоснабжения от 09.06.2021 N 43170.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), привлечено федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.08.2022 исковые требования удовлетворены, на ответчика отнесены расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение Арбитражного суда Брянской области, принять новый судебный акт.
В суд от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили. ООО "Газпром энергосбыт Брянск" ходатайствовало о проведении заседания в отсутствие представителя, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании ст.ст. 41, 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266 и 268 АПК РПФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.06.2021 между ООО "Газпром энергосбыт Брянск" (продавцом) и ООО "УК "Моя Столица" (покупателем) заключен договор энергоснабжения N 43170, по условиям которого продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии покупателю, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 2.1 договора).
Покупатель приобретает электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества МКД (пункт 2.2 договора).
В соответствии с пунктом 4.1 договора определение объема покупки (потребления) электрической энергии (мощности), поставленной продавцом в точки поставки покупателя по договору за расчетный период, осуществляется продавцом на основании данных об объемах потребления электрической энергии (мощности), определенных в соответствии с законодательством РФ с использованием расчетных, контрольных приборов учета или расчетных способов.
Показания приборов учета электрической энергии снимаются лицами, ответственными за снятие показаний расчетных (контрольных) приборов учета и оформляются актом снятия показаний приборов учета (пункт 4.2 договора).
Согласно пункту 4.4 договора фактический объем поставленной покупателю электрической энергии (мощности) за расчетный период определяется на основании представленных покупателем показаний коллективного (общедомового) прибора учета, указанного в приложении N 2 к договору, за вычетом объемов электрической энергии, потребленных энергопринимающими установками потребителей, смежных субъектов, в случае если объемы электрической энергии потребителей, смежных субъектов фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета.
При заключении продавцом в случаях, предусмотренных законодательством РФ, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, с собственниками и пользователями жилых помещений в МКД, фактический объем поставленной покупателю электрической энергии (мощности) (электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) за расчетный период, на момент заключения договора определяется в соответствии с подпунктами а), б), в), г) пункта 21 (1) правил заключения договора с РСО.
В соответствии с пунктом 4.12 договора продавец на основании акта снятия показаний приборов учета и расчета объема потребленной электрической энергии оформляет УПД. Покупатель обязан в течение 2-х дней с момента получения УПД подписать его со своей стороны и направить его продавцу либо предоставить обоснованные возражения (разногласия) на данный документ. В случае непредставления покупателем подписанного УПД или мотивированных объяснений (разногласий) в установленные договором сроки, УПД считается согласованным в редакции продавца, а обязательство продавца по поставке электрической энергии (мощности) исполненным в расчетном периоде надлежащим образом в полном объеме и подлежащим оплате.
Расчетным периодом по договору является один календарный месяц. Исполнение договора оплачивается по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленном в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных актов и (или) договора, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов. Стоимость поставляемой по договору электрической энергии (мощности) определяется продавцом как произведение объема фактически поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности), определенного в порядке, предусмотренном разделом 4 договора, и регулируемой цены (тарифа), установленной на соответствующий период регулирования органом исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов для группы "население и приравненных к нему категорий потребителей" (пункты 5.1 - 5.3 договора).
Согласно пункту 5.5 договора оплата фактически поставленной электрической энергии производится покупателем ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, на основании выставленного продавцом УПД.
Договор вступает в силу в 00.00 час. 01 марта 2021 года при условии подписания его обеими сторонами. Если одной из сторон внесено предложение о заключении нового договора, отношения сторон до его заключения регулируются договором. Прекращение действия договора не затрагивает и не прекращает обязательств сторон по договору, не исполненных к моменту прекращения действия договора (пункт 8.1 договора).
Приложением N 1 к договору определен перечень точек поставки электрической энергии.
Во исполнение принятых на себя обязательств истец поставил электроэнергию на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, в сентябре 2021 года в объеме 29 954 кВт*ч, определенном на основании акта снятия показаний приборов учета электрической энергии и расчета отпуска электроэнергии за сентябрь 2021 года, составленных сетевой организацией, и показаний индивидуальных приборов учета, указанных населением в квитанциях на оплату в спорный период.
На оплату поставленной электроэнергии истец выставил ответчику универсальный передаточный документ от 30.09.2021 N 5010921530000174/53/00000 на сумму 87 465 руб. 68 коп.
Ответчик указанные документы не подписал, мотивированного отказа от их подписания поставщику не представил.
С письмом от 19.10.2021 N 53/0000034158-ПТ истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить долг за потребленную электрическую энергию, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании долга.
Удовлетворяя исковые требования, суд области, руководствуясь положениями статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 154, 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), исходил из того, что факт поставки истцом в сентябре 2021 года электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается, а ООО "УК "Моя Столица" доказательств, подтверждающих погашение указанной задолженности полностью или в какой-либо части, не представлены.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и обстоятельствах дела.
Доводы ответчика о том, что ООО "УК "Моя Столица" осуществляет деятельность по управлению спорными МКД до выбора собственниками помещений МКД способа управления или проведения соответствующего конкурса, в связи с чем плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, включается в плату за коммунальные услуги, которая подлежит оплате исполнителю коммунальных услуг, то есть ресурсоснабжающей организацией, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 17 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Согласно пункту 3 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616) предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354.
В подпункте "б" пункта 17 Правил N 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
- собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ;
- со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ;
- со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
В соответствии с пунктом 31 (1) Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 17 настоящих Правил (временная управляющая организация), обязаны, в частности:
а) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
б) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
г) осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, определяемых в договоре ресурсоснабжения;
д) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном заключенным управляющей организацией, товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией договором о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
е) предоставлять ресурсоснабжающей организации ежемесячно, не позднее 26-го числа текущего месяца, показания индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом;
ж) обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме либо по соглашению с ресурсоснабжающими организациями осуществлять приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
з) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.
На основании приведенных положений правовых норм суд области пришел к верному выводу о том, что обязанность временной управляющей организации по внесению платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, не отличается от обязанностей управляющей организации, избранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу прямого указания подпункта "а" пункта 31 (1) Правил N 354 временная управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае сторонами был заключен договор энергоснабжения от 09.06.2021 N 43170.
Таким образом, то обстоятельство, что гарантирующий поставщик при назначении временной управляющей организации становится исполнителем коммунальной услуги для собственников и пользователей помещений в МКД, не отменяет обязанности такой организации вносить плату за ресурс, поставленный на содержание общедомового имущества.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно: расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ).
Соответствующие изменения также внесены в ЖК РФ, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, а также в Правила N 124.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на него обязанности по оплате электроэнергии на ОДН, а также о том, что исполнителем коммунальных услуг по спорным МКД в отношении всего объема электроэнергии, потребленного МКД, и обязанным лицом по несению расходов на электроэнергию на ОДН является гарантирующий поставщик (истец), правомерно отклонены судом первой инстанции как основанные на неверном понимании норм права.
В возражениях на иск и апелляционной жалобе ответчик указывает, что в спорный период (сентябрь 2021 года) договор расторгнут.
Из материалов дела усматривается, что с письмом от 16.09.2021 ООО "УК "Моя Столица" направило в адрес администрации Почепского района, войсковой части и Министерства обороны РФ уведомление о прекращении управления МКД, переданными ему в управление по постановлению от 27.05.2021 N 620, с 01 ноября 2021 года.
Указанное уведомление было направлено 10.10.2021, что подтверждается квитанциями об отправке почтовых отправлений и описями вложения.
18.10.2021 ООО "УК "Моя Столица" направило в государственную жилищную инспекцию Брянской области заявление о внесении изменений в реестр лицензий Брянской области, а именно: об исключении из лицензии ООО "УК "Моя Столица" многоквартирных домов N N 1-12 _ Почепского района Брянской области.
Указанная заявка отправлена на рассмотрение 26.11.2021, что подтверждается общедоступными сведениями, размещенными в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Также с письмом от 15.09.2021 N 17/1 ООО "УК "Моя Столица" направило в адрес ООО "Газпром энергосбыт Брянск" уведомление о расторжении договора энергоснабжения от 09.06.2021 N 43170 в отношении поставки электроэнергии в дома NN 1-12.
В ответ на поступившее обращение ООО "Газпром энергосбыт Брянск" в письме от 22.09.2021 N 53/6324 сообщило ООО "УК "Моя Столица" о том, что управляющая организация не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств в отношениях с гражданами, являющимися потребителями услуг, предоставляемых управляющей компанией.
В письме от 10.03.2022 N 53/2/1226 ООО "Газпром энергосбыт Брянск" просило администрацию Почепского района сообщить о том, кто является управляющей организацией в отношении спорных МКД государственного жилищного фонда.
В ответ на поступившее обращение администрация Почепского района в письме от 23.03.2022 N 950-и сообщила, что на праве оперативного управления дома закреплены после спорного периода за иной управляющей компанией.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что из представленных в материалы дела доказательств следует, что в сентябре 2021 года ООО "УК "Моя Столица" фактически осуществляло управление МКД N N 1-12, соответственно, должно приобретать у ООО "Газпром энергосбыт Брянск" электрическую энергию в объеме, необходимом для содержания мест общего пользования в спорных МКД.
Доводы заявителя со ссылкой на судебную практику, подлежат отклонению, поскольку при рассмотрении настоящего дела надлежит учитывать обстоятельства рассматриваемого спора, отличные от обстоятельств по другим делам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные ответчиком в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их. Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 Кодекса безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на апеллянта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 12.08.2022 по делу N А09-11145/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-11145/2021
Истец: А09-6519/2021, ООО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ БРЯНСК", ООО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ БРЯНСК", В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "БРЯНСКЭНЕРГОСБЫТ", ООО "Газпром энергосбыт Брянск" в лице филиала "Брянскэнергосбыт"
Ответчик: ООО УК "МОЯ СТОЛИЦА"
Третье лицо: ФГАУ "Центральное управлние жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ