г. Самара |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А72-7768/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Романенко С.Ш.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2022 (резолютивная часть от 18.08.2022), по делу N А72-7768/2022, принятое в порядке упрощенного производства (судья Пиотровская Ю.Г.),,
по иску Министерства здравоохранения Ульяновской области (ОГРН: 1027301185570, ИНН: 7325000951)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЕСКО" (ОГРН: 1197746180390, ИНН: 9731032950)
о взыскании пеней за нарушение срока поставки товара по государственным контрактам N 0168200002420002980-029238-01 от 01.06.2020 и N 0168200002420001476- 0029238-01 от 07.04.2020 в размере 104 708,92 руб.,
УСТАНОВИЛ:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЕСКО" (121596, ГОРОД МОСКВА, ГОРБУНОВА УЛИЦА, ДОМ 2, СТРОЕНИЕ 3, КОМНАТА 35 ЭТАЖ 4 ПОМ II, ОГРН: 1197746180390, ИНН: 9731032950, КПП: 773101001) о взыскании пеней за нарушение срока поставки товара по государственным контрактам N 0168200002420002980-029238-01 от 01.06.2020 и N 0168200002420001476-0029238-01 от 07.04.2020 в размере 104 708,92 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2022 (резолютивная часть от 18.08.2022), по делу N А72-7768/2020, принятое в порядке упрощенного производства, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец, выражая не согласие с решением суда первой инстанции указывает, на нарушение ответчиком 20 дневного срока поставки товара со дня заключения контракта, на 193 дня и на 230 дня по двум фактам поставки, тем самым указывая на необходимость удовлетворения исковых требований о взыскании неустойки предусмотренной заключенным между истцом и ответчиком контрактом.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Министерство здравоохранения Ульяновской области (Заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью "ЕСКО" (Поставщик) 01.06.2020 г. заключили государственный контракт N 0168200002420002980-0029238-01 (Контракт) с Обществом с ограниченной ответственностью "ЕСКО" (Поставщик) на поставку лекарственного препарата "Метотрексат" на общую сумму 1 319 997 руб.
В соответствии с п.1.1 Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственного препарата Метотрексат (код ОКПД2 - 21.20.10.211) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 N 387-П "О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 в 2020 году, в соответствии со Спецификацией, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Как установлено пунктами 1.2, 1.3, 1.4 Контракта номенклатура Товара и его количество, определяются Спецификацией, технические показатели - Техническими характеристиками.
Поставка Товара осуществляется на уполномоченную фармацевтическую организацию, расположенную в г. Ульяновске. Конкретное место поставки указывается в заявке заказчика, передаваемой по тел/(факсу)/электронной почте не позднее 5 календарных дней со дня заключения контракта.
Поставка, отгрузка Товара осуществляется Получателю транспортом Поставщика либо транспортом по найму, за счёт Поставщика.
В соответствии с п. 5.1 Контракта Поставщик обязан был осуществлять поставку в полном объёме в течение 10 дней со дня заключения контракта согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью государственного контракта, то есть до 12.06.2020.
Лекарственный препарат "Метортрит" (МНН: "Метотрексат") на сумму 229 683,00 руб. был поставлен 07.09.2020 (товарная накладная от 03.09.2020 N РНЕК027872). Указанная накладная подписана Министерством.
Поставщик осуществил поставку товара с нарушением срока. Просрочка поставки товара составила 87 дней.
Согласно п. 11.3 контракта, в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
07.04.2020 г. стороны заключили государственный контракт N 0168200002420001476-0029238-01 на поставку лекарственного препарата: "Кетоаналоги аминокислот" на общую сумму 7 185 000 руб.
В соответствии с п.1.1 Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку Лекарственный препарат Кетоаналоги аминокислот (код ОКПД2 - 21.20.23.193) для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в 2020 году, в соответствии со Спецификацией, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Как установлено пунктами 1.2, 1.3, 1.4 Контракта номенклатура Товара и его количество, определяются Спецификацией, технические показатели - Техническими характеристиками. Поставка Товара осуществляется на уполномоченную фармацевтическую организацию, расположенную в г. Ульяновске. Конкретное место поставки указывается в заявке заказчика, передаваемой по тел/(факсу)/электронной почте не позднее 5 календарных дней со дня заключения контракта. Поставка, отгрузка Товара осуществляется Получателю транспортом Поставщика либо транспортом по найму, за счёт Поставщика.
В соответствии с п. 5.1 Контракта, поставка Товара осуществляется Поставщиком Получателю не менее 50% от общего количества товара в течение 20 дней со дня заключения Контракта, до 100% от общего количества товара не позднее 01 июля 2020 года. Товар поставщик должен поставить до 01.07.2020 г.
Лекарственный препарат "Кетоаналоги аминокислот" (Кетостерил) на сумму 2 895 554,90 руб. был поставлен 11.01.2021 (товарная накладная от 30.12.2020 N РНЕК042771), товар на сумму 696 945 руб. (товарная накладная от 16.02.2021 N РНЕК042771) был поставлен 17.02.2021 г. Указанные накладные подписаны Министерством.
Поставщик осуществил поставку товара с нарушением срока. Просрочка поставки товара по товарной накладной от 30.12.2020 N РНЕК042771 составила 193 дня, по товарной накладной от 30.12.2020 N РНЕК004053 составила 230 дней.
Согласно п. 11.3 контракта, в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Министерством в адрес ответчика были направлены претензии N 73-ИОГВ-11.01/2294исх. от 04.03.2021 г. о взыскании неустойки в размере 22 708,79 руб. и N 73-ИОГВ-11.01/1114исх. от 03.02.2021 г. о взыскании неустойки в размере 79 169,29 руб., с требованием перечислить неустойку за просрочку поставки товара. Ответчиком указанные претензии оставлены без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела, истцом было заявлено об уточнении исковых требований, согласно которым просит взыскать с ответчика пени за нарушение сроков поставки товара по государственному контракту N 0168200002420001476-0029238-01 от 07.04.2020 г. размере 101 878,08 руб.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв, согласно которому, возражает против удовлетворения заявленных требований, приводит доводы в обоснование своей позиции; поясняет, что в ответ на претензионные требования истца о взыскании неустойки им были направлены ответы с просьбой о неначислении выставленных неустоек, так как вышеуказанные просрочки исполнения обязательств со стороны Поставщика возникли по причинам обстоятельств непреодолимой силы. Кроме того, ответчик сообщает, что по информации от представительства Фрезениус Каби Дойчланд ГмбХ в России - ООО "Фрезениус Каби" в 2020 году в период с мая по август, а также с августа по ноябрь возникла дефектура лекарственного препарата "Кетостерил таблетки, покрытые пленочной оболочкой блистеры N 100 производства АО "Биннофарм", Россия". Указанная выше дефектура лекарственного препарата сложилась в связи с обстоятельством непреодолимой силы, а именно из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) в мире. Субстанция для производства лекарственного препарата "Кетостерил
таблетки покрытые пленочной оболочкой блистеры N100, АО "Биннофарм", Россия", изготавливается в Португалии. Производственная линия была временно ограничена из-за сокращения мощностей предприятия, связанных с эпидемией COVID-19. Данные обстоятельства привели к тому, что указанный препарат отсутствовал на складе в период планируемой поставки товара по Контракту.
Ответчик полагает, что ООО "ЕСКО" столкнулось с обстоятельствами, на которые не в силах было повлиять, что в итоге привело к длительной задержке поставки товара. Также ответчик поясняет, что им были предприняты все зависящие от него меры для минимизации возможных рисков, в том числе заблаговременное уведомление Заказчика о возникшей ситуации.
Кроме того, ответчик в своем отзыве ссылается на тот факт, что в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации в марте 2022 года, у заказчика возникло обязательство о списании начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контрактов в 2020 году.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 309, 310, 330, 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 31.12.2021 N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, при этом исходил из следующего.
При этом, суд первой инстанции указал, что факт нарушения ответчиком сроков поставки товаров по Контракту подтверждается материалами дела. В отзыве на исковое заявление указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Расчету истца, проверен судом и признан арифметически правильным, размер неустойки по государственному контракту N 0168200002420001476-0029238-01 от 07.04.2020 г. составил 101 878 руб. 08 коп., из которых: по товарной накладной N РНЕК042771 от 30.12.2020 в размере 79 169,29 руб., по товарной накладной N РНЕК042771 от 16.02.2021 в размере 22 708,79 руб.
Судом первой инстанции верно установлено, что расчет неустойки в соответствии с п.11.3. Контракта, выполненный истцом, прав ответчика не нарушает.
Статьей 10 Федерального закона от 31.12.2021 N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 30.12.2021 (ч.2 ст. 17 указанного закона), были внесены изменения в ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, которой предполагается возможность списания начисленных неустоек в 2021 году.
В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе в редакции, действующей с 30.12.2021 указано, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствующие изменения также были внесены и в Правила осуществления Заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 г. N 783 (далее - Правила списания неустоек).
В соответствии с п.1 Правил списания неустоек (в редакции, действующей с 08.01.2022 - изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2594) настоящие Правила устанавливают порядок и случаи осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Так, по общему правилу, предусмотренному п.2 Правил списания неустоек списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме. С учетом определения, указанного в п.1 Правил списания неустоек, указанное общее правило применяется в том числе к Контрактам ненадлежащее исполнение которых произошло в том числе и в 2021 году.
Обязательства по спорным Контрактам были исполнены в полном объеме, что подтверждается документами, представленными истцом, и им не оспаривается.
В соответствии с пп. "а" п.3 Правил списания неустоек, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в случае если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
В рассматриваемом случае, с учетом цены рассматриваемого контракта, сумма пени в размере 101 878 руб. 08 коп., из которых: по товарной накладной N РНЕК042771 от 30.12.2020 в размере 79 169,29 руб., по товарной накладной N РНЕК042771 от 16.02.2021 в размере 22 708,79 руб. не превысила 5% от цены контракта.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что сумма начисленной неустойки не превышает 5%, указанных в пп. "а" п.3 Правил списания неустоек.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил N 783 основанием для принятия решения о списании неустойки в случае, приведенном выше, является исполнение поставщиком обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контрактам в полном объеме в 2020 и 2021 году, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Из материалов дела усматривается, что товарные накладные о передаче заказчику товара по спорным контрактам стороны подписали в 2020 и 2021 годах.
В пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что списание или предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ является обязанностью заказчика, в связи с чем, суд обязан проверить соблюдение им требований указанной нормы. Несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, в том числе определениях от 14 августа 2018 г. N 305-ЭС18-5712, от 30 октября 2018 г. N 305-ЭС18-10724, от 18 июля 2019 г. N 305-ЭС19-5287 при рассмотрении иска о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
При рассмотрении настоящего спора применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, в связи с наличием условий для списания неустойки.
Кроме того, судом первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 179, 170, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде первой инстанции", поскольку запрет на исправление описок, опечаток, арифметических ошибок в резолютивной части судебного акта в действующем процессуальном законодательстве не предусмотрен, исправлена допущенная в резолютивной части решения от 18.08.2022 г. опечатка при указании размера исковых требований, а именно:
вместо: "Уточнение исковых требований принять. Исковые требования МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (432017, УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, УЛЬЯНОВСК ГОРОД, КУЗНЕЦОВА УЛИЦА, ДОМ 18А, ОГРН: 1027301185570, ИНН: 7325000951, КПП: 732501001) к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЕСКО" (121596, ГОРОД МОСКВА, ГОРБУНОВА УЛИЦА, ДОМ 2, СТРОЕНИЕ 3, КОМНАТА 35 ЭТАЖ 4 ПОМ II, ОГРН: 1197746180390, ИНН: 9731032950, КПП: 773101001) о взыскании пеней за нарушение срока поставки товара по государственным контрактам N 0168200002420002980-029238-01 от 01.06.2020 и N 0168200002420001476-0029238-01 от 07.04.2020 в размере 101 878,08 руб. оставить без удовлетворения.",
указано: "Исковые требования МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (432017, УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, УЛЬЯНОВСК ГОРОД, КУЗНЕЦОВА УЛИЦА, ДОМ 18А, ОГРН: 1027301185570, ИНН: 7325000951, КПП: 732501001) к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЕСКО" (121596, ГОРОД МОСКВА, ГОРБУНОВА УЛИЦА, ДОМ 2, СТРОЕНИЕ 3, КОМНАТА 35 ЭТАЖ 4 ПОМ II, ОГРН: 1197746180390, ИНН: 9731032950, КПП: 773101001) о взыскании пеней за нарушение срока поставки товара по государственным контрактам N 0168200002420002980-029238-01 от 01.06.2020 и N 0168200002420001476-0029238-01 от 07.04.2020 в размере 104 708,92 руб. оставить без удовлетворения.".
Поскольку допущенная опечатка в резолютивной части решения по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, носит технический характер, не влечет изменения содержания судебного акта, то указанная опечатка исправлена судом, что не запрещается законом.
Таким образом, требования истца правомерно оставлены без удовлетворения.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки вывод суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2022 (резолютивная часть от 18.08.2022), по делу N А72-7768/2022, принятое в порядке упрощенного производства - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7768/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЕСКО"