г. Санкт-Петербург |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А56-39122/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Чечеткой С.С.,
при участии:
от заявителя: Белый А.А. по доверенности (онлайн);
от ответчика: Хасина А.С. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26984/2022) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2022 по делу N А56-39122/2022, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Силэнд"
к Балтийской таможне
об оспаривании действий (бездействия), решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Силэнд" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Балтийской таможне (далее - ответчик, таможенный орган, Таможня) о признании недействительным решения от 23.11.2021 об отказе в выпуске товара по декларации на товар (далее - ДТ) N 10216170/131121/0339660; о признании недействительным решения от 16.02.2022 N06-19/17 по жалобе на решение таможенного органа; о признании незаконными действий по направлению требования от 23.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N10216170/131121/0339660; о признании незаконным бездействия по выпуску товаров по ДТ N10216170/131121/0339660; об обязании Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата суммы излишне взысканного таможенного сбора за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в размере 8530 руб.
Решением суда от 07.07.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Таможней подана апелляционная жалоба. По мнению подателя жалобы, представленная Обществом декларация о соответствии не соотносится с рассматриваемой поставкой товара в связи с отсутствием в ней сведений об изготовителе товаров, указанных на маркировке.
В судебном заседании представитель Таможни жалобу поддержал; представитель Общества выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
В судебном заседании произведена замена состава суда на основании статьи 18 АПК РФ, судья Протас Н.И. заменена на судью Семенову А.Б.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Обществом в рамках внешнеторгового контракта от 15.03.2021 N SL-3, заключенного с компанией "RED KITE LIMITED" (Гонконг), на условиях поставки FOB ZHANGJIAGANG на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезен и задекларирован по ДТ N 10216170/131121/0339660 товар:
- "напольное покрытие из поливинилхлорида: пластины гибкие, с механическим замком, с маркировкой "VINILAM" 7 ШТ/УПАК-280 УПАК РАЗМЕР 220*1210*7.5 ММ, тов.знак VINILAM, торг. знак, марка VINILAM, модель SMOKED OAK SILVER, артикул 1966106, кол-во 520.80 м2, 7 ШТ/УПАК-400 УПАК размер 220*1210*7.5 ММ, тов.знак VINILAM, торг. знак, марка VINILAM, модель GOLDEN OAK SAND. Артикул 1967111, кол-во 744.00 M2, тов. знак VINILAM, торг. знак, марка VINILAM, модель GOLDEN OAK ARCTIC, артикул 1967112, кол-во 744.00 м2кг", производитель -"ZHANGJIAGANG HOME-TECH CO., LTD", страна происхождения, отправления - Китай, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 3918 10 900 0, вес нетто - 16 470 кг.".
С целью соблюдения установленных запретов и ограничений в области технического регулирования для соблюдения условий выпуска товаров при таможенном декларировании Обществом представлена декларация о соответствии (ДС) N RU Д-BE.РА01.В.01689/21 от 14.05.2021, подтверждающая соответствие ввозимых товаров требованиям Технического регламента пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 N123-ФЗ), сведения о которой указаны в графе 44 "представленные документы" ДТ под кодом "01408/0".
В рамках системы управления рисками 13.11.2021 Балтийским таможенным постом (ЦЭД) выявлена необходимость в проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра товара, задекларированного по ДТ N 10216170/131121/0339660.
15.11.2021 по результатам проведения таможенного контроля таможенным постом составлен акт таможенного досмотра от 15.11.2021 N 10216100/151121/103499.
По результатам проведенного таможенного досмотра Балтийским таможенным постом (ЦЭД) 23.11.2021 ООО "Силэнд" направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/131121/0339660, до выпуска товаров, со сроком исполнения до 23.11.2021, в связи с необходимостью внесения в 44 графу ДТ сведений о документе, подтверждающем соответствие товара требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом N123-ФЗ от 22.07.2008, со сведениями о производителе VERTEX FLOORS LTD.
Не согласившись с указанным требованием, 23.11.2021 Общество направило отказ от внесения изменений, указав, что "VERTEX FLOORS LIMITED" является отправителем, а производителем данной товарной партии является "ZHANGJIAGANG HOME-TECH CO., LTD".
23.11.2021 Балтийским таможенным постом Балтийской таможни в связи с невыполнением требования от 23.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС принято решение об отказе в выпуске ДТ со списанием таможенного сбора в размере 8530 руб. за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Не согласившись с решением, действиями, бездействием Балтийского таможенного поста Балтийской таможни по ДТ N 10216170/131121/0339660, Общество обратилось с жалобой в вышестоящий таможенный орган - Балтийскую таможню.
Решением Балтийской таможни от 16.02.2022 N 06-19/17 по жалобе на решение таможенного органа Обществу отказано в удовлетворении жалобы.
Полагая, что решения, действия (бездействие) таможенных органов являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 3 статьи 125 ТК ЕАЭС определено, что отказ в выпуске товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе или на заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, поданном на бумажном носителе.
При оформлении отказа в выпуске товаров указываются все причины, послужившие основанием для такого отказа, а также, если это предусмотрено законодательством государств, - рекомендации по их устранению.
Указанные нормы корреспондируются с положениями Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 N 188 "О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров", согласно которому (пункт 22) в случае регистрации ЭДТ, ЭТД либо электронного заявления должностным лицом таможенного органа формируется и направляется с использованием информационной системы таможенного органа лицу, которое подало соответствующий таможенный документ, электронный документ, подтверждающий отказ в выпуске товаров и содержащий такой таможенный документ, а также следующие сведения:
- регистрационный номер соответствующего таможенного документа в таможенном органе;
- код решения об отказе в выпуске товаров в соответствии с классификатором решений, принимаемых таможенными органами;
- дата в формате "дд.мм.гг." и время отказа в выпуске товаров;
- причины, послужившие основанием для отказа в выпуске товаров, и рекомендации по их устранению в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ТК ЕАЭС.
Таможенный орган, отказывая в выпуске товара, сослался на подпункт 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС в связи с невыполнением требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС.
Пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС определено, что в случае если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 ТК ЕАЭС.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный орган отказывает в выпуске товаров в случае выявления при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, за исключением случаев, когда:
- выявленные нарушения, не являющиеся основаниями для возбуждения административного или уголовного дела, устранены;
- выявленные нарушения устранены, декларируемые товары не изъяты, и на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств-членов.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что товар, заявленный в ДТ, подлежит подтверждению соответствия обязательным требованиям на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (декларации о соответствии).
С целью соблюдения мер технического регулирования в качестве документа, подтверждающего соответствие декларируемого товара требованиям Технического регламента пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ), Обществом была представлена декларация о соответствии N RU Д-BE.РА01.В.01689/21 от 14.05.2021, о чем свидетельствует графа 44 ДТ.
Таможенный орган, установив в результате проведения таможенного досмотра, несоответствие (отсутствие) сведений о производителе, указанном на маркировке товаров, сведениям, указанным в ДТ и в декларации о соответствии, пришел к выводу о не относимости представленной декларации о соответствии к ввезенной партии товара, что повлекло, по его мнению, несоблюдение запретов и ограничений (мер технического регулирования) по ДТ.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе меры технического регулирования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В силу пункту 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
При этом подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС определено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляется декларация о соответствии.
Как установлено судом первой инстанции, представленная Обществом декларация о соответствии N RU Д-BE.РА01.В.01689/21 от 14.05.2021 подтверждает соответствие требованиям Технического регламента пожарной безопасности РФ (Федеральный закон от 22.07.2008 N123-ФЗ) в отношении следующей продукции:
1) Наименование продукции: "Покрытие напольное на основе поливинилхлорида в плитках, толщиной от 2 мм до 11 мм, плотностью от 300 кг/м3 до 2900 кг/м3, с маркировкой "VINILAM", "CONTESSE", для внутренней отделки помещений, выпускаемое по технической документации изготовителя";
2) Товарный знак: "VINILAM";
3) Код ТН ВЭД ЕАЭС: 3918 10 900 0;
4) Заявитель (импортер): ООО "Силэнд" (ИНН 7802890350);
5) Изготовитель (производитель): "CONTESSE NV";
6) Филиалы изготовителей (входящих в состав транснациональной компании "CONTESSE NV"):
- "ZHANGJIAGANG HOME - TECH CO., LTD",
- "ZHANGJIAGANG ELEGANT PLASTICS CO., LTD." (Китай);
- "VERTEX FLOOS LIMITED" (Китай) и другие.
Сопоставив и проанализировав сведения, указанные в декларации о соответствии сведения, cо сведениями, заявленными в ДТ, и фактические данные о товаре, отраженные в акте таможенного досмотра, в том числе об имеющейся маркировке товара, судом сделан правильный вывод о том, что указанные сведения корреспондируются между собой, что свидетельствует об относимости представленной при подаче ДТ декларации о соответствии товару, указанному в нем как по наименованию, так и по производителю товара.
В данном случае указанная декларация о соответствии является действительным документом для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений (мер технического регулирования) в отношении заявленного товара. Более того, она является действующей, внесена в единый государственный реестр (https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration) и подтверждает, что задекларированная продукция соответствует требованиям технического регламента, прошла в установленном порядке обязательное декларирование соответствия в форме декларирования по схеме "1д" и типу объекта декларирования "Серийный выпуск".
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру.
В соответствии со статьей 135 ТК ЕАЭС условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является, в том числе соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Таким образом, суд обоснованно согласился с доводами Общества о соблюдении им установленных запретов и ограничений в области технического регулирования, что соответствует условиям помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, установленных статьями 7, 106, 108, 118, 135 ТК ЕАЭС.
Таможенный орган в апелляционной жалобе ссылается на отсутствие на маркировке товаров сведений о производителе - "ZHANGJIAGANG HOME-TECH CO.. LTD", указанном в ДТ.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) не устанавливает требований о необходимости указания на маркировке товара сведений об изготовителе (производителе) товара.
Следовательно, выявленный недостаток в маркировке не может нарушать условия выпуска товаров по ДТ.
Кроме того, сведения об изготовителе (производителе) данной товарной партии - "ZHANGJIAGANG HOME-TECH CO., LTD" были указаны непосредственно в товаросопроводительных документах, а указанная на маркировке компания "VERTEX FLOORS LIMITED" являлась отправителем (экспортером).
Поскольку компания "VERTEX FLOORS LIMITED" не заявлялась Обществом в ДТ в качестве изготовителя (производителя) товара, то и требование таможенного органа о предоставлении декларации о соответствии с производителем "VERTEX FLOORS LTD" являлось неправомерным.
При этом, из Декларации о соответсвтии следует и не опровергнуто таможенным органом, что обе компании - "ZHANGJIAGANG HOME-TECH CO., LTD" и "VERTEX FLOORS LIMITED" являются китайскими филиалами транснациональной компании "CONTESSE NV".
Пунктом 10 статьи 310 ТК ЕАЭС предписано, что при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.
В связи с чем оспариваемые действия таможни по направлению требования от 23.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/131121/0339660, правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Поскольку оспариваемые действия таможни по направлению требования признаны судом незаконными, то и допущенное таможней бездействие, выраженное в несвоевременном выпуске товаров по ДТ N 10216170/131121/0339660, также правомерно признано незаконным.
Исходя из того, что требование таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в ДТ в части дополнения графы 44 является неправомерным, следовательно, последовавшее за ним решение, вынесенное таможенным органом об отказе в выпуске ДТ, также подлежало признанию недействительным.
В данном случае решение об отказе в выпуске товара по ДТ нарушило права и законные интересы Общества, поскольку повлекло за собой излишнее взыскание суммы таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в размере 8530 рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Федерального закона от 03.08.2018 N 289- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случае принятия решения об отказе в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производится, за исключением случая, если решение таможенного органа об отказе в выпуске признано неправомерным.
Таким образом, в случае признания решения об отказе в выпуске ДТ недействительным у таможенного органа возникла обязанность по возврату декларанту сумм уплаченных таможенных сборов в сумме 8530 руб.
Рассматривая требования Общества о признании недействительным решения Балтийской таможни от 16.02.2022 N 06-19/17 суд также правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 286 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд.
Поскольку Балтийская таможня, являясь вышестоящим таможенным органом и обладая властно-распорядительными полномочиями по отношению к таможенному посту, в рамках рассмотрения жалобы Общества не отменила и оставила в силе решение таможенного поста, следовательно, такое решение вышестоящей Таможни также подлежит признанию недействительным.
Довод ответчика о том, что решение Балтийской таможни от 16.02.2022 N 06-19/17 не обладает признаками ненормативного акта, не содержит предписаний властно-распорядительного характера, не влечет неблагоприятных последствий для заявителя, признается апелляционным судом несостоятельным.
На основании пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 АПК РФ к компетенции арбитражных судов относится рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае, оспариваемое решение от 16.02.2022 N 06-19/17 принято Таможней по жалобе Общества на решение таможенного поста в связи с реализацией Таможней соответствующих полномочий по рассмотрению обращений лиц, осуществляющих взаимодействие с таможенными органами, следовательно, решение отвечает признакам ненормативного правового акта и на основании части 1 статьи 198 АПК РФ может быть оспорено в судебном порядке.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 июля 2022 года по делу N А56-39122/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39122/2022
Истец: ООО "СИЛЭНД"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ