г. Москва |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А41-46418/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Скомороховой Д.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" (ИНН: 5038004331, ОГРН: 1025004910237) - Касабян М.С. - представитель по доверенности от 22 июня 2022 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2022 года по делу N А41-46418/22, по заявлению Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказаN КУВД-001/2022-13367391/4 от 11 мая 2022 года, об обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений в сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:30:0010213:27, расположенного по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Текстильная, д.11,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес" (далее по тексту ГКУ Московской области "Мособллес") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа N КУВД-001/2022-13367391/4 от 11 мая 2022 года,
- обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений в сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:30:0010213:27, расположенном по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Текстильная, д.11.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2022 года по делу N А41-46418/22 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области N КУВД- 001/2022- 13367391/4 от 11 мая 2022 года.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений в сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:30:0010213:27, расположенного по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Текстильная, д.11.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенного надлежащим образом о времени месте судебного разбирательства, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно- телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 (ред. от 27.06.2017) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228- ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" изложенное свидетельствует о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГКУ МО "Мособллес" возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ГКУ МО "Мособллес", исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ГКУ МО "МОСОБЛЛЕС" владеет на праве оперативного управления объектом недвижимости с кадастровым номером 50:30:0010213:27, расположенным по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Текстильная, д.11.
01 апреля 2022 года заявителем было подано заявление N MFC-0555/2022-687515-1 для оказания государственной услуги по государственному кадастровому учету изменений вышеуказанного объекта недвижимого имущества.
11 апреля 2022 г. Управлением Росреестра по Московской области принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, оформленное уведомлением N КУВД-001/2022-13367391/1, поскольку согласно заключению кадастрового инженера, площадь здания изменилась в результате работ по капитальному ремонту, проведенных на основании государственного контракта. Однако проектная документация на капитальный ремонт указанного здания не представлена.
В последующем Управлением Росреестра по Московской области вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права N КУВД-001/2022-13367391/4 от 11 мая 2022 года.
Указанный отказ заявитель считает незаконными и не соответствующими требованиям действующего законодательства, в связи с чем, обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу частей 1, 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории). Пунктом 6 ч. 5 указанной нормы предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 5 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ГКУ МО "Мособллес" владеет на праве оперативного управления объектом недвижимости с кадастровым номером 50:30:0010213:27, расположенным по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Текстильная, д.11.
01 апреля 2022 г. ГКУ МО "МОСОБЛЛЕС" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН в связи с уточнением общей площади объекта.
Управлением Росреестра по Московской области вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права N КУВД-001/2022-13367391/4 от 11 мая 2022 г., поскольку не представлена проектная документация на капитальный ремонт здания.
В материалы дела представлен Технический план от 02 июня 2021 г., подготовленный в результате выполнения кадастровых работ, в связи с предоставлением в орган кадастрового учета заявления об уточнении местоположения здания на земельном участке с кадастровым номером 50:30:0010213:28 на основании Технического паспорта от 15 октября 2007 г.
Согласно заключению кадастрового инженера Литивинчука П.В., уменьшение площади здания на 4 кв.м. связано с текущей хозяйственной деятельностью Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес", т.к. в целях поддержания нормальных технико-эксплуатационных характеристик, закрепленного за учреждением здания, являющегося собственностью Московской области, был проведен капитальный ремонт данного объекта. В результате проведенного капитального ремонта все помещения в здании были отделаны современными, долговечными и экономичными материалами, улучшающие их эксплуатационные показатели, за счет чего внутренние линейные размеры помещений изменились. Соответственно и площадь, при этом конструктивные элементы здания затронуты не были. Площадь здания изменилась в результате работ по капитальному ремонту, проведенных на основании государственного контракта Государственному контракту с N 433490-17 от 03 ноября 2017 года.
Согласно ч. 14.2 ст. 1 ГрК РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) это - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженернотехнического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов, в том числе техническое перевооружение объектов недвижимости.
Согласно п. 4.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае капитального ремонта объекта капитального строительства. В соответствии с п. 4 ч. 17 ст.51 ГрК РФ, в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, разрешение на строительство не требуется.
Кроме того, из письма Минстроя России N 6470-ИФ-09 от 26 февраля 2020 г. следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, Заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме.
Оснований полагать, что площадь объекта изменена путем действий, в отношении которых требуется разрешительная документация, в настоящем случае не имеется. Таким образом, из материалов дела следует, что в сведениях ЕГРН в отношении спорного объекта содержатся неточности в указании его площади, подлежащие исправлению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, выразившиеся в Уведомлении об отказе государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-13367391/4 от 11 мая 2022 года, не соответствует действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции считает необходимым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений в сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:30:0010213:27 расположенного по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Текстильная, д.11.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2022 года по делу N А41-46418/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46418/2022
Истец: ГКУ МО "Мособллес", Егорьевский филиал Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес"
Ответчик: РОСРЕЕСТР
Третье лицо: Межмуниципальный отдел по Егорьевскому и Шатурскому районам Управления Росреестра по Московской области, Управление Росреестра по МО