г. Владимир |
|
02 ноября 2022 г. |
Дело N А38-1268/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 02.11.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.07.2022 по делу N А38-1268/2022,
принятое по заявлению администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, изложенного в уведомлении от 03.03.2022 N КУВД-001/2022-7173617/1,
при участии в деле третьих лиц - Ильиной Нины Михайловны, Богатырева Вадима Ивановича, Кошкиной Зинаиды Степановны, Давыдовой Валентины Павловны, Мусина Рената Гарифулловича, Аклиной Эльвиры Никандровны, Иванова Владислава Александровича, Халтуриной Татьяны Михайловны, Яндимировой Розы Ильиничны, Киселёва Александра Анатольевича.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (далее - администрация) 24.02.2022 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее - Управление) с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости подземного газопровода низкого давления протяженностью 2071 м с кадастровым номером 12:06:3601001:132, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, д. Керды.
По результатам рассмотрения заявления 03.03.2022 Управлением приняло решение N КУВД-001/2022-7173617/1 об отказе во внесении в единый государственный реестр недвижимости сведений о принятии газопровода на учет в качестве бесхозяйного имущества в связи с тем, что в реестре имеются сведения о праве собственности на объект недвижимости, зарегистрированном за потребительским кооперативом имени Шкетана по газификации и обслуживанию газового оборудования жилых домов (далее - Кооператив).
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления, изложенного в уведомлении от 03.03.2022 N КУВД-001/2022-7173617/1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ильина Нина Михайловна, Богатырев Вадим Иванович, Кошкина Зинаида Степановна, Давыдова Валентина Павловна, Мусин Ренат Гарифуллович, Аклина Эльвира Никандровна, Иванов Владислав Александрович, Халтурина Татьяна Михайловна, Яндимирова Роза Ильинична, Киселёв Александр Анатольевич.
Решением от 29.07.2022 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал администрации в удовлетворении заявленных требований.
Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы поясняет, что из содержания части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что вещь не имеет собственника, помимо прочего, в том случае, когда собственник или любое иное лицо, претендующее на указанную вещь, фактически отсутствует, в частности, прекратило свою деятельность в качестве юридического лица.
Администрация обращает внимание на то, что в материалах дела имеется протокол общего собрания членов Кооператива от 23.10.2021 о передаче подземного газопровода низкого давления протяженностью 2071 м с кадастровым номером 12:06:3601001:132, распложенного по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, д. Кедры, в муниципальную собственность Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, которое подтверждает тот факт, что участники общества не претендуют на имущество, оставшееся после ликвидации Кооператива.
Администрация отмечает, что постановка на учет бесхозяйственного недвижимого имущества не влечет возникновения права собственности на заявленный к регистрации объект, в связи с чем права иных лиц не нарушаются.
Как указывает администрация, орган местного самоуправления фактически оказался лишенным возможности реализации механизма постановки на учет спорного объекта недвижимости в качестве бесхозяйственного.
Заявитель апелляционной жалобы подчеркивает, что в данном случае речь идет о действующем, опасном производственном линейном объекте, который требует надлежащего технического обслуживания и содержания. Фактическое отсутствие собственника не позволяет осуществлять такие правомочия.
Управление в возражениях на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон N 218-ФЗ) государственную регистрацию прав осуществляют уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (пункты 1, 4, 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1.06.2009 N 457). При этом Управление является территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на территории Республики Марий Эл.
Пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ определено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 утвержден соответствующий порядок, который определяет основания для принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, для снятия с такого учета, а также для возвращения заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного (далее - Порядок).
Таким образом, оспоренное решение по вопросу о постановке на учет газопровода в качестве бесхозяйного объекта недвижимости принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.
В пункте 1 статьи 225 ГК РФ дано определение бесхозяйной вещи как вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Только такая вещь может быть поставлена на учет как бесхозяйная.
Если же из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным, в том числе отсутствует заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества, заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав (пункты 3 и 12 Порядка,).
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что подземный газопровод низкого давления протяженностью 2071 м с кадастровым номером 12:06:3601001:132, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, д. Керды, построен потребительским кооперативом имени Шкетана по газификации и обслуживанию газового оборудования жилых домов (ОГРН 1021201850372, ИНН 1210002711), которому 31.07.2012 администрацией выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а 24.08.2016 за ним зарегистрировано право собственности на построенный объект, не прекращенное на момент рассмотрения спора.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и правоустанавливающими документами.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что в силу положений статьи 131 ГК РФ и статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество и единственным доказательством существования зарегистрированного права, газопровод не может быть признан бесхозяйным имуществом и поставлен в качестве такового на учет органом регистрации прав.
Само по себе прекращение деятельности юридического лица -собственника имущества в связи с исключением его как недействующего из единого государственного реестра юридических лиц 22.10.2019 не влечет исключение из ЕГРН сведений о зарегистрированных правах данной организации на имущество. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные применительно к ликвидированным юридическим лицам, в том числе возможность распределения в судебном порядке обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица среди лиц, имеющих на это право, к числу которых относятся учредители (участники), имеющие вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица (статья 63, пункт 5.2 статьи 64, статья 64.2 ГК РФ).
При таких обстоятельствах в связи с наличием в ЕГРН непогашенной записи о праве собственности на газопровод с кадастровым номером 12:06:3601001:132 у Управления отсутствовали правовые основания для постановки спорного объекта на учет как бесхозяйного.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
Суд первой инстанции обоснованно отказал администрации в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Администрация от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.07.2022 по делу N А38-1268/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1268/2022
Истец: Оршанский муниципальный район Республики Марий Эл в лице администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РМЭ
Третье лицо: Аклина Эльвира Никандровна, Богатырев Вадим Иванович, Давыдова Валентина Павловна, Иванов Владислав Александрович, Ильина Нина Михайловна, Киселев Александр Анатольевич, Кошкина Зинаида Степановна, Мусин Ренат Гарифуллович, Халтурина Татьяна Михайловна, Яндемирова Роза Ильинична