г. Москва |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А40-45180/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: Мухина С.М., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аграровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Кар-Трэйд"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2022, по делу N А40-45180/22, по заявлению ООО "Кар-Трэйд" к 1) Госинспекция по недвижимости; 2) ГБУ "МКМЦН" об оспаривании уведомления, действий,
третье лицо: Префектура Северного административного округа города Москвы,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Волохов В.П. по доверенности от 09.03.2022;
от заинтересованного лица: 1. Карташова Е.Ю. по доверенности от 29.12.2021, 2. не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кар-Трэйд" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" города Москвы от 16.02.2022 V МКМЦН-ИСХ-694/22, действий Госинспекции по недвижимости города Москвы об отнесении Спорных объектов к самовольно возведенным.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Префектура Северного административного округа города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.06.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт с учётом доводов жалобы и с учётом изменения предмета иска.
В жалобе заявитель указывает на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя озвучил доводы жалобы, просил решение отменить.
Представитель Госинспекции по доводам жалобы возражал.
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ГБУ "МКМЦН" и Префектуры САО, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 14.06.2022.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, ООО "КАР-ТРЭЙД" получено уведомление от 16.02.2022 N МКМЦН-ИСХ-694/22 (далее - Уведомление) ГБУ города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН"), согласно которому Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) установлен факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, вл. 12Б, выразившееся в возведении металлического каркаса с крышей над строениями NN 8, 9, 10, 11, 12, 19 площадью 1450 кв.м, металлической крыши, соединяющей строения NN 1, 5, 6, 7, 13, 14 площадью 540 кв.м, торгового павильона площадью 45 кв.м, пристройки площадью 25 кв.м к помещению N IV первого этажа строения N 10.
Согласно вышеназванному уведомлению предлагается в срок до 27.02.2022 добровольно осуществить демонтаж незаконно возведенных объектов, в противном случае по истечении указанного срока выполнение соответствующих требований будет обеспечено Госинспекцией по недвижимости в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Заявитель посчитав указанное уведомление незаконным в части отнесения металлического каркаса с крышей над строениями N N 8, 9, 10, 11, 12, 19 площадью 1450 кв.м, металлической крыши, соединяющей строения NN 1, 5, 6, 7, 13, 14 4 площадью 540 кв.м (далее - Спорные объекты), к самовольно возведенным объектам, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - объекты нежилого фонда), мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
В соответствии с пунктом 7 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП, Госинспекция по недвижимости осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков. Правительством Москвы принято постановление от 11 декабря 2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка".
В соответствии с пунктом 4.1.1. Положения в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельного участка Госинспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Апелляционный суд в соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Само по себе уведомление информационного характера не содержит предписаний властного характера, адресованных заявителю, неисполнение которых может повлечь для него определенные правовые последствия.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, постановлением Правительства Москвы от 02.03.2021 N 262-ПП в полномочия Госинспекции по недвижимости не входит принятие решений о сносе объектов самовольного строительства.
Земельный участок с кадастровым номером 77:09:02028:151 по указанному адресу предоставлен ООО "КАР-Трэйд" на основании договора аренды земельного участка от 30.09.2004 N М-09-027459 (далее - договор аренды) для эксплуатации торгового центра. На земельном участке расположены нежилые здания: - одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0002028:1021 площадью 450,5 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 12Б, стр. 1,
- одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001019:1398 площадью 450,7 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 12Б, стр. 5,
- одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001019:1397 площадью 407 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 12Б, стр. 6,
- одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001019:1401 площадью 51,4 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 12Б, стр. 7,
- двухэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001019:1402 площадью 303 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 12Б, стр. 8,
- двухэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001019:1400 площадью 15,1 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 12Б, стр. 9,
- двухэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001019:1394 площадью 1325,9 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 12Б, стр. 10,
- одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001019:1393 площадью 61,1 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 12Б, стр. 11,
- одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001019:1396 площадью 186,5 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 12Б, стр. 12,
- одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0002028:16490 площадью 30,5 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 12Б, стр. 13,
- одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001019:1395 площадью 25,1 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 12Б, стр. 14,
- одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0001019:1399 площадью 127,7 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 12Б, стр. 19 (далее - Здания).
Здания принадлежат на праве собственности ООО "КАР-Трэйд".
В соответствии с Положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП (далее - Положение о взаимодействии), Госинспекцией по недвижимости города Москвы в ходе проведенного 14.01.2018 планового (рейдового) обследования указанного земельного участка установлено, что разрешительная документация на строительство (реконструкцию) Зданий не оформлялась, земельный участок для целей строительства (реконструкции) не предоставлялся. По результатам обследования Госинспекцией по недвижимости составлены акты о подтверждении фактов наличия незаконно размещенных объектов.
Материалы проведенного Госинспекцией по недвижимости обследования направлены в Департамент городского имущества города Москвы для организации судебной работы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2021 по делу N А40- 287718/2019 (далее - решение суда), оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.10.2021, Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы отказано в удовлетворении исковых требований к ООО "КАР-Трэйд" о признании Зданий самовольными постройками, обязании ООО "КАР-Трэйд" освободить земельный участок с кадастровым номером 77:09:02028:151 путем сноса Зданий в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда, признании зарегистрированных прав собственности ООО "КАР-Трэйд" отсутствующими.
В ходе проведенного 03.02.2022 Госинспекцией по недвижимости обследования земельного участка с кадастровым номером 77:09:02028:151 установлено, что над строениями 8, 9, 10, 11, 12, 19 возведен металлический каркас с крышей, над строениями 1, 5, 6, 7, 13, 14 возведена надстройка (металлическая крыша, объединяющая несколько строений), к помещению N IV первого этажа строения 10 возведена пристройка площадью 25 кв.м. Кроме того, на земельном участке расположено одноэтажное строение площадью 45 кв.м (торговый павильон) (далее - Объекты).
Земельный участок для целей строительства (реконструкции) не предоставлялся, разрешительная документация не оформлялась.
На момент предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:09:02028:151 указанные Объекты в договоре аренды не поименованы. Согласно пункту 4.4 договора аренды земельный участок предоставляется без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений.
С учетом изложенного земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, вл. 12Б подлежит освобождению от незаконно возведенных Объектов в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Таким образом, уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных полномочий установлен факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
По результатам обследования Госинспекцией по недвижимости составлен акт от 03.02.2021 N 9091756, акт от 22.03.2022 N 9092309 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Указанные объекты (металлический каркас с крышей, пристройка, торговый павильон) не имеют адресного ориентира и не входят в состав объектов недвижимости имущества, находящихся в собственности Истца. Судебная экспертиза проводилась в отношении каждого строения, поставленного на государственный кадастровый учет, имеющих ОКС, если бы это был единый объект судебная экспертиза проводилась бы как на единый объект недвижимости.
Информация об адресных контурах в ИС РЕОН отсутствует. Информация о постановке данных надстроек на технический учет в ГБУ "МосгорБТИ" отсутствует. Информация о постановке на кадастровый учет на публичной кадастровой карте отсутствует. Информация в ИАС "Управление градостроительной деятельностью" об оформлении исходно-разрешительной документации для строительства (реконструкции) на указанном земельном участке отсутствует.
Земельный участок для целей строительства (реконструкции) не предоставлялся.
ГБУ "МКМЦН" не является государственным органом власти и не осуществляет публично-властные полномочия. Согласно Уставу учреждения ГБУ "МКМЦН" создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий города Москвы, отнесенных к компетенции Госинспекции по недвижимости.
Согласно пункту 2.3.14 Устава Учреждения ГБУ "МКМЦН" проводит мероприятия по техническому сопровождению работ Госинспекции по недвижимости по сносу самовольных построек, освобождению земельных участков.
В соответствии с пунктом 4.1.1. Положения в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельного участка Госинспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Таким образом Госинспекцией по недвижимости были проведены мероприятия по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, в соответствии с пунктами 3.3.2, 4.1.1 Положения 819-ПП.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя о незаконности действий Госинспекции по недвижимости по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, являются несостоятельными.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявления.
Правовая позиция Заявителя основана на неправильном толковании норм законодательства, в частности предусмотренных Положением. Также, Заявителем не принимается во внимание факт составления Акта от 22.03.2022 N 9092309, в силу Положения являющегося доказательством подтверждения незаконного (нецелевого) использования земельного участка и составленного Госинспекцией по недвижимости в рамках полномочий.
Кроме того, Госинспекцией по недвижимости в рамках постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" проведены мероприятия по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка по указанному адресу.
В ходе повторного обследования земельного участка 12.04.2022 с кадастровым номером 77:09:02028:151 установлено, что металлический каркас с крышей, надстройка (металлическая крыша, объединяющая несколько строений), пристройка и одноэтажное строение демонтированы, о чем составлен соответствующий акт.
Таким образом, действия органов исполнительной власти города Москвы по проведению мероприятий по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков осуществлены в соответствии предоставленными полномочиями, при отсутствии нарушений действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленным настоящим Кодексом. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В силу статьи 198 АПК РФ указывается на право обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта при наличии в совокупности двух признаков - нарушения закона и одновременно нарушения прав и законных интересов обратившегося за судебной защитой лица. Заявителем не доказано нарушение его законных прав и интересов.
Учитывая вышеизложенное, судом правомерно установлено, что оспариваемые распоряжение не нарушают каких-либо прав или законных интересов заявителя в сфере осуществляемой им деятельности.
Довод жалобы о необоснованном отклонении ходатайства об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ в части изменения предмета иска, подлежит отклонению поскольку из представленных в дело доказательств следует, что заявитель заявил требования, являющиеся самостоятельными, совместное их рассмотрение невозможно и направлено на затягивание судебного процесса по настоящему спору.
Иные заявленные в апелляционной жалобе доводы направлены лишь на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств правомерно установленных судом, ввиду чего являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не могут быть положены в основу отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2022 по делу N А40-45180/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45180/2022
Истец: ООО "КАР-ТРЭЙД"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ"
Третье лицо: ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ