г. Самара |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А55-29107/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева Н.А.,
судей Александрова А.И., Поповой Г.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Садохиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 октября 2022 года в помещении суда, в зале N 2,
апелляционную жалобу конкурсного управляющего акционерного общества "РОССКАТ" на определение Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2022 года, вынесенное по заявлению Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 01.04.2021 вх.N 85510 о включении в реестр требований кредиторов в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) акционерного общества "РОССКАТ", ИНН 6377000767, ОГРН 1026303857029, 446600, Самарская область, Нефтегорский район, ул. Промышленности, д.1,
с участием:
от Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области - представитель Азисова С.А., по доверенности от 29.08.2022,
от конкурсного управляющего АО "РОССКАТ" - представитель Юсупова Р.Г., по доверенности от 12.09.2022,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2020 возбуждено производство по делу о признании АО "РОССКАТ" несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2021 (резолютивная часть) АО "РОССКАТ" (ИНН 6377000767, ОГРН 1026303857029) признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре конкурсного производства ликвидируемого должника. В отношении АО "РОССКАТ" открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим АО "РОССКАТ" утвержден Волчков Александр Николаевич, член Ассоциации "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие".
Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилась в суд с заявлением, в котором просит: включить требование Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области в размере 113 181 933 руб. 38 коп. в третью очередь реестра требований кредиторов АО "Росскат".
11.07.2022 от Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области поступило заявление об уточнении заявленных требований, в котором просит включить требования Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области в размере 14 634 472 руб. 14 коп. в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Указанное уточнение принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2022 приняты уточнения Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 11.07.2022 к заявлению от 01.04.2021 вх.N 85510 о включении в реестр требований кредиторов.
Заявление Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 01.04.2021 вх.N 85510 о включении в реестр требований кредиторов, в редакции уточнения от 11.07.2022, удовлетворено.
Включены требования Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области в размере 14 634 472 руб. 14 коп. в реестр требований кредиторов акционерного общества "РОССКАТ" в состав требований кредиторов третьей очереди.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий должника обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 25.10.2022.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего АО "РОССКАТ" поддержала апелляционную жалобу, просила ее удовлетворить, обжалуемое определение - отменить.
Представитель Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления почтовых извещений и размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ, в связи с чем суд вправе рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, установленным статьями 71 и 100 Закона о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
В силу части 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда.
Учитывая, что объявление о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства по упрощенной процедуре ликвидируемого должника опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 53 от 27.03.2021, Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области" обратилась в суд с заявлением 01.04.2021 (согласно штампу канцелярии Арбитражного суда Самарской области, вид подачи "Нарочно") в предусмотренный законом срок.
Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд не позднее чем через пятнадцать дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия (часть 2 статьи 71 Закона о банкротстве).
Закон о банкротстве возлагает на арбитражный суд обязанность проверить обоснованность требований кредиторов с учетом возражений, поступивших относительно этих требований. Отсутствие возражений лиц, указанных в части 2 статьи 71 Закона о банкротстве, на включение заявленных требований кредиторов в реестр не освобождает арбитражный суд от проверки обоснованности этих требований.
В соответствии с положениями Закона о банкротстве, размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований, а также в иных случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов (часть 5 статьи 71 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3-5 статьи 71, пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. По смыслу названых норм права, арбитражный суд проверяет обоснованность предъявленных требований к должнику и выясняет наличие оснований для включения в реестр требований кредиторов, исходя из подтверждающих документов.
В соответствии с процессуальными правилами доказывания (статьи 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) заявитель обязан доказать допустимыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязательств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, требование Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области основано на следующих обстоятельствах.
АО "Росскат" с 26.01.2016 является собственником объектов недвижимого имущества:
- нежилое здание, комбайновый цех, площадью 2487,8 кв.м., с кадастровым номером 63:27:0704002:689;
- нежилое здание, бокс-ангар N 1, площадью 1586,6 кв.м., с кадастровым номером 63:27:0704002:738;
- асфальтированная площадка, площадью застройки 5688 кв.м., с кадастровым номером 63:27:0704002:581;
- нежилое здание, здание диспетчерской, площадью 17 кв.м., с кадастровым номером 63:27:0704002:711;
- нежилое здание, здание конторы, площадью 402,4 кв.м., с кадастровым номером 63:27:0704001:615;
- площадка для стоянки, площадью 4273 кв.м., с кадастровым номером 63:27:0704002:627;
- асфальтовое покрытие, площадью 11179 кв.м., с кадастровым номером 63:27:0704002:582, расположенные по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г.Нефтегорск, ул. Промышленности, д.1.
Указанные объекты недвижимого имущества и территория обслуживания расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:27:0704004:394.
Земельный участок с кадастровым номером 63:27:0704004:394 (образуемый из земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:3), площадью 30 545 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий адресный ориентир: Самарская область, Нефтегорский район, г.Нефтегорск, ул.Промышленности, д.1, до 07.05.2020 (дата государственной регистрации права собственности на земельный участок АО "Росскат") относился к землям неразграниченной государственной собственности.
Полномочий по распоряжению указанным, земельным участком в силу п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" возложены на Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области как исполнительно-распорядительный орган городского поселения Нефтегорск.
В соответствии с ч.3 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
04.12.2019 между Администрацией городского поселения Нефтегорск (правопреемник-Администрация муниципального района Нефтегорский) и АО "Росскат" заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. 07.05.2020 в Управлении Росреестра по Самарской области зарегистрировано право собственности на земельный участок АО "Росскат".
АО "Росскат" до 07.05.2020 использовал земельный участок с кадастровым номером 63:27:0704004:394 без договора аренды земельного участка, плату за пользование земельным участком не вносил.
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Уставом городского поселения Нефтегорск Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский от 17.07.2014 N 294 (в редакции решения Собрания представителей городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский от 04.06.2019 N 270), п.2 ст.3.3 Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 18.09.2020 Администрация муниципального района Нефтегорский (далее - Администрация) осуществляет полномочия исполнительно-распорядительного органа городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области.
Согласно ч.1 ст. 65 "Земельного кодекса Российской Федерации" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пп.7 п.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают вследствие необоснованного обогащения.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ,
В соответствии с ч.2 ст. 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области" утверждены Порядок и Методика определения размера арендной платы, условия и сроки за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
Таким образом, арендная плата исчисляется с учетом Методики определения размера арендной платы, условия и сроки за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области" (далее - Постановление), утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся на территории Самарской области, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся на территории Самарской области.
Таким образом, для определения размера неосновательного обогащения критерием должен быть размер арендной платы, подлежащий уплате при заключенном договоре на: основании установленных Постановлением правил определения размера арендной платы.
В соответствии с п. 3 Постановления определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 1 к настоящему Порядку, за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов.
Согласно указанной методике размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством (далее -земельные участки), рассчитывается по формуле
Ап = A x S,
где:
А - размер арендной платы за единицу площади земельного участка в год, руб./год;
S - площадь земельного участка в соответствующих единицах измерения площади земельного участка (кв.м, га).
Размер арендной платы за единицу площади земельного участка в год рассчитывается по формуле
Ап = Скад х Кв х Ки,
где:
А - размер арендной платы в год;
Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка. При определении размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, значение Скад определяется по состоянию на 1 января расчетного года;
Кв - коэффициент вида использования земельного участка, установлен Решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области от 14.11.2011 N 122 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области" (в редакции от 18.12.2013 N 354);
Ки - коэффициент инфляции расчетного года (рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008 и постановлением Правительства Самарской области от 30.10.2013 N 580).
Согласно расчету неосновательного обогащения АО "Росскат" за пользование земельным участком с кадастровым номером: 63:27:0704004:394:
- за период с 26.01.2016 по 31.12.2016 сумма неосновательного обогащения составляет 22 939 872 руб. 45 коп.;
- за период с 01.01.2017 по 07.05.2020 сумма неосновательного обогащения составляет 90 242 060 руб. 93 коп., а всего 113 181 933 руб. 38 коп.
10.11.2020 в адрес ответчика Администрацией направлена претензия с предложением оплатить в 30-дневный срок с момента получения претензии сумму неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером: 63:27:0704004:394, площадью 30 545 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий адресный ориентир: Самарская область, Нефтегорский район, г.Нефтегорск, ул.Промышленности, д.1. Ответ на претензию не получен, сумма неосновательного обогащения на счет Администрации муниципального района Нефтегорский не поступала.
30.12.2020 ликвидатору АО "Росскат" Макиенко Д.А. направлялось требование кредитора с предложением в 10-дневный срок со дня получения требования включить требование Администрации в сумме 113 181 933 руб. 38 коп. в перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемого АО "Росскат", и произвести полное погашение этого долга в процессе ликвидации. В настоящее время ответ на требование кредитора не получен.
Возражая против заявленных требований, в суде первой инстанции, конкурсный управляющий указывал, что требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
На протяжении более четырех лет, т.е. фактически с декабря 2015 по декабрь 2019 АО "РОССКАТ" вело непрерывную работу с органами местного самоуправления, а также с исполнительными органами власти Нефтегорского района по оформлению земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащих АО "РОССКАТ", находящихся изначально на право пользовании, а затем основании права собственности по адресу: г. Нефтегорск, ул. Промышленности, 1.
В феврале 2016 АО "РОССКАТ", являясь полноправным собственником данных объектов недвижимости, право на которые зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, с целью ускорения процедуры межевания и оформления частей земельного участка, занятых приобретенными АО "РОССКАТ" объектами недвижимости, обратилось в Администрацию муниципального района Нефтегорский с просьбой предоставить правоустанавливающие документы и на земельный участок, но получило ответ об отсутствии таких документов.
Глава администрации муниципального района Нефтегорский Корнев В.И. сообщил о своём намерении реализации части указанного земельного участка пропорционально занятым вышеуказанными объектами недвижимости площадям после проведения за счет АО "РОССКАТ" оформления межевания.
После получения ответа администрации об отсутствии запрашиваемых документов в марте 2016 АО "РОССКАТ" обратилось в Государственное унитарное предприятие Самарской области "Центр технической инвентаризации" (далее - ГУП СО "ЦТИ"), которое по заявлению АО "РОССКАТ" на оказание услуг по уточнению, восстановлению, закреплению на местности границ землеустройства провело сбор имеющейся у них информации и сообщило о наличии препятствий для выполнения работ, связанных в выявлением пересечения смежных земельных участков с кадастровыми номерами 63:27:0704004:3. и 63:27:0704004:350.
После получения информации о препятствии для начала работ по межеванию земельного участка АО "РОССКАТ" письмом от 22.03.2016 N 0601 обратилось в. Администрацию муниципального района Нефтегорский с просьбой о помощи в устранении выявленного препятствия. Был получен положительный ответ, за которым не последовало реальных действий администрации.
Таким образом, АО "РОССКАТ" предпринимал все необходимые действия по выкупу или оформлению аренды земли, на которой расположены приобретённые им объекты недвижимости, по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации необходимых для межевания земельного участка процедур, более того было готово приобрести весь земельный участок с кадастровым номером 63:27:0704004:3, на основании того, что приобретенные объекты недвижимости занимают около 70% всей площади указанного земельного участка и после межевания, которого оставшиеся части земли будут в основном располагаться по периметру и потеряют возможность их использования по назначению.
Письмом от 27.08.2019 исх. N 1645 Администрация городского поселения Нефтегорск в очередной раз сообщила о готовности реализовать, либо сдать в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:27:0704004:3.
АО "РОССКАТ" проанализировав, представленные администрацией проекты договоров купли-продажи или аренды земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:3, имеющего адресный ориентир: Самарская область, Нефтегорский район, г.Нефтегорск, ул. Промышленности, д. 1, установило следующее:
Согласно справочным данным по объектам недвижимости в режиме online с официального сайта РОСРЕЕСТРА по адресному ориентиру: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Промышленности, д. 1 находится 16 объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 63:27:0704001:615, 63:27:0704002:711, 63:27:0704002:689, 63:27:0704002:738, 63:27:0704002:581; 63:27:0704001:616; 63:27:0704002:476; 63:27:0704002:582, 63:27:0704002:627, 63:27:0704002:680, 63:27:0704002:822, 63:27:0704002:823, 63:27:0704003:767, 63:27:0704004:267, 63:27:0704004:271, 63:27:0704004:3.
Из указанных 16 объектов, в собственности АО "РОССКАТ" находятся 7 объектов с кадастровыми номерами: 63:27:0704001:615, 63:27:0704002:711, 63:27:0704002:689, 63:27:0704002:738, 63:27:0704002:581, 63:27:0704002:582, 63:27:0704002:627).
Один объект с кадастровым номером 63:27:0704004:3 - сам земельный участок.
Оставшиеся 8 объектов принадлежали иным лицам, права и интересы которых могли бы быть нарушены при оформлении АО "РОССКАТ" сделки купли-продажи либо аренды земельного участка с кадастровым номером 63:27:0707004:3, площадью 39 310 кв. м.
Таким образом, приобретение земельного участка, на котором физически находятся чужие объекты недвижимости или аренда данного участка нарушило бы как права АО "РОССКАТ", так и права иных собственников объектов недвижимости.
АО "РОССКАТ" предложило Администрации городского поселения Нефтегорск организовать выделение из земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:3 и размежевание участка, расположенного непосредственно под объектами недвижимости АО "РОССКАТ" с возложением расходов на распорядителя земельного участка.
После завершения процесса межевания, установления всех необходимых элементов вновь образованного земельного участка 04.12.2019 между АО "РОССКАТ" и Администрацией городского поселения Нефтегорск подписан договор купли-продажи земельного участка по адресу: Самарская область, Нефтегорский р-н, г. Нефтегорск, ул. Промышленности, 1.
Таким образом, конкурсный управляющий полагает, что если бы уполномоченный орган муниципального образования своевременно совершил все действия по предоставлению должнику спорного земельного участка в собственность, то должник мог раньше зарегистрировать право собственности на этот участок и, соответственно, с момента такой государственной регистрации обязан был уплачивать земельный налог за него.
Доводы конкурсного управляющего о том, что кредитором допущено злоупотребление правом в связи с тем, что он несвоевременно совершил действия по предоставлению должнику спорного земельного участка в собственность, правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей пунктом 4 ст. 11,10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего, Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п. 6 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Учитывая вышеуказанные нормы Земельного кодекса РФ, именно должник должен был осуществлять все необходимые действия направленные на формирование необходимого ему земельного участка.
Однако, в свою очередь, Администрацией муниципального района Нефтегорский с целью формирования необходимого должнику земельного участка предоставлены технические планы на площадку для стоянки площадью 42,73 кв.м., с кадастровым номером 63:27:0704002:627 и асфальтовое покрытие площадью 11179 кв.м., с кадастровым номером 63:27:0704002:582, подано заявление о прекращении в сведениях ГКН информации о земельном участке с кадастровым номером 63:27:0704004:350 и произведено уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:3.
Указанные работы произведены в 2006 году, что подтверждается письмом Администрации муниципального района Нефтегорский от 11.04.2016 N 1315.
Должник с 26.01.2015 являлся собственником объектов недвижимости, соответственно использовал земельный участок под данными объектами.
Одним из принципов земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, в частности статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
В части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской' Федерации, указано, что лицо, которое без, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В связи, с этим должник независимо от каких - либо обстоятельств, связанных с оформлением необходимого ему земельного участка, обязан возвратить Администрации муниципального района Нефтегорский неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Довод конкурсного управляющего о том, что в соответствии с пунктами 7, 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при установлении требований кредиторов по делам о банкротстве, возбужденным в трехмесячный срок, финансовые санкции и договорные проценты не учитываются с начала действия моратория, в том числе в период с момента окончания моратория и до момента возбуждения дела о банкротстве, а также в период банкротства, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в силу ст. 1107 Гражданского кодекса РФ плата за пользование земельным участком не является штрафными санкциями, а является доходом, в виде арендных платежей, которое должник должен был уплачивать за использование земельного участка под объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности.
В ходе рассмотрения настоящего заявления в суде первой инстанции, конкурсным управляющим заявлено о том, что требование кредитора в размере 113 181 933 руб. 38 коп. неосновательного обогащения за пользование земельным участком с 26.01.2016 по 07.05.2020 предъявлено по истечении срока исковой давности, заявитель имел возможность своевременно обратится в суд за взысканием неосновательного обогащения начиная с января 2016, когда ему стало известно о нарушении его права. Однако Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Акционерному обществу "Росскат" о взыскании 113 181 933 руб. 38 коп. неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером 63:27:0704004:394 только 03.03.2021 (согласно информации сайте Картотека арбитражных дел по делу N A55-5584/2021).
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Кодекса).
При таких обстоятельствах в соответствии с положениями статей 195 и 196 Гражданского кодекса на требования Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о взыскании неосновательного обогащения распространяется общий трехлетний срок исковой давности.
Кроме того, конкурсный управляющий полагает, что кредитором неправильно произведен расчет неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером 63:27:0704004:394 в связи со следующим.
Постановлением Правительства РФ N 428 от 03.04.2020 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" в период с 06.04.2020 по 06.10.2020 установлен мораторий на возбуждение дел о банкротстве в отношении определённой категории должников, в том числе включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере промышленности.
На основании протокола заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 17.04.2020 N 8 АО "РОССКАТ" включено в перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере промышленности.
Таким образом, в отношении АО "РОССКАТ" с 17.04.2020 по 06.10.2020 действовал мораторий на возбуждение дела о банкротстве.
Определением Арбитражным судом Самарской области по делу N А55-29107/2020 от 05.11.2020 принято к производству заявление ПАО "Сбербанк" о признании АО "РОССКАТ" несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о признании АО "РОССКАТ" несостоятельным (банкротом).
В соответствии с п.4. ст.9.1. Закона о банкротстве в делах о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся, состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до даты введения моратория и заявленных после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, определяются на дату введения моратория.
В соответствии с п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что согласно пп. 2 п. 4 ст.9.1 Закона о банкротстве в делах о банкротстве, возбужденных в трехмесячный срок, состав и размер требований кредиторов (включая проценты, подлежащие уплате за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита) определяются на день введения моратория, а не на день введения первой судебной процедуры банкротства. По смыслу указанной нормы при установлении требований кредиторов по делам о банкротстве, возбужденным в трехмесячный срок, финансовые санкции и договорные проценты не учитываются с начала действия моратория, в том числе в период с момента окончания моратория и до момента возбуждения дела о банкротстве, а также в период банкротства. К соответствующим требованиям применяются общие положения пункта 4 статьи 63 и пункта 2 статьи 213.19 Закона о банкротстве со дня введения моратория.
В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" по смыслу подпункта 2 пункта 4 статьи 9.1 Закона о банкротстве требования, возникшие после начала действия моратория, подлежат квалификации как текущие (в случае возбуждения дела о банкротстве в трехмесячный срок). До истечения трехмесячного срока кредиторы по таким требованиям не могут инициировать дело о банкротстве должника.
Таким образом, требования кредитора о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером 63:27:0704004:394 за период с 17.04.2020 по 07.05.2020 являются текущими.
Согласно пункту 2 ст. 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Заявленное кредитором требование на предмет его обоснованности не подлежит проверке в рамках дела о банкротстве должника.
В п. 39 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что при установлении текущего характера требования, заявленного кредитором в рамках дела о банкротстве, арбитражный суд в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производств по рассмотрению данного требования.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, Администрацией муниципального района Нефтегорский Самарской области 10.08.2022 уточнены заявленные требования и впоследствии заявлены в размере 14 634 472 руб. 14 коп.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, если обратное не установлено условиями самого обязательства (абз. 2 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении").
В силу части 1 статьи 64, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Согласно пункту 1 статьи 63 Закона о банкротстве кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст. 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Доказательства оплаты указанной задолженности должником не представлены.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания требования Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области в размере 14 634 472 руб. 14 коп. обоснованным и включения в реестр требований кредиторов должника, в составе требований кредиторов третьей очереди, в силу статей 4, 100, 134, с учетом пункта 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В обоснование апелляционной жалобы заявителем указано, что кредитором неправильно произведен расчет неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером 63:27:0704004:394.
Повторно рассмотрев материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
15.03.2022 вступило в силу решение Самарского областного суда от 18.11.2021 по делу N 3а-1516/2021 о признании недействующим пункт 13.2 Приложения N 1 к решению Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области от 14.11.2011 N 122 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области" в редакции решения Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области от 18.12.2013 N 354 в части, устанавливающей коэффициент вида использования земельных участков "под прочими объектами" в размере 2,0. со дня вступления решения суда в законную силу.
За период с 03.02.2018 по 06.11.2019 сумма неосновательного обогащения подлежит взысканию в размере земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, так как коэффициент вида использования земельного участка не установлен (п. 4 Приложения N 1 к "Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов", утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308).
За период с 03.02.2018 по 06.11.2019 расчет выполнен в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области" (далее - Постановление).
В соответствии с п. 3 Постановления определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 1 к настоящему Порядку, за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов.
Согласно п. 4 указанной методики при отсутствии утвержденных в установленном порядке коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков арендная плата за земельный участок устанавливается в размере земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка.
В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус").
Статьей 396 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Согласно п.7 Решения Собрания представителей городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области N 12 от 25.11.2010 г. "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Нефтегорск" налоговая ставка земельного налога в отношении данного земельного участка составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
На 01.01.2018 г. кадастровая стоимость земельного участка площадью 39 310 кв.м. с кадастровым номером 63:27:0704004:3 составила 46 260 794,2 руб.
Размер неосновательного обогащения АО "Росскат" за период с 03.02.2018 г. по 31.12.2018 г. в размере земельного налога составляет:
46 260 794,2 руб. *1,5%:12 месяцев* 11 месяцев = 636 085,92 руб.
На 01.01.2019 г. кадастровая стоимость земельного участка площадью 39 310 кв.м. с кадастровым номером 63:27:0704004:3 составила 46 260 794,2 руб.
Размер неосновательного обогащения АО "Росскат" за период с 01.01.2019 г. по 06.11.2019 г. составляет:
46 260 794,2 руб. *1,5%:12 месяцев* 10 месяцев = 578 259,93 руб.
Ссылка заявителя жалобы на иной расчет, исходя из средней кадастровой стоимости земельного участка, отклоняется ввиду вышеизложенного.
За период с 07.11.2019 по 16.04.2020 при расчете неосновательного обогащения за пользование земельным участком следует применить коэффициент в размере 0,6 "Земельные участки под складскими помещениями, базами промышленных объектов" (вид разрешенного использования земельного участка "склады, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов").
Расчет выполнен в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области".
Размер неосновательного обогащения АО "Росскат" за период с 07.11.2019 г. по 31.12.2019 г. составляет 4 563 749, 63 руб., где 2 547 860,27 руб. - размер арендной платы в месяц; 1- количество месяцев в рассчитываемом периоде; 83 995,39 руб.- размер арендной платы в день; 24 - количество дней в рассчитываемом периоде, который осуществлен в соответствии с методикой определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для целей, не связанных со строительством.
Размер неосновательного обогащения АО "Росскат" за период с 01.01.2020 г. по 16.04.2020 г. составляет 8 856 377, 09 руб.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает размер неосновательного обогащения АО "Росскат", за пользование земельным участком площадью 39 310 кв.м. с кадастровым номером 63:27:0704004:3 (площадью 30 545 кв.м. с кадастровым номером 63:27:0704004:394), имеющим адресный ориентир: Самарская область, Нефтегорский р-н, г. Нефтегорск, ул. Промышленности, д.1, за период с 03 февраля 2018 года по 16 апреля 2020 года составляет: 636 085,92 руб. + 578 259,93 + 4 563 749,63 +8 856 377,09 =14 634 472, 57 руб.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования кредитора.
Доводы и аргументы апелляционной жалобы, в том числе и озвученные устно и письменно при рассмотрении жалобы в суде апелляционной инстанции, проверены коллегией судей и признаются несостоятельными, так как не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Таким образом, определение Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2022 года по делу А55-29107/2020 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2022 года по делу А55-29107/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Мальцев |
Судьи |
А.И. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29107/2020
Должник: АО "Росскат"
Кредитор: ПАО Сбербанк в лице Поволжского банка
Третье лицо: АО "Независимая регистрационная компания Р.О.С.Т.", Ассоциация "МСОАУ "Содействи", Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы N 8 по Самарской Области, ОАО "Завод "Микропровод", ООО "Сарансккабель-500", ПАО НБ "ТРАСТ", СОЮЗ АУ "Созидание", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ФНС России МРИ по крупнейшим налогоплательшикам N10
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5081/2023
12.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5077/2023
12.04.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3706/2023
01.11.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15340/2022
27.09.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13044/2022
06.09.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12070/2022
16.08.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9540/2022
16.08.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10003/2022
27.05.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5365/2022
25.03.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2004/2022
03.08.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9725/2021
22.03.2021 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-29107/20
25.12.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18202/20