г. Санкт-Петербург |
|
02 ноября 2022 г. |
Дело N А56-14106/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: предст. Тесёлкин К.О. - доверенность от 18.05.2022
от заинтересованного лица: предст. Кривошеева О.В. - доверенность от 10.01.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27170/2022) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2022 по делу N А56-14106/2022 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания от 25.11.2021 N 07/21/1136-р
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 25.11.2021 N 07/21/1136-Р.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 12.07.2022, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что из материалов дела не усматривается, в чем конкретно выразилось нарушение пунктов 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. При этом, как указывает податель жалобы, установка спорных пандусов не являлась самовольной, а была осуществлена по заявлению и с согласия председателя совета многоквартирного дома, в материалы дела представлен проект пандуса, согласованный председателем совета многоквартирного дома. Также податель жалобы указывает на то, что в оспариваемом предписании Инспекции от 25.11.2021 N 07/21/1136-Р не указан конкретный способ устранения нарушений, то есть оспариваемое предписание не соответствует критерию исполнимости.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, управление многоквартирным домом по адресу: г.Санкт-Петербург, пр. Ударников, д.52, корп. 2, лит. А (далее - МКД) осуществляет ООО "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" на основании договора управления и технического обслуживания МКД от 15.06.2016 N2130-400/16 и лицензии от 03.04.2015 N78-000022.
В связи с поступившим из Аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга поручением (вх. N ОБ-332-5789/21-4-1 от 25.10.2021) на основании распоряжения от 23.11.2021 N 07/21/1136-Р Инспекцией была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований в отношении МКД, управление которым осуществляет Общество.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 25.11.2021 N 07/21/1136-р.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что на крыльцах входов в подъезды МКД выполнена установка пандусов для маломобильных граждан; установленные пандусы не соответствуют требованиям пунктов 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр); проект на устройство пандусов не представлен, т.е. нарушен пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491
По результатам проверки Инспекцией вынесено предписание от 25.11.2021 N 07/21/1136-Р, которым Обществу предписано в срок до 18.04.2022 устранить выявленные в ходе проверки нарушения, привести установленные пандусы в соответствие с требованиями.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 12.07.2022 ввиду следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе чердаки (подпункт "а"), ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (подпункт "в"), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) (подпункт "в").
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе:
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 649).
В силу пункта 2 Правил N 649 доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
При этом в силу пункта 3 Правил N 649 координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивает в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
СП 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее - СП 59.13330.2020) предназначен для разработки проектных решений, общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
В силу пункта 4.1 СП 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда.
Согласно пункту 4.3 СП 59.13330.2020 проектные решения должны обеспечивать для МГН в зданиях и сооружениях, на их земельных участках, а также на территории общего пользования, в том числе безопасность путей движения.
Требования к пандусам, предназначенным для подъема МГН предусмотрены в том числе пунктами 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020.
Ранее аналогичные требования были установлены СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Как следует из материалов дела, на крыльце входов в подъезды МКД выполнена установка пандусов для маломобильных граждан; как указывает Общество, данные пандусы были установлены в 2018 году без привлечения средств собственников помещений МКД по согласованию с председателем совета МКД Петровой И.Н. (в материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ от 31.12.2018. 28.02.2019. 30.04.2019, 30.09.2019).
Вместе с тем, как установлено Инспекцией в ходе проверки, установленные в МКД пандусы не соответствуют требованиям пунктов 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования пандусов для маломобильных групп населения от 14.09.2021 N 1, составленным Межведомственной комиссией Красногвардейского района Санкт-Петербурга, которым установлено несоответствие пандусов по высоте марша, уклону, ограждению требованиям Правил N 649 (которые в свою очередь корреспондируют с требованиями СП 59.13330.2020) и Обществом не опровергнуто (не представлены доказательства, что выполненные по проекту председателя совета МКД Петровой И.Н. пандусы соответствуют требованиям Правил N 649 и СП 59.13330.2020).
При этом, тот факт, что пандусы выполнены без привлечения средств собственников помещений МКД по согласованию с председателем совета МКД Петровой И.Н. не свидетельствует о том, что данные пандусы не должны соответствовать обязательным требованиям Правил N 649 и СП 59.13330.2020.
Кроме того, в силу подпункта "е" пункта 10 Правил N 491 общее имущество МКД должно содержаться в состоянии, обеспечивающем, в том числе поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Из материалов дела не усматривается, что проектом МКД предусмотрена установка пандусов в МКД.
В силу пункта 8.2 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961) при осуществлении содержания фасадов обеспечивается поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства.
Согласно пункту 2.1 Приложения N 2 к Правилам N 961 к элементам благоустройства относятся, в том числе, входные группы, элементы входов и входных групп (включая дверные конструкции, дверные заполнения, пандус, подъемник, навес, козырек, лестницу, площадку, ступени, ограждение, приямок).
В силу пункта 2.3.5.1 Приложения N 3 к Правилам N 961 в отношении архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов требуется получение задания и разработка проекта благоустройства указанных элементов.
Согласно пунктам 2.1.3 и 2.2.8.6 Приложения N 3 к Правилам N 961 разработанный проект благоустройства подлежит согласованию с соответствующими исполнительными органами власти Санкт-Петербурга.
В рассматриваемом случае согласованный в установленном порядке проект на устройство пандусов в МКД не представлен, что обоснованно расценено Инспекцией как нарушение пункта 10 (подпункта "е") Правил N 491.
Представленный в материалы дела чертеж пандуса, согласованный председателем совета МКД Петровой И.Н., не является надлежащим проектом благоустройства по смыслу Правил N 961.
Следовательно, Обществом не обеспечено поддержание архитектурно-градостроительного облика здания в соответствии с проектной документацией строительства и с проектами благоустройства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание Инспекции от 25.11.2021 N 07/21/1136-Р вынесено при наличии достаточных оснований, отвечает критериям определенности и исполнимости, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей, в связи с чем оснований для признания предписания от 25.11.2021 N 07/21/1136-Р недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 12.07.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 июля 2022 года по делу N А56-14106/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14106/2022
Истец: ООО "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА