г. Москва |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А41-9828/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: Рожкова Е.В., представитель по доверенности от 22.12.2021;
от ООО "Эдванта": Ермоленко М.Б., представитель по доверенности от 16.09.2022;
от ФГБУ "Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений "Спецмелиоводхоз": не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явился, извещен;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явился, извещен;
от Администрации Рузского городского округа Московской области: Батурину Г.К., представитель по доверенности от 15.07.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2022 года по делу N А41-9828/22, по заявлению ООО "Эдванта" к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений "Спецмелиоводхоз" третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области, об установлении факта отсутствия мелиоративной системы на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эдванта" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений "Спецмелиоводхоз" (далее - ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз") с заявлением об установлении факта отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0030416:38.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрация Рузского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2022 года по делу N А41-9828/22 требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против указанных доводов возражал.
ФГБУ "Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений "Спецмелиоводхоз", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0030416:38 расположен по адресу: Московская обл., Рузский муниципальный район, с/п Волковское, вблизи д. Углынь, и находится во временном владении и пользовании заявителя на основании договора аренды от 07.02.2014 N 36 и соглашения об уступке прав и обязанностей по договору аренды.
Указанный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
ООО "Эдванта" является недропользователем на основании лицензии на право пользования недрами, выданной министерством, N МСК 80224 вид ТР. Участок недр, предоставленный заявителю, расположен в границах спорного земельного участка.
Согласно сведениям ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" спорный земельный участок расположен на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной в 1973 г. на землях совхоза "Прогресс" на площади 72 га. В соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет.
Поскольку отсутствие на земельном участке мелиоративной системы делает невозможным предоставление акта о списании, ООО "Эдванта" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно главе 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В порядке статьи 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 218 АПК РФ).
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что арбитражные суды принимают к производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий: 1) если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; 3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; 4) если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
Таким образом, АПК РФ не содержит исчерпывающего перечня дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В соответствии с частью 3 статьи 221 АПК РФ при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
Правовые основы деятельности в области мелиорации земель определены Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации земель), который также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.
В статье 2 Закона о мелиорации земель определены основные понятия, в частности установлено, что под мелиорацией земель следует понимать коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; мелиоративные мероприятия подразумевают проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
В случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации ("Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2016)", утвержден Президиумом Верховного суда Российской Федерации 06.07.2016).
Согласно Приказу Минсельхоза России от 22.10.2012 N 558 "Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель" Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является уполномоченным лицом по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель, устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства, его должностными лицами, взаимодействия Министерства с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.
В соответствии с приложением N 2 к указанному Регламенту в Московской области Федеральным государственным бюджетным учреждением по мелиорации земель и сельскохозводоснабжению является ФГБУ "Спецмелиоводхоз".
Согласно статье 30 Закона о мелиорации земель строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.
Согласно нормам законодательства для исключения спорного земельного участка из состава мелиорируемых земель в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области необходимо предоставить документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы (акт о списании по форме ОС-4) или сведения ФГБУ "Спецмелиоводхоз" об отсутствии на земельном участке мелиоративных систем.
Мелиоративная система, срок использования которой закончился в 2003 году, не находится в государственной или муниципальной собственности, частной собственности, что подтверждается материалами дела, данное обстоятельство делает невозможным предоставление акта о списании.
Мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях (абзац 6 статьи 2 ФЗ "О мелиорации земель").
В силу статьи 10 ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Между тем, как указало ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" в своем отзыве, объекты государственных мелиоративных систем федеральной собственности, переданных в оперативное управление ФГБУ "Спецмелиоводхоз", и мелиорируемые земли федеральной собственности в границах спорного земельного участка отсутствуют.
По архивным данным и картографическим материалам Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области земельный участок расположен на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной в 1973 г. на землях совхоза "Прогресс".
Иными сведениями в отношении указанной мелиоративной системы ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" не располагает.
Как следует из Акта муниципального обследования объекта земельных отношений от 15.06.2022 сотрудниками Администрации Рузского городского округа Московской области и представителем ООО "Эдванта", установлено, что в результате визуального осмотра земельный участок покрыт сорной травянистой растительностью, на участке расположены опоры ЛЭП, металлическая конструкция со сгоревшим мусором. На территории земельного участка просматриваются признаки его неиспользования в соответствии с видом разрешенного использования.
Согласно позиции Администрации Рузского городского округа Московской области сведения об учете объектов в реестре имущества, находящегося в муниципальной собственности Рузского городского округа, отсутствуют.
Как указало министерство в своем отзыве, правовых норм, определяющих и дающих возможность осуществления органами исполнительной власти полномочий по учету и списанию мелиоративных систем, федеральным законодательством не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об установлении факта наличия либо отсутствия мелиоративных систем на земельном участке в ином порядке, со ссылкой на приказы Минсельхоза России от 30.06.2020 N 364 и от 09.04.2020 N 182, апелляционным судом отклоняются, как необоснованные, поскольку названным порядком не предусмотрена процедура списания мелиоративных систем в случае их отсутствия на земельном участке.
Внастоящем случае заявитель просит (по смыслу части 1 статьи 219 АПК РФ) установить, что на спорном земельном участке отсутствует мелиоративная система, при этом обществом не заявляется требований об установлении отсутствия оснований для отнесения спорного земельного участка к мелиорируемым землям, то есть заявитель в рассматриваемом конкретном случае не требует установить юридическую характеристику (правовой режим) имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 8 ЗК РФ, порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Из материалов дела следует, что общество обращалось в министерство по вопросу отнесения спорного земельного участка к функциональной производственной зоне П для целей недропользования, в ответ на которое министерство сообщило, что для исключения земельного участка из состава мелиорируемых земель необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, после чего министерство готово вернуться к рассмотрению вопроса об отнесении спорного земельного участка к производственной зоне П после предоставления в министерство вступившего в законную силу решения суда об установлении факта отсутствия на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0030416:38 мелиоративных систем, а также проекта рекультивации.
Кроме того, доводы заинтересованного лица об отнесении спорного земельного участка к особо ценным сельскохозяйственным угодьям не подтверждены какими-либо доказательствами.
Кроме того, Министерство подтвердило отсутствие спорного земельного участка в перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, со ссылкой на постановление Правительства Московской области от 17.10.2017 N 872/38.
Поскольку требование о предоставлении акта на списание мелиоративных систем их собственником является обязательным для рассмотрения по существу вопроса об изменении категории земельного участка, установление наличия или отсутствия на земельных участках мелиоративной системы (осушение) порождает юридически значимые последствия в связи с осуществлением заявителем предпринимательской или иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 14.09.2022 по делу N А41-9828/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9828/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЭДВАНТА"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и природопользования Московской области