город Ростов-на-Дону |
|
02 ноября 2022 г. |
дело N А32-52777/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Секизовой В.К.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Парасанг системс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2022 по делу N А32-52777/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Парасанг системс"
(ИНН 7706751516, ОГРН 1117746145043)
к администрации муниципального образования город-курорт Сочи
(ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367),
при участии третьего лица: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
(ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330),
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта
капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Парасанг системс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о призанании незаконным отказа Администрации муниципального образования город-курорт Сочи (далее - заинтересованное лицо) в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, выраженного в решении от 24.08.2021 N 07.02-34/11555.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2022 по делу N А32-52777/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Парасанг системс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что обществу необоснованно отказано в выдаче разрешения на строительство объекта. Заявитель в установленном порядке предоставил заинтересованному лицу полный комплект документов, в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на бумажном и электронном носителе в электронном виде на флешносителе (крипто контейнер) подписанном усиленными электронными подписями. В градостроительном плане земельного участка содержится вся необходимая информация относительно параметров участка, реквизитах проекта планировки, границах участка, о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства, предельных параметрах капитального строительства, о требованиях и регламентах, ограничений на использование земельного участка, его сервитутах и красных линиях. Градостроительный план земельного содержит в себе все параметры, установленные в статье 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не содержит ограничений (запретов) по строительству многоквартирных жилых домов, а параметры земельного участка позволяют осуществить строительство, в соответствии с проектной документацией, имеющей положительную экспертизу.
Общество указало, что согласно решению Городского собрания Сочи от 28.07.2021 N 83 действия пункта 12.1.2 "Ограничения, связанные с жилой застройкой и строительством нежилых объектов на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" Главы 12 части III Правил не распространяются на объекты капитального строительства, в отношении которых поданы заявления о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) до даты вступления в силу настоящего решения. Заявитель обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство капитального объекта недвижимости до введения в силу ограничений, установленных Решением Городского собрания Сочи от 28.07.2021 N 83.
Согласно доводам заявителя, общество вправе был рассчитывать на получение разрешения на строительство объекта, согласно проектной документации, имеющей положительное заключение.
Кроме того, вступившими в силу судебными актами по делу N А32-7400/2021 удовлетворены исковые требования Межрегионального территориального управления к ООО "Парасанг Систем" о расторжении договора аренды от 05.10.2006 N 04-24/249С земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302039:1011. Ввиду того, что спорный договор аренды расторгнут, представленный обществом договор аренды земельного участка не может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От общества с ограниченной ответственностью "Парасанг системс" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы судом рассмотрено и отклонено по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из содержания данной нормы следует, что полномочие суда по вопросу удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства относится к числу дискреционных и зависит от наличия обстоятельств, препятствующих участию стороны в судебном заседании, которые суд оценит в качестве уважительных причин неявки, а также обстоятельств, связанных с необходимостью предоставления доказательств, совершения иных процессуальных действий, способных повлиять на разрешение спора. Кроме того, даже в случае наличия уважительных причин неявки в судебное заседание лица, извещенного о времени и месте его проведения, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Рассмотрев ходатайство об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что приведенное ответчиком обстоятельство не является препятствием для рассмотрения настоящего спора по существу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.06.2021 ООО "Парасанг системс" обратилось в Администрацию муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края с заявлением N 38 о выдаче разрешения на строительство объекта: "Многофункциональный жилой комплекс со встроенными помещениями общественного и подземными автостоянками (корпуса 1,2,3,4,5,6 и 7) на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302039:1011 по ул. Курортный проспект, д. 119 Хостинского района г. Сочи сроком на 56 месяцев.
24.08.2021 Администрацией муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края вынесено решение N 07.02-34/11555 об отказе ООО "Парасанг системс" в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства: "Многофункциональный жилой комплекс со встроенными помещениями общественного и подземными автостоянками (корпуса 1,2,3,4,5,6 и 7) на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302039:1011 по ул. Курортный проспект, д. 119 Хостинского района г. Сочи в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В оспариваемом решении административный орган указал, что обществом нарушен минимальный коэффициент озеленения для территориальной зоны Ж-4, в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок, составляет 15%, что значительно меньше установленного градостроительным регламентом; пунктом 12.1.2 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным решением Городского собрания Сочи от 29.12.2009 N 202, установлен запрет на строительство объектов капитального строительства жилого назначения (с исключениями).
Администрация указала, что объект строительства, для которого заявителем испрашивается разрешение на строительство не подпадает под исключения (не индивидуальный и / или садовый дом, объект не строится в рамках реализации договоров о комплексном развитии территории, строительство объекта не финансируется за счет средств бюджета, Объект не подпадает под реконструкцию); представленные материалы проектной документации не содержат сведения о границах территорий, зон с особым режимом;
- положительное заключение экспертизы не содержит в себе: листы экспертизы не скреплены печатью проектной организации; отсутствует утверждение путем подписания собственноручно руководителем организации по проведению экспертизы либо уполномоченным им лицом и проставлением печати организации по проведению экспертизы; сведения об утверждении проектной документации. несоответствие материалов проектной документации, предусматривающих размещение проектируемого объекта в границах правомерного земельного участка.
Полагая, что отказ администрации нарушают права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления (пункт 5 части 1).
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 названной статьи орган местного самоуправления либо подает его через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии.
К указанному заявлению, согласно приведенной норме, прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; 1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженернотехнического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей; з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; 6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции; 6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; 8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; 9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.
Частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи, проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (пункт 1); проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
На основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обоснован отсутствием документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Каких-либо иных оснований для отказа застройщику в выдаче разрешения на строительство положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривают.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае, помимо прочего, расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки (пункт 3).
Частью 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика, результатов инженерных изысканий и градостроительного плана земельного участка.
Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, регламентировано Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" установлены органы, которые организуют и проводят, государственную экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов.
Предметом государственной экспертизы в силу части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает необходимость проведения государственной экологической экспертизы при строительстве объектов на землях особо охраняемых природных территорий.
Указанный документ предоставляется заинтересованным лицом в уполномоченный орган в составе перечня документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, заявитель обратился в Администрацию муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "Многофункциональный жилой комплекс со встроенными помещениями общественного и подземными автостоянками (корпуса 1,2,3,4,5,6 и 7) на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302039:1011 по ул. Курортный проспект, д. 119 Хостинского района г. Сочи.
В ходе проверки представленных обществом документов администрацией установлены следующие нарушения: обществом нарушен минимальный коэффициент озеленения для территориальной зоны Ж-4, в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок, составляет 15%, что значительно меньше установленного градостроительным регламентом; пунктом 12.1.2 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным решением Городского собрания Сочи от 29.12.2009 N 202, установлен запрет на строительство объектов капитального строительства жилого назначения (с исключениями).
Администрация также указала, что объект строительства, для которого заявителем испрашивается разрешение на строительство не подпадает под исключения (не индивидуальный и / или садовый дом, объект не строится в рамках реализации договоров о комплексном развитии территории, строительство объекта не финансируется за счет средств бюджета, Объект не подпадает под реконструкцию); представленные материалы проектной документации не содержат сведения о границах территорий, зон с особым режимом.
Кроме того установлено, что положительное заключение экспертизы не содержит в себе: листы экспертизы не скреплены печатью проектной организации; отсутствует утверждение путем подписания собственноручно руководителем организации по проведению экспертизы либо уполномоченным им лицом и проставлением печати организации по проведению экспертизы; сведения об утверждении проектной документации. несоответствие материалов проектной документации, предусматривающих размещение проектируемого объекта в границах правомерного земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-7400/2021 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302039:1011 расторгнут.
По смыслу части 1 статьи 16, части 2 статьи 69 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 N 2045/04, от 03.04.2007 N 13988/06 сформулирован правовой подход, согласно которому освобождение от повторного доказывания преюдициально установленных фактических обстоятельств спора не исключает их различной правовой оценки, зависящей от характера конкретного спора. Преюдициальными являются установленные по ранее рассмотренному делу обстоятельства, но не выводы о правовой квалификаций правоотношений и толковании правовых норм.
Так, вступившими в силу судебными актами по делу N А32-7400/2021 удовлетворены исковые требования Межрегионального территориального управления к ООО "Парасанг Систем" о расторжении договора аренды от 05.10.2006 N 04-24/249С земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302039:1011.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство обязательным условием является наличие правоустанавливающего документа на земельный участок.
Таким документом признается прошедший государственную регистрацию договор аренды земельного участка.
Ввиду того, что договор аренды земельного участка от 05.10.2006 N 04-24/249С расторгнут, указанный документ не может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание указанные выше обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-7400/2021, суд установил, что право аренды ООО "Парасанг Систем" на спорный земельный участок прекращено, иными правами на земельный участок заявитель не обладает, что является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, отказ администрации в выдаче разрешения на строительство объекта: "Многофункциональный жилой комплекс со встроенными помещениями общественного и подземными автостоянками (корпуса 1,2,3,4,5,6 и 7) на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302039:1011 по ул. Курортный проспект, д. 119 Хостинского района г. Сочи на момент рассмотрения настоящего дела не нарушает права и законные интересы общества.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2022 по делу N А32-52777/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52777/2021
Истец: ООО Парасанг системс
Ответчик: Администрация города Сочи, Администрация МО г Сочи
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Кк и РА, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея