г. Москва |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А41-83789/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от Администрации г.о. Химки Московской области: не явился, извещен;
от ИП Руцкого А. Н.: не явился, извещен;
от ИП Исламова Ш.М.: не явился, извещен;
от ООО "КЦИТО": не явился, извещен;
от ИП Вильшанской О.В.: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.о. Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2022 года по делу N А41-83789/21, по заявлению ИП Руцкий А. Н. к Администрации г.о. Химки МО, третьи лица: ИП Исламов Шамиль Мурадханович, ООО "КЦИТО", ИП Вильшанская О.В. об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Руцкий А.Н. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным решения Администрации городского округа Химки Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) N Р001-0016396690-50580492 от 22.10.2021 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- обязании администрации предоставить в аренду Предпринимателю земельный участок для эксплуатации здания КН 50:10:0060107:2584.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2022 года по делу N А41-83789/21 заявленные требования удовлетворены в части. Суд решил: признать незаконным решение Администрации городского округа Химки Московской области N Р001-0016396690-50580492 от 22.10.2021 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенную к заявлению N Р001-0016396690-50580492 и предварительно согласовать предоставления земельного участка государственная собственность на которые не разграничена.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация г.о. Химки Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Руцкий А.Н. и ИП Вильшанская О.В. являются сособственниками, которым принадлежат по 1/2 доли в праве собственности на здание общей площадью 2868,1 кв. м с кадастровым номером 50:10:0060107:2584, расположенное по адресу Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, ул. Овражная, вл. 22.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0060107:2339 площадью 6786 кв. метров.
На данном участке также расположены следующие объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 50:10:0060107:2558, площадью 1091,6 кв. метров (адрес - Московская область, г. Химики, мкр. Сходня, ул. Овражная, д. 24, стр. 5), принадлежащее на праве собственности Исламову Ш.М., здание котельной с кадастровым номером 50:10:0060107:2577, площадью 199,7 кв. метров (адрес - Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, ул. Овражная, вл. 22), принадлежащее на праве собственности ООО "КЦИТО".
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 50:10:0060107:2339 имеет статус "временный".
22.02.2019 ИП Руцкий А.Н., ИП Вильшанская О.В., ИП Исламов Ш.М., ООО "КЦИТО" обратились в Администрацию с заявлением об осуществлении изменений в сведениях государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060107:2339, а именно статуса с временного на учтенный, а также об осуществлении раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060107:2339 для выделения земельного участка под каждым отдельно стоящим зданием в объеме, необходимом для его эксплуатации и о заключении долгосрочных договоров аренды земельных участков с собственниками зданий.
19.03.2019 Администрация письмом N 132исх-2700 отказала в удовлетворении заявления. При этом администрация указала, что испрашиваемый участок, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060107:23 имеет статус "временный", расположен в зоне "К" - коммунальное обслуживание, виды разрешенного использования "магазины", "объекты торговли" отсутствуют в градостроительном регламенте территориальной зоны, являются условно разрешенными видами разрешенного использования для зоны "К", установленной в соответствии с Генеральным планом городского округа Химки Московской области, Правилами землепользования и застройки территории, утвержденными решением Совета депутатов от 27.12.2017 N 15/14 и N 15/15.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.12.2019 по делу N А41-50437/2019, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.06.2020 г. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 19.03.2019 N 132исх-2700, в предоставлении в аренду части земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060107:2339.
Отказывая в удовлетворении требований, суды указали на то, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:10:0060107:2339 относится к категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", сведения об объекте недвижимости имеют статус "временные", дата истечения срока действия временного характера - 25.12.2018, образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, сведения о котором носят временный характер, не допускается.
Вместе с тем, судами отмечено, что Земельным кодексом Российской Федерации для собственников объектов недвижимости предусмотрена процедура предварительного согласования площади и конфигурации земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости, принадлежащих им на праве собственности либо долевой собственности.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка определен в ст. 39.15 ЗК РФ.
В силу пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, Предпринимателем в материалы дела не представлены доказательства обращения к Администрации с заявлением о предварительном согласовании земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, принадлежащего ему на праве долевой собственности.
В связи с изложенным, Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и предварительном согласовании предоставления земельного участка государственная собственность на которые не разграничена.
Решением N Р001-0016396690-50580492 от 22.10.2021 Администрация отказала заявителю в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что сведения о земельном участке имеют статус "временные", дата истечения срока действия временного характера - 25.12.2018, образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, сведения о котором носят временный характер, не допускается.
Полагая, что указанное решение Администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (далее - уполномоченный орган).
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, осуществляется за плату без проведения торгов.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса.
Так, статьей 39.14 Земельного кодекса предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.15 ЗК РФ в пункте 1 определены требования к форме заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно пункту 2 указанной статьи к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
- документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
- схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.
В соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка (пункт 11 статьи 39.15 ЗК РФ).
Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ (пункт 15 статьи 39.15 ЗК РФ).
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 17 статьи 39.15 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Исходя из смысла названных норм следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.
По смыслу земельного законодательства, необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов по п. 6 ч. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
Из системного толкования норм земельного законодательства предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 указано, что при рассмотрении вопроса о приобретении собственником объекта недвижимости, земельного участка, на котором расположен этот объект (здание, строение, сооружение), необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, вопрос о соразмерности площадей участка и объектов недвижимости на нем исследуется при предоставлении участка в собственность (в таком случае судом рассматривается вопрос о возникновении исключительного права собственника объектов недвижимости на часть земельного участка под такими объектами).
Как следует из заявления предпринимателя N Р001-0016396690-50580492, заявитель просит утвердить Схему земельного участка площадью 2 279 кв. м.
С учетом площади здания с кадастровым номером 50:10:0060107:2584 - 2 868,1 кв. м, указанная площадь не является несоразмерной.
Возражений в отношении границ испрашиваемого земельного участка не представлено.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания недействительным ненормативного акта госоргана суд обязывает соответствующий государственный орган совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя является возложение на Администрацию обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенную к заявлению N Р001-0016396690-50580492 и предварительно согласовать предоставления земельного участка государственная собственность на которые не разграничена.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы оспариваемого отказа, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17.08.2022 по делу N А41-83789/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-83789/2021
Истец: ИП Руцкий Алексей Николаевич
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области
Третье лицо: ИП Исламов Шамиль Мурадханович, ООО "КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ", ООО Ликвидатор "КЦИТО" Захаров Андрей Юрьевич, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ИП Вильшанская Ольга Владимировна