г. Воронеж |
|
2 ноября 2022 г. |
Дело N А14-4457/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Маховой Е.В., |
|
Ботвинникова В.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бутыриной Е.А.,
при участии:
от государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис": Ивлева Л.В., представитель по доверенности от 10.01.2022 N б/н, выданной сроком до 31.12.2022, предъявлен паспорт гражданина РФ, диплом о наличии высшего юридического образования;
от акционерного общества "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области": Шалимов Ю.К., представитель по доверенности от 25.05.2022 N 5, выданной сроком до 31.12.2025, предъявлен паспорт гражданина РФ, диплом о наличии высшего юридического образования,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.06.2022 по делу N А14-4457/2021 по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363) к акционерному обществу "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" (ОГРН 1133668054574, ИНН 3662196833) о взыскании 5 067 854,22 руб. неосновательного обогащения,
и по встречному иску акционерного общества "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" (ОГРН 1133668054574, ИНН 3662196833) к государственному унитарному предприятию Воронежской области "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363) о взыскании 48 801,90 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Воронежской области "Облкоммунсервис" (далее - истец, ГУП ВО "Облкоммунсервис") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" (далее - ответчик, АО "ЕПСС ЖКХ ВО") об обязании произвести возврат неосновательного обогащения по договору обеспечения информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса N ИТ 168/19 от 25.12.2019 в размере 4 119 339 руб. 51 коп. за период с 01.01.2020 по 30.11.2020; об обязании произвести перерасчет по договору обеспечения информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса N ИТ 168/19 от 25.12.2019 на сумму неоказанных услуг за период с 01.12.2020 по 31.01.2021 в размере 948 514 руб. 71 коп. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с определением суда от 31.03.2021 исковое заявление принято к производству. Определением суда от 06.04.2022 принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным исковым заявлением в рамках дела N А14-4457/2021 встречное исковое заявление акционерного общества "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" (далее - истец по встречному иску, ответчик по первоначальному иску) к государственному унитарному предприятию Воронежской области "Облкоммунсервис" (далее - ответчик по встречному иску, истец по первоначальному иску) о взыскании 48 801 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.06.2022 первоначальный иск удовлетворен полностью, взыскано с акционерного общества "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" (ОГРН 1133668054574, ИНН 3662196833), г. Воронеж, в пользу государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363), г. Воронеж, 4 119 339 руб. 51 коп. неосновательного обогащения и 48 339 руб. 00 коп. расходов по госпошлине. Суд также обязал акционерное общество "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" (ОГРН 1133668054574, ИНН 3662196833), г. Воронеж, произвести перерасчет в пользу государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363), г. Воронеж, на сумму неоказанных услуг за период с 01.12.2020 по 31.01.2021 в размере 948 514 руб. 71 коп., путем исключения из суммы задолженности в счете на оплату N 1674 от 31.12.2020 денежных средств в размере 472 655 руб. 04 коп. и в счете на оплату N 166 от 31.01.2021 - в размере 475 859 руб. 67 коп.
Суд также удовлетворил встречный иск, взыскав с государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363), г. Воронеж, в пользу акционерного общества "Единая процессинг-сервисная система жилищнокоммунального хозяйства Воронежской области" (ОГРН 1133668054574, ИНН 3662196833), г. Воронеж, 48 801 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 2 000 руб. 00 коп. расходов по госпошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения первоначального иска, АО "ЕПСС ЖКХ ВО" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 10.06.2022 в обжалуемой части, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт в указанной части.
Представитель АО "ЕПСС ЖКХ ВО" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил её удовлетворить.
Представитель ГУП ВО "Облкоммунсервис" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Судебный акт в части удовлетворения встречного иска не оспаривал.
В данном случае законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 (часть 5) АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ, при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, судебная коллегия полагает судебный акт подлежащим отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.12.2019 между ГУП ВО "Облкоммунсервис" (региональный оператор) и АО "ЕПСС ЖКХ ВО" (организатор взаимодействия) заключен договор N ИТ 168/19 обеспечения информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса (далее - договор).
Согласно пункту 1.1. в рамках исполнения настоящего договора оказываются следующие услуги:
- расчет стоимости коммунального ресурса/услуги, потребленного в жилом помещении МКД и/или в частном домовладении (расчет стоимости индивидуального потребления) (пункт 1.1.1. договора);
- отражение начислений и поступивших денежных средств на лицевых счетах плательщиков, их долей, причитающихся на конкретные услуги (пункт 1.1.2. договора);
- проведение перерасчетов в случае объективного изменения информации, явившейся основанием для первичного расчета и включения в СПД, в соответствии с указаниями регионального оператора (пункт 1.1.3. договора);
- формирование, печать, конвертование (создание безконвертных почтовых отправлений) и доставка платежных документов в почтовые ящики плательщиков (пункт 1.1.4. договора);
- организация сбора денежных средств в интересах регионального оператора, путем привлечения банков, платежных агентов, ФГУП "Почта России" (пункт 1.1.5. договора);
- передача и получение информации о платежах между участниками взаимодействия посредством доступных средств передачи информации (сеть интернет, электронный носитель, бумажный носитель) (пункт 1.1.6. договора);
- доведение до участников взаимодействия сведений о проведенных перерасчетах, об отклонениях в качестве/количестве коммунального ресурса/услуги (пункт 1.1.7. договора);
- ежемесячное формирование отчетных форм в соответствии с приложениями к договору (пункт 1.1.8. договора);
- предоставление информации, обеспечение online автоматического формирования отчетных форм, предоставление иных данных, предусмотренных программным продуктом, используемым участником взаимодействия, предоставляющим информацию (пункт 1.1.9. договора);
- формирование отчетных форм, аналитических материалов, заключений и т.п., не предусмотренных договором в порядке и на условиях, определяемых отдельными соглашениями сторон договора (пункт 1.1.10. договора).
В силу пункта 2.3.1. договора региональный оператор предоставляет организатору взаимодействия права доступа на совершение от имени регионального оператора действий в Государственной информационной системе ЖКХ (далее - ГИС ЖКХ) в порядке и способами, предусмотренными совместным приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 28.12.2015 N 589/944/пр.
Виды информации, размещаемой организатором взаимодействия от имени регионального оператора, определяются функциями организаций, подтвержденными в личном кабинете ГИС ЖКХ (пункту 2.3.2. договора). Согласно пункту 2.3.3. договора организатор взаимодействия размещает в ГИС ЖКХ информацию от имени регионального оператора в составе, порядке, сроки и с периодичностью, предусмотренной совместным приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29.02.2016 N 74/114/пр.
Стоимость ежемесячного вознаграждения организатора взаимодействия за 1 (один) обрабатываемый лицевой счет по услуге "Обращение с ТКО" составляет 10 (десять) рублей 13 копеек по помещениям, расположенным на территории Воронежской области; общая сумма ежемесячного вознаграждения организатора взаимодействия рассчитывается исходя из общего количества обрабатываемых лицевых счетов (пункты 3.2., 3.2.1. договора).
Оплата вознаграждения по договору производится ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета, предъявленного организатором взаимодействия (пункт 3.3. договора).
Договор вступает в силу с 01.01.2020 года и действует по 31.12.2020 года, а в части формирования, печати, доставки ПД, обмена сведениями о начислении и поступлении платежей до 31.01.2021 года. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 (тридцать) дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора (пункт 6.1. договора).
Заключению данного договора предшествовали переговоры сторон, в том числе по объему и перечню подлежащих оказанию в его рамках услуг и их стоимости, основанием для которых послужило коммерческое предложение, направленное ответчиком истцу. Письмом от 09.12.2019 N 40-А ответчик предложил общую стоимость базового блока услуг в размере 10 руб. 13 коп. за один лицевой счет в месяц, с разбивкой по стоимости отдельных выполняемых услуг, в том числе указав стоимость услуги "внесение сведений о начислениях в ГИС ЖКХ" - 1 руб. 43 коп.
В связи с тем, что ни одна из сторон не заявила о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора, его действие было продлено и на 2021 год.
12.01.2021 ответчик направил истцу письмо N 3-Ю, в котором была предложена новая стоимость оказываемого по договору базового блока услуг в размере 10 руб. 46 коп. в отношении одного лицевого счета в месяц, в том числе стоимость мероприятия "внесение сведений о начислениях в ГИС ЖКХ" указана в размере 1 руб. 49 коп.
01.02.2021 стороны заключили дополнительное соглашение N 1 к договору, по условиям которого стоимость ежемесячного вознаграждения за 1 (один) обрабатываемый лицевой счет составила 10 (десять) рублей 46 (сорок шесть) копеек.
Пункт 3.3. договора изменен и изложен в следующей редакции: оплата вознаграждения за расчетный период по договору производится региональным оператором по факту оказания услуг, указанных в пункте 1.1. договора не позднее, чем через 60 календарных дней, после завершения расчетного периода, на основании счета, предъявленного организатором взаимодействия.
На основании выставленных ответчиком платежных документов за период с 01.01.2020 по 30.11.2020 истец производил оплату его услуг платежными поручениями в полном объеме, а за декабрь 2020 года и январь 2021 года - частично, за вычетом стоимости услуги "внесение сведений о начислениях в ГИС ЖКХ".
19.02.2021 истцом в адрес ответчика направлена претензия исх. N 889 с просьбой произвести перерасчет стоимости услуг за весь период действия договора, уменьшив на стоимость неоказанной организатором взаимодействия услуги (невыполненного мероприятия), части базового блока услуг - "внесение сведений о начислениях в ГИС ЖКХ" по цене 1 руб. 43 коп. за один лицевой счет и вернуть излишне уплаченные денежные средства за период январь-ноябрь 2020 года, а также произвести перерасчет стоимости услуг за декабрь-январь 2021 года, на которую ответчиком представлен ответ с отказом исполнять предъявленные требования, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в указанной части, по первоначальному иску, суд области указал, что поскольку АО "ЕПСС ЖКХ ВО" в рамках заключенного договора получило от ГУП ВО "Облкоммунсервис" денежные средства в сумме ежемесячного вознаграждения, включающего стоимость спорной услуги (позднее в письме от 12.01.2021 N 3-Ю поименованного как мероприятие - "внесение сведений о начислениях в ГИС ЖКХ"), то денежная сумма в размере стоимости неоказанных услуг является неосновательным обогащением последнего и подлежит возврату. Констатация обратного нарушала бы принцип согласованной сторонами эквивалентности встречных предоставлений. Согласно расчету истца, сумма неосновательного обогащения ответчика по оплаченным счетам за период с 01.01.2020 по 30.11.2020 составила 4 119 339 руб. 51 коп., а сумма, подлежащая перерасчету по счетам за период с 01.12.2020 по 31.01.2021, - 948 514 руб. 71 коп., исходя из расчета количества обрабатываемых лицевых счетов, указанного ответчиком в платежных документах и не оспоренного сторонами, умноженного на цену мероприятия по неоказанной услуги (внесение сведений о начислениях в ГИС ЖКХ - 1,43 руб.). Ответчиком расчет истца документально не оспорен, соответствующий контррасчет не представлен. Так как доказательства осуществления ответчиком встречного предоставления на сумму 4 119 339 руб. 51 коп. по счетам за период с 01.01.2020 по 30.11.2020 в материалы дела не представлены, суд области указал, что на стороне АО "ЕПСС ЖКХ ВО" возникло неосновательное обогащение в заявленном размере (статьи 1102, 1103 ГК РФ), а также имеются основания для осуществления перерасчета на сумму неоказанных услуг за период с 01.12.2020 по 31.01.2021 в размере 948 514 руб. 71 коп
Судебная коллегия при разрешении спора исходит из иного правового подхода с учетом всех фактических обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Правила, предусмотренные гл. 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 3 статьи 1103 ГК РФ к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством подлежат применению правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, если иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.
Таким образом, законом установлено основание для признания полученных средств неосновательным обогащением - их получение или сбережение без законных оснований за счет другого лица.
С учетом выбора истцом способа защиты своих прав исходя из норм о неосновательном обогащении, он должен доказать отсутствие оснований для получения либо сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, сам факт такого сбережения или получения, и то, что такое получение или сбережение денежных средств произошло за счет истца.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 781 ГК РФ).
В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (пункт 2).
С учётом диспозиции пункта 2 статьи 781 ГК РФ подлежит доказыванию вина заказчика, повлекшая невозможность исполнения обязательства.
25.12.2019 между ГУП ВО "Облкоммунсервис" (региональный оператор) и АО "ЕПСС ЖКХ ВО" (организатор взаимодействия) заключили договор N ИТ 168/19 обеспечения информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса, в т.ч. внесение сведений о начислениях в ГИС ЖКХ.
Письмом от 09.12.2019 N 40-А ответчик предложил общую стоимость базового блока услуг в размере 10 руб. 13 коп. за один лицевой счет в месяц, с разбивкой по стоимости отдельных выполняемых услуг, в том числе, указав стоимость услуги "внесение сведений о начислениях в ГИС ЖКХ" - 1 руб. 43 коп.
12.01.2021 ответчик направил истцу письмо N 3-Ю, в котором была предложена новая стоимость оказываемого по договору базового блока услуг в размере 10 руб. 46 коп. в отношении одного лицевого счета в месяц, в том числе стоимость мероприятия "внесение сведений о начислениях в ГИС ЖКХ" указана в размере 1 руб. 49 коп.
01.02.2021 стороны заключили дополнительное соглашение N 1 к договору, по условиям которого стоимость ежемесячного вознаграждения за 1 (один) обрабатываемый лицевой счет составила 10 (десять) рублей 46 (сорок шесть) копеек.
В силу пункта 2.3.1. Договора N ИТ 168/19 от 25.12.2019 региональный оператор предоставляет организатору взаимодействия права доступа на совершение от имени регионального оператора действий в Государственной информационной системе ЖКХ (далее - ГИС ЖКХ) в порядке и способами, предусмотренными совместным приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 28.12.2015 N 589/944/пр.
В соответствии с пунктами 4, 18, 28, 47 Приказа Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней" следует, что доступ к закрытой части системы и к информации, размещенной в ней, обеспечивается путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах, предназначенных для работы в системе, и (или) с использованием иных информационных систем (далее также - ИС) с учетом особенностей, предусмотренных главами VI - IX настоящего Порядка.
Пользователи системы, в том числе операторы ИС, при совершении действий в системе являются ответственными в соответствии с законодательством Российской Федерации за размещенную ими информацию, в том числе подтверждающую наличие у них оснований для получения прав доступа, предоставление и отзыв прав доступа, а также за своевременность размещения информации, ее полноту, достоверность и актуальность.
Использование функциональных возможностей системы осуществляется в соответствии с правами доступа, предоставленными пользователям системы.
Пользователи системы вправе предоставить иным лицам права доступа на совершение действий в системе от имени пользователя системы, в том числе на передачу и получение информации.
27.01.2021 (исх.N 157-13) Государственная жилищная инспекция направила в адрес ГУП ВО "Облкоммунсервис" письмо с указанием на то, что ГЖИ ВО выявлены факты ненадлежащего выполнения обязательных требований о размещении в государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ) договоров о предоставлении услуг по обращению с ТКО, заключенных ГУП ВО "Облкоммунсервис".
Государственная жилищная инспекция вменила ГУП ВО "Облкоммунсервис" правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12.02.2021 (исх. N 827) ГУП ВО "Облкоммунсервис", признав факт нарушения, уведомило ГЖИ ВО о том, что в настоящее время государственным унитарным предприятием проводятся работы по размещению информации в соответствии с законодательством РФ в ГИС ЖКХ.
В соответствии с письменными пояснениями ГУП ВО "Облкоммунсервис", представленными в суд апелляционной инстанции, а также исходя из информации, представленной в судебном заседании суда апелляционной инстанции (протокол судебного заседания от 01.11.2022 с аудизаписью) следует, что 09.02.2021 владелец личного кабинета ГУП ВО "Облкоммунсервис" зарегистрировал в своем кабинете гражданина Уразова Н.В. (сотрудника АО "ЕПСС ЖКХ ВО"), предоставив ему право на размещение сведений в ГИС ЖКХ от имени ГУП ВО "Облкоммунсервис", исполнитель в срок до 01.04.2022 года разместил полную и всеобъемлющую информацию в ГИС ЖКХ.
В рамках настоящего дела установлено, что АО "ЕПСС ЖКХ ВО" приобрело права на использование программы (системы) "СТЕК-ИНТЕГРАЦИЯ" модуль "ГИС ЖКХ" у ООО "Айти Стандарт" в соответствии с сублицензионным договором о предоставлении неисключительных имущественных прав на использование программного обеспечения - Комплекс программ "Стек-ЖКХ" от 10.01.2014 (представлены акты приема-передачи программного обеспечения от 17.12.2019, 20.12.2019), несение затрат подтверждено материалами дела (акты сверки взаимных расчетов за 2019-2020 гг).
Также АО "ЕПСС ЖКХ ВО" для обработки, хранения и размещения данных порядка 350000 лицевых счетов в ГИС ЖКХ было приобретено соответствующее дополнительное оборудование (в т.ч. сетевое хранилище Synology, 12-ти ядерный процессор, персональный компьютер), принят на работу новый сотрудник - специалист отдела формирования региональных технологий.
Все указанные выше мероприятия произошли непосредственно перед или сразу после заключения договора N ИТ 168/19 от 25.12.2019 между ГУП ВО "Облкоммунсервис" (региональный оператор) и АО "ЕПСС ЖКХ ВО" (организатор взаимодействия).
В соответствии с данными программного продукта "СТЭК-ЖКХ" исполнитель производил начисление по лицевому счету, в настройках домовладения им проставлены коды ФИАС (Федеральной информационной адресной системы), необходимые для выгрузки информации об ОЖФ (Объект жилищного фонда) в ГИС ЖКХ; после загрузки ОЖФ в программный продукт "СТЕК-ИНТЕГРАЦИЯ" вручную им сформирована интеграция в отдельные договоры и осуществлена выгрузка с помощью соответствующего меню "СТЕК-ИНТЕГРАЦИЯ"; далее им осуществляется синхронизация информации по ОЖФ между ГИС ЖКХ и "СТЕК-ИНТЕГРАЦИЯ", после чего осуществляется выгрузка ЛС в ГИС ЖКХ из "СТЕК-ИНТЕГРАЦИЯ" по каждому из помещений, после чего происходит выгрузка/т.н. "подкачка" платежных документов из СТЕК-ЖКХ в "СТЕК-ИНТЕГРАЦИЯ", в итоге должна осуществляться выгрузка персональных данных из "СТЕК-ИНТЕГРАЦИЯ" в систему ГИС ЖКХ.
В период исполнения договора N ИТ 168/19 от 25.12.2019 между ГУП ВО "Облкоммунсервис" (региональный оператор) и АО "ЕПСС ЖКХ ВО" (организатор взаимодействия) последним были осуществлены все действия, согласованные сторонами, оказаны соответствующие информационные услуги, за исключением спорной услуги, исполнение которой возможно только при условии обеспечения доступа в базу ГИС ЖКХ со стороны регионального оператора.
Доводы ГУП ВО "Облкоммунсервис" о возможности применения пункта 2 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации только при объективной невозможности исполнения, отклоняются как неоснованные ни на нормах права, ни на обстоятельствах дела.
Судом апелляционной инстанции установлено наличие вины ГУП ВО "Облкоммунсервис" в невозможности исполнения договора, который не обеспечил надлежащее функционирование личного кабинета в соответствии с Приказом Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней", в т.ч. не предоставил в силу п.47 указанного совместного приказа иным лицам права доступа на совершение действий в системе от имени пользователя системы, в том числе на передачу и получение информации.
Довод ГУП ВО "Облкоммунсервис" на то, что предоставлению права доступа должен обязательно предшествовать официальный запрос со стороны АО "ЕПСС ЖКХ ВО", отклоняется как непредусмотренный Приказом Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней".
Обстоятельства наличия вины ГУП ВО "Облкоммунсервис" в невозможности исполнения договора, который не обеспечил надлежащее функционирование личного кабинета в соответствии с Приказом Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней" подтверждаются материалами дела, в частности, это основано на позиции Государственной жилищной инспекции, которая вменила ГУП ВО "Облкоммунсервис" правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с выявлением фактов ненадлежащего выполнения обязательных требований о размещении в государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ) договоров о предоставлении услуг по обращению с ТКО, заключенных ГУП ВО "Облкоммунсервис".
Кроме того, обстоятельства нарушения со стороны регионального оператора подтверждаются самим ГУП ВО "Облкоммунсервис", которое 27.01.2021 (исх.N 157-13) уведомило ГЖИ ВО о том, что в настоящее время государственным унитарным предприятием проводятся работы по размещению информации в соответствии с законодательством РФ в ГИС ЖКХ.
Более того, в дополнительных пояснениях б/н от 03.10.2022, представленных в суд апелляционной инстанции, ГУП ВО "Облкоммунсервис" не отрицает то, что им была осуществлена несвоевременная организация доступа к личному кабинету на портале ГИС ЖКХ, указывая при этом, что это не может повлечь негативные последствия по договору, а только санкции со стороны контрольно-надзорных органов.
Между тем, данная правовая позиция ГУП ВО "Облкоммунсервис" относительно того, что наступление неблагоприятных административно-правовых последствий для регионального оператора со стороны контрольно-надзорных органов означает невозможность применения к нему мер гражданско-правовой ответственности и соответствующих норм Гражданского Кодекса РФ, отклоняется как основанная на ошибочном отождествлении административно-правовых и гражданско-правовых правоотношений.
В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (пункт 2).
Установление сторонами в договора последствий, отличных от предусмотренных названной нормой - п. 2 ст. 781 ГК РФ, из материалов дела не следует.
В силу пункта 3 статьи 1103 ГК РФ к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством подлежат применению правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, если иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.
Таким образом, законом установлено основание для признания полученных средств неосновательным обогащением - их получение или сбережение без законных оснований за счет другого лица.
С учетом выбора истцом способа защиты своих прав исходя из норм о неосновательном обогащении, он должен доказать отсутствие оснований для получения либо сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, сам факт такого сбережения или получения, и то, что такое получение или сбережение денежных средств произошло за счет истца.
Материалами дела подтверждается, что договор N ИТ 168/19 от 25.12.2019 между ГУП ВО "Облкоммунсервис" (региональный оператор) и АО "ЕПСС ЖКХ ВО" (организатор взаимодействия) после возникновения спора по факту оказания и оплаты услуг не расторгнут, обязательства по размещению информации в ГИС ЖКХ были исполнены в феврале-марте 2021 после получения соответствующего доступа со стороны регионального оператора к личному кабинету, вся информация была загружена и размещена в государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ), обязательства были исполнены, правовых оснований для удовлетворения требований о неосновательном обогащении не имеется.
В статье 9 АПК РФ закреплено, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно частям 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции исходит из необходимости судебный акт в части удовлетворении иска государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" к акционерному обществу "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" о взыскании 4 119 339 руб. 51 коп. неосновательного обогащения и обязании акционерного общества "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" произвести перерасчет в пользу государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" отменить и в удовлетворении первоначального иска надлежит отказать.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 110 АПК РФ, глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с отменой решения суда в обжалуемой части и отказом в удовлетворении исковых требований ГУП ВО "Облкоммунсервис" к АО "ЕПСС ЖКХ ВО" расходы по оплате государственной пошлины в суде первой и апелляционной инстанции относятся на ГУП ВО "Облкоммунсервис".
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.06.2022 по делу N А14-4457/2021 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении иска государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363) к акционерному обществу "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" (ОГРН 1133668054574, ИНН 3662196833) о взыскании 4 119 339 руб. 51 коп. неосновательного обогащения и обязании акционерного общества "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" (ОГРН 1133668054574, ИНН 3662196833), г. Воронеж, произвести перерасчет в пользу государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363), г. Воронеж на сумму неоказанных услуг за период с 01.12.2020 по 31.01.2021 в размере 948 514 руб. 71 коп., путем исключения из суммы задолженности в счете на оплату N 1674 от 31.12.2020 денежных средств в размере 472 655 руб. 04 коп. и в счете на оплату N 166 от 31.01.2021 - в размере 475 859 руб. 67 коп., а также в части взыскания государственной пошлины - отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363) в пользу акционерного общества "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" (ОГРН 1133668054574, ИНН 3662196833), г. Воронеж, расходы по оплате государственной пошлины в суде апелляционной инстанции в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4457/2021
Истец: ГУП ВО "Облкоммунсервис"
Ответчик: АО "ЕПСС ЖКХ ВО"