г. Москва |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А40-120540/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТРЕНД ГРУПП"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2022 по делу N А40-120540/2022
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "ТРЕНД ГРУПП"
к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,
третье лицо: ФНС России
о признании незаконными действия,
при участии:
от заявителя: |
Лобачев И.А. по доверенности от 22.07.2022; |
от заинтересованного лица: |
Бычихин П.Д. по доверенности от 23.11.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2022, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ТРЕНД ГРУПП" (заявитель, общество, ООО "ТРЕНД ГРУПП") о признании незаконными действий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (заинтересованное лицо, министерство, Минцифры России) по невключению в список организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, формируемый на основании п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.04.2022 N 805 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В деле участвует третье лицо - Федеральная налоговая служба (ФНС России), представитель которого в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, считая, что судом неверно истолкованы нормы налогового права.
Представитель министерства в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Повторно исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции признает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках реализации мер по поддержки IT - сектора, в апреле 2022 года было принято Постановления Правительства РФ от 30.04.2022 N 805, в котором регламентированы особенности предоставления субсидирования компании АО "ДОМ.РФ", являющейся куратором программы льготного кредитования для IT - специалистов в целях приобретения жилья.
Перечень компаний, чьи сотрудники могут претендовать на участие в программе льготного кредитования, опубликован на сайте АО "ДОМ.РФ", а также сайте "Госуслуги".
Считая, что ООО "ТРЕНД ГРУПП" соответствует всем критериям для включения в список организаций, чьи сотрудники могут стать участниками программы льготного кредитования, общество 25.05.2022 обратилось в Минцифры России с заявлением о включении в перечень организаций осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Письмом от 01.06.2022 N П11-2-05-200-29505 Минцифры России заявителю в указанном обращении было отказано.
Полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, ООО "ТРЕНД ГРУПП" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 805 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вклада в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ" (далее - постановление Правительства N 805), суд первой инстанции признал, что оспариваемый отказ соответствует налоговому законодательству, а правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствующими.
Оспаривая решение суда первой инстанции, ООО "ТРЕНД ГРУПП" указывает, что Министерство является уполномоченным органом, определяющим соответствие организаций требованиям, указанным в подпункте "е" пункта 5 и подпункте "а" пункта 6 Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденных постановлением Правительства N 805, не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" (далее - Правила).
Между тем, данное утверждение основано на неверном толковании нормативных правовых актов.
Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" (далее - Положение о Минцифры России).
В разделе II Положения о Минцифры России указан исчерпывающий перечень полномочий Министерства.
Среди данных полномочий отсутствуют полномочия по проверке отчетной налоговой документации организаций.
В свою очередь, пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", закреплено, что ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
В связи с чем, перед включением организаций в перечень осуществляющих деятельность в области информационных технологий организаций, аккредитованных в соответствии с Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 N 929 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" (далее - Положение о государственной аккредитации) и по итогам не менее чем одного налогового (отчетного) периода в течение срока своей деятельности соответствовавших условиям применения налоговых ставок, предусмотренным пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и (или) не менее чем одного расчетного (отчетного) периода в течение указанного срока соответствовавших условиям применения пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренным пунктом 5 статьи 427 НК РФ (далее - Перечень) Министерство направляет в ФНС России соответствующие запросы о представлении списка организаций, подлежащих включению в Перечень.
Довод о том, что фактически решение о включении/не включении организаций в Перечень принимается ФНС России, подтверждается внесением изменений в подпункт "а" пункта 6 Правил постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1177 "О внесении изменений в Правила возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" (далее - Постановление N 1177), в соответствии с которым, ФНС России не позднее 25 рабочих дней со дня вступления в силу Постановления N 1177 направляет в Министерство Перечень, а также ежеквартально со дня вступления в силу Постановления N 1177, не позднее 25 рабочих дней, следующих за истекшим кварталом,
Перечень, в целях их последующей передачи Министерством в АО "ДОМ.РФ" (подпункт "а" пункта 3 изменений, утвержденных Постановлением N 1177).
Механизм взаимодействия между Министерством и ФНС России, в соответствии с которым решение о включении/не включении организаций в Перечень принимается ФНС России, а Министерство рассматривает поступающие обращения работников организаций, предложен ФНС России и отражен в письме от 27.06.2022 N БС-4-11/7940@.
До внесения изменений в Правила Постановлением N 1177 Министерство не могло самостоятельно осуществить проверку отчетной налоговой документации организаций в силу отсутствия соответствующих полномочий и компетенций.
Довод ООО "ТРЕНД ГРУПП" о том, что в соответствии с пунктом 15 Положения о государственной аккредитации Министерством в отношении аккредитованной организации может быть проведена проверка на предмет соответствия деятельности, фактически осуществляемой этой организацией, деятельности, указанной в пункте 4 Положения о государственной аккредитации, в связи с чем Министерство обладает полномочиями по проверке отчетной налоговой документации организаций не соответствует действительности.
Во-первых, в пункте 15 Положения о государственной аккредитации речь идет о проверке деятельности, фактически осуществляемой организацией, деятельности, указанной в пункте 4 Положения о государственной аккредитации.
Положения пункта 15 Положения о государственной аккредитации не коррелируются с Правилами, в пункте 15 Положения о государственной аккредитации речь идет о проверке наличия оснований у организации для нахождения в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, что является лишь одним из необходимых оснований для получения преференций, предусмотренных Правилами и включения в Перечень.
Для реализации задач, возложенных на государственные органы власти, такие государственные органы власти вправе взаимодействовать с иными государственными органы власти, в том числе посредством межведомственного взаимодействия.
Компетенция и полномочия федерального органа исполнительной власти определяется исключительно положением о таком федеральном органе исполнительной власти.
Довод ООО "ТРЕНД ГРУПП" о наличии оснований, позволяющих претендовать на преференции, предоставленные Правилами, основан на неверном толковании закона.
В рамках своего заявления и апелляционной жалобы общество утверждает, что применяет пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 10 пункта 1 статьи 427 НК РФ, подпунктом 4 пункта 2 статьи 427 НК РФ и пункта 9 статьи 427 НК РФ.
Так, подпункт 10 пункта 1 статьи 427 НК РФ гласит о возможности применения пониженных тарифов страховых взносов для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Подпункт 4 пункта 2 статьи 427 НК РФ устанавливает для организаций, указанных в подпункте 10 пункта 1 статьи 427 НК РФ, размер тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пункт 9 статьи 427 НК РФ устанавливает для организаций, указанных в подпункте 10 пункта 1 статьи 427 НК РФ, сроки в течение которых возможно применять пониженные тарифы страховых взносов.
В свою очередь, в подпункте "е" пункта 5 Правил речь идет об организациях, соответствующих условиям применения пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных не подпунктом 10 пункта 1 статьи 427 НК РФ, а предусмотренных пунктом 5 статьи 427 НК РФ.
В пункте 5 статьи 427 НК РФ речь идет об организациях, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 427 НК РФ, а именно, российских организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и отвечающих ряду условий, указанных в пункте 5 статьи 427 НК РФ:
- получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
- по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, не менее 70 процентов составляют доходы от видов деятельности, указанных в пункте 5 статьи 427 НК РФ.
В этой связи, вывод суда первой инстанции о неправильном сопоставлении оснований на которых ООО "ТРЕНД ГРУПП" применяет пониженные тарифы страховых взносов, и оснований, по которым организация должна применять пониженные тарифы страховых взносов для соответствия критериям, указанным в подпункте "е" пункта 5 Правил правомерен.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены арбитражным судом при рассмотрении дела либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения, либо опровергали выводы суда. Нормы материального права применены судом правильно.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2022 по делу N А40-120540/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120540/2022
Истец: ООО "ТРЕНД ГРУПП"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА