г. Пермь |
|
02 ноября 2022 г. |
Дело N А50-13504/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Гуляковой Г.Н., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя: Волчек Е.А., удостоверение, доверенность N 63 от 20.05.2022, диплом,
от заинтересованного лица: Мельников А.А., паспорт, доверенность 23АВ2748813 от 15.06.2022, диплом,
от третьих лиц: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, акционерного общества "Тандер",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 августа 2022 года
по делу N А50-13504/2022
по заявлению главного специалиста-эксперта отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Ямбулатова А.М.
к акционерному обществу "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475), третьи лица: ООО "Лазурит", ООО "Частная пивоварня "Афанасий",
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении акционерного общества "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество, ответчик) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2022 (резолютивная часть решения объявлена 16.08.2022) требования удовлетворены. АО "Тандер" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей. В порядке п.2 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ изъята и передана на уничтожение в соответствующую организацию продукцию, указанную в протоколе ареста товаров от 03.11.2021, а именно: - пиво светлое нефильтрованное осветленное пастеризованное "BEAKLAND AMERIKAN PALE ALE" в количестве 14 бутылок; - напиток пивной нефильтрованный осветленный пастеризованный BEAKLAND MILK STOUT" в количестве 10 бутылок; - пиво темное нефильтрованное осветленное пастеризованное "BEAKLAND STRONG STOUT" в количестве 20 бутылок.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что продукция поступила обществу от ООО "Лазурит" при наличии товаросопроводительных документов (ТТН) с указанием декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов; оснований сомневаться в принадлежности документов к продукции не имелось; общество не является изготовителем товара, информация и сведения на этикетки не наносило, то есть не является лицом, ответственным за достоверность такой информации; действующее законодательство не предусматривает обязанность продавца алкогольной продукции при ее приемке соотносить информацию, содержащуюся на маркировке продукции, с информацией, размещенной на сайте Росалкогольрегулирвоания; производственный контроль не производится в отношении маркировки продукции при ее приемке от поставщика (подп. "г" п. 24 СП 11.1058-01); недостоверные сведения в товаросопроводительных документах (контроль за наличием которых в силу СП должно осуществлять общество) не установлены, следовательно, порочность сопроводительных документов не доказана.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Третье лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования в отношении АО "Тандер" послужили обращения гр. Кучерявенко Е.Ю., поступившие в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в форме электронных документов с приобщенными фотоматериалами, письмом ООО "Частная пивоварня "Афанасий", согласно которым в торговой сети "Магнит" акционерного общества "Тандер" в Пермском крае осуществляется реализация алкогольной продукции (пиво, пивные напитки) Bearland (Беарлэнд), в маркировке которой указаны недостоверные сведения о сроке годности продукции.
На контрэтикетках такой алкогольной продукции, наклеенных на бутылках, нанесена, кроме прочего, следующая информация: "Изготовитель: ООО "Частная пивоварня "Афанасий", Тверская область, г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 95. Изготовлено по заказу и рецептуре ООО "ЛАЗУРИТ", г. Москва, проспект Мира, 114А, 101". На контрэтикетке указано: "дата розлива (число, месяц, год) и годен до (число, месяц, год) (смотри маркировку на этикетке)". На этой же контрэтикетке указаны цифровые обозначения даты розлива и даты окончания срока годности, по которым следует, что срок годности продукции - 3 года.
При этом из письма ООО "Частная пивоварня "Афанасий" исх. N 967 от 27.10.2021, сведений из Федерального реестра алкогольной продукции на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка следует, что алкогольная продукция: пиво темное нефильтрованное осветленное пастеризованное "Беарлэнд Стронг Стаут" ("Bearland Strong Stoun") крепость 7,5, пиво светлое нефильтрованное осветленное пастеризованное "Беарлэнд Американ Пэйл Эль" ("BearIand American Pale А1е") крепость 5,0, пиво светлое нефильтрованное неосвещенное пастеризованное "Беарлэнд Блю Джинс" ("BearIand Blue Jeans") крепость 4,7, пивной напиток нефильтрованный осветленный пастеризованный "Беарлэнд Милк Стаут" ("Bearland Milk Stout") крепость 5,0, изготовителем которой является ООО "Частная пивоварня "Афанасий" ИНН 7704209474, имеет срок годности 270 дней.
С целью проверки поступившего обращения должностным лицом Управления 03.11.2021 произведен осмотр помещений магазина "Магнит" АО "Тандер" по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 66, в ходе которого установлено, что в реализации в торговом зале магазина на торговых стеллажах находилась и была предложена потребителям следующая упакованная в стеклотару продукция, согласно маркировке:
- пиво темное нефильтрованное осветленное пастеризованное "Беарлэнд Стронг Стаут" ("Bearland Strong Stout") объем 0,5 л, алкоголь 7,5% об., экстративность начального сусла 20%. Изготовитель: ООО "Частная пивоварня "Афанасий", Россия, 170628, Тверская область, г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 95. Изготовлено по заказу и рецептуре ООО "Лазурит", 129626, Россия г. Москва, проспект Мира, 114А, 101. Дата розлива (число, месяц, год) и годен до (число, месяц, год) - "см. маркировку на этикетке". Данная информация нанесена на контрэтикетку. В нижней части контрэтикетки на белом фоне в одну строку указаны даты: "23.12.20" "23.12.23". Также указан штрих-код 4640114750017. Контрэтикетка черного цвета. На этикетке Bearland Strong Stout. В наличии в реализации было 20 бутылок с продуктом, по розничной цене 113,99 руб.
- пиво светлое нефильтрованное осветленное пастеризованное "Беарлэнд Американ Пэйл Эль" ("Bearland American Pale Ale"). Изготовитель: ООО "Частная пивоварня "Афанасий", россия, 170628, Тверская область, г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 95. Изготовлено по заказу и рецептуре ООО "Лазурит", 129626, Россия г. Москва, проспект Мира, 114А, 101. Объем 0,5 л. Алкоголь 5% об, экстративность начального сусла 13%. Дата розлива (число, месяц, год) и годен до (число, месяц, год) - "см. маркировку на этикетке". Данная информация нанесена на контрэтикетку. В нижней части контрэтикетки на белом фоне в одну строку указаны даты: "24.12.20" "24.12.23". Также указан штрих-код 4640114750079. Контрэтикетка красного цвета. На этикетке Bearland American Pale Ale. В наличии в реализации было 14 бутылок с продуктом, по розничной цене 109,99 руб.
- пивной напиток нефильтрованный осветленный пастеризованный "Беарлэнд Милк Стаут" ("Bearland Milk Stout"), объем 0,5 л, алкоголь 5% об., экстрактивность начального сусла 17%. Изготовитель: ООО "Частная пивоварня "Афанасий", Россия, 170628, Тверская область, г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 95. Изготовлено по заказу и рецептуре ООО "Лазурит", 129626, Россия г. Москва, проспект Мира, 114А, 101. Дата розлива (число, месяц, год) и годен до (число, месяц, год) - "см. маркировку на этикетке". Данная информация нанесена на контрэтикетку. В нижней части контрэтикетки на белом фоне в одну строку указаны даты: "06.01.21" "06.01.24". Также указан штрих-код 4640114750123. Контрэтикетка коричневого цвета. На этикетке Bearland Milk Stout. В наличии в реализации было 10 бутылок с продуктом, по розничной цене 109,99 руб.
На этикетках вышеописанной алкогольной продукции, нет никаких иных дат свидетельствующих о дате изготовления, сроке годности. На бутылках, крышках никакой информации о дате изготовления и сроках годности нет.
На указанную алкогольную продукцию со сроком годности три года (1096 дней) отсутствует декларация о соответствии; товаросопроводительная документация, обеспечивающая прослеживаемость спорной продукции.
Кроме того, в маркировке указан изготовитель - ООО "Частная пивоварня "Афанасий", Россия, 170628, Тверская область, г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 95, тогда как фактически данная организация не является изготовителем указанной продукции (письма ООО "Частная пивоварня "Афанасий" исх. N 1024 от 18.11.2021, исх. N 1061 от 02.12.2021, исх. N б/н от 20.12.2021, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю); в маркировке указана недостоверная информация о подтверждении соответствия продукции, поскольку на этикетке потребительской упаковки нанесено графическое изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (Евразийского экономического союза) ЕАС, при этом отсутствует документ (декларация о соответствии), подтверждающий соответствие данного товара требованиям технических регламентов Таможенного союза.
03.11.2021 главным специалистом-экспертом отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Зайцевой Т.Л. был составлен протокол об аресте указанных в протоколе осмотра товаров. Арестованная продукция оставлена на ответственном хранении в магазине "Магнит" АО "Тандер", г. Пермь, ул. Куйбышева, 66.
Управлением при рассмотрении материалов проверки, установлено нарушение требований частей 1, 3 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; статьи 3, пункта 1 части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки"; частей 1, 2 ст. 3, 12 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевой продукции".
Телеграммой от 28.12.2021 N 711/1 управление известило общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
13.01.2022 управлением в отсутствие представителя общества составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП (л.д.21-24).
Материалы административного дела с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности направлены в арбитражный суд, к компетенции которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В части 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, ст. 14.46.2 и 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п. 1 - 2 и 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
Пунктом 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии со статьей 2 Закона о техническом регулировании под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Под безопасностью продукции для целей Закона о техническом регулировании понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона о техническом регулировании за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Исходя из анализа названных норм права, в их взаимосвязи следует, что нарушения требований законодательства, регулирующего порядок производства, хранения и реализации пищевых продуктов, являются основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.43 КоАП РФ.
Субъектом предусмотренного данной нормой правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 495 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
В силу ч.1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой им деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее Закон N29-ФЗ).
Обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам подтверждения их соответствия обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Обязательной для применения является также техническая документация в случае публичного заявления изготовителем и (или) исполнителем о соответствии пищевых продуктов, материалов и изделий технической документации, в том числе в случаях применения обозначения национального стандарта в маркировке, эксплуатационной или иной документации и (или) в случае маркировки пищевых продуктов знаком национальной системы стандартизации (пункт 1 статьи 9 Закона N 29-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов, материалов и изделий, не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли, не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Сроки годности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливаются в отношении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению (часть 1 статьи 16 Закона N 29-ФЗ).
В силу статьи 18, 19 Закона N 29-ФЗ пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.
Хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность. В случае, если при хранении, перевозках пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны информировать об этом владельцев и получателей пищевых продуктов, материалов и изделий. Такие пищевые продукты, материалы и изделия не подлежат реализации, направляются на экспертизу, в соответствии с результатами которой они утилизируются или уничтожаются.
При реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 20 Закона N 29-ФЗ).
Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
Целями его принятия являются защита жизни и (или) здоровья человека; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); защита окружающей среды (статья 2 ТР ТС 021/2011).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 021/2011 объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются пищевая продукция и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Пунктами 1 и 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 установлено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим Техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (пункт 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011).
Статьей 17 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 7). Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции (часть 9). При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (часть 12).
Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 881 принят Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011).
В соответствии со статьей 3 TP ТС 022/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно п. 1 ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011, маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.
Факт нарушения требований частей 1, 3 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; статьи 3, пункта 1 части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки"; частей 1, 2 ст. 3, 12 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевой продукции", как он отражен в протоколе об административном правонарушении от 13.01.2022, установлен судом, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра от 03.11.2021 N 513, протоколом об аресте товаров от 03.11.2021, письменными сведениями от ООО "Частная пивоварня "Афанасий" вх. N 59-54327-2021 от 01.12.2021, вх. N 59-6515-2021 от 16.12.2021, вх. N 59-196-2022 от 10.01.2022, письменными пояснениями от АО "Тандер" от 16.11.2021 и 27.12.2021, обращениями гражданина РФ вх. N 9697/ж-2021 от 25.10.2021, N9762/ж-2021 от 26.10.2021 и N 9938/ж-2021 от 29.10.2021, сведениями из Федерального реестра алкогольной продукции на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, фото, видеоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 13.01.2022.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела не представлено, также как и не представлено доказательств соблюдения требований технических регламентов. Допущенные нарушения вышеуказанных норм технических регламентов создают угрозу причинения вреда здоровью людей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что административный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества события правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере соблюдения технического регулирования, регламентирующих продажу продовольственных товаров, несоблюдение которых влечет административную ответственность.
Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований технического регламента, а также принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, обществом не представлено.
Отклоняя доводы общества об отсутствии в его действиях вины во вменяемом правонарушении, со ссылкой на то, что продукция поступила в АО "Тандер" от ООО "Лазурит" при наличии товаросопроводительных документов - с указанием деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов, оснований сомневаться в относимости продукции представленным документам у общества отсутствовали, общество не является изготовителем продукции, информацию на этикетки не наносило, в связи с чем, не является лицом, ответственным за ее достоверность, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данные доводы опровергаются иными доказательствами по делу.
При этом, суд первой инстанции верно отметил, что общество как продавец обязано осуществлять реализацию продукции в соответствии с обязательными требованиями, предъявляемыми к такой продукции. Кроме того, учитывая, что алкогольная продукция, в том числе пиво и пивные напитки, реализуются в торговой сети Магнит на постоянной основе, общество в рамках производственного контроля обязано осуществлять проверку документации, поступающей для реализации продукции.
Поддерживая выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества вины в совершении правонарушения, апелляционный суд исходит из того, что при приеме пива и пивного напитка со сроком годности 3 года АО "Тандер", являясь профессиональным участником рынка, должно было усомниться в таком длительном сроке годности. При этом существующая реальная возможность убедиться в достоверности срока годности на алкогольную продукцию в ФРАП на сайте Росалкогольрегулирование, что не требует значительных временных и материальных затрат, обществом не использована.
Таким образом, АО "Тандер" могло установить несоответствие поступившей продукции требованиям технических регламентов, но все возможности не использовало.
То обстоятельство, что поставщиком продукции ООО "Лазурит" были совершены действия по замене контрэтикеток на алкогольной продукции (что привело к увеличению срока годности до 1095 дней при установленном производителем - 270 дней), не является обстоятельством, исключающим наличие вины АО "Тандер", как продавца, поскольку нарушение связано с безопасностью реализуемой продукции, что определяет зону ответственности продавца при приемке на реализацию такого товара и последующей его реализации потребителям.
Ссылку общества на то, что выводы суда первой инстанции противоречат позиции, изложенной в п. 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), поскольку нарушение законодательства допущено в деятельности поставщика, а не покупателя продукции, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как в названном пункте Обзора указано, что субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в том числе продавец соответствующей продукции.
В данном случае в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что им были предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Вина общества выразилась в том, что при наличии возможности для соблюдения обязательных требований действующего законодательства, им не принято всех зависящих от него мер по его соблюдению. Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для недопущения указанных нарушений, что свидетельствует о его вине в совершении вменяемого административного правонарушения. Права и интересы потребителей продукции могут быть обеспечены только при условии соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее оборота, включая реализацию (розничная купля-продажа), в связи с этим общество обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы продукция, реализуемая им, соответствовала обязательным требованиям.
По приведенным мотивам суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено, что также отражено в решении суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о техническом регулировании.
При назначении административного наказания суд первой инстанции, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер административного правонарушения, руководствуясь целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, посчитал возможным привлечь общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Правовых оснований для замены назначенного административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное правонарушение влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
С учетом обстоятельств рассматриваемого дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, апелляционной суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ спорная продукция, не соответствующая нормативным требованиям и находящаяся в незаконном обороте, правомерно направлена судом на уничтожение.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, вынесенное судом первой инстанции решение по делу апелляционный суд считает законным, обоснованным. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 августа 2022 года по делу N А50-13504/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.