г. Москва |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А40-112595/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Внуковской таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2022 по делу N А40-112595/22,
по заявлению ПАО "Авиакомпания "Ютэйр"
к Внуковской таможне
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя: |
Малинин Р.В. по доверенности от 01.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
Терехова А.С. по доверенности от 29.12.2021, Косова М.В. по доверенности от 04.03.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Авиакомпания "Ютэйр" (далее также - Общество, авиакомпания) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Внуковской таможни (далее также - таможня, таможенный орган) от 05.05.2022 о внесении изменения и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары N 10001020/180719/0004074 (далее также - ДТ, декларация).
Решением суда первой инстанции от 17.08.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Заинтересованное лицо с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель авиакомпании - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по ДТ N 10001020/180719/0004074 авиакомпания ввезла на таможенную территорию ЕАЭС с применением таможенной процедуры "Временный ввоз (допуск)" товар - двигатель авиационный, тип CFMA56-3-B1, серийный номер 858932 (далее также - товар, двигатель).
По результатам проведенной таможней проверки документов и сведений после выпуска товара составлен акт от 15.04.2022 N 10001000/105/150422/А0024, на основании которого принято решение от 05.05.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10001020/180719/0004074 (далее также - решение), а также произведена корректировка декларации.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод таможни о том, что перемещение воздушного судна - Boeing 737-500, регистрационный номер VP-BYM (далее также - воздушное судно) за пределы таможенной территории ЕАЭС в качестве транспортного средства международной перевозки (далее также - ТСМП) с установленным на нем двигателем, ввезенным с использованием таможенной процедуры "Временный ввоз (допуск)" с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, нарушает условия использования таможенной процедуры "Временный ввоз (допуск)", заявленной в отношении двигателя, и влечет возникновение обязательств по уплате таможенных платежей (процентов).
В связи с указанным решением на Общество возложена обязанность дополнительно уплатить таможенные пошлины, налоги, проценты, пени в размере 22 283 616, 43 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО "Авиакомпания "Ютэйр" в Арбитражный суд города Москвы.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела установлена совокупность перечисленных условий.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что установка двигателя в период действия таможенной процедуры "Временный ввоз (допуск)" на воздушное судно, являющееся ТСМП, не свидетельствует о нарушении условий использования временно ввезенных товаров.
Согласно п.1 ст.219 ТК ЕАЭС таможенная процедура временного ввоза (допуска) - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории Союза при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) перечислены в п.2 ст.220 ТК ЕАЭС.
Срок временного ввоза товара устанавливается таможенным органом, исходя из целей временного ввоза (п.1 и п.2 ст.221 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п.1 ст.222 ТК ЕАЭС временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
Допускается совершение с временно ввезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта, модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при завершении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 224 настоящего Кодекса.
На основании п.7 ст.222 ТК ЕАЭС товары, определенные Комиссией в соответствии с пунктом 3 статьи 219 настоящего Кодекса и (или) предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной, в отношении которых таможенная процедура временного ввоза (допуска) применяется без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, используются в пределах таможенной территории Союза, если иное не определено Комиссией.
Таким образом, в отношении товаров, которые временно ввезены с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов разрешается совершать любые действия, если такие действия совершаются на территории Союза, они не изменяют состояние временно ввезенной вещи и направлены на достижение цели, которая является условием полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с п.25 и п.26 Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 (далее также - Перечень), с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов могут ввозиться: двигатели, предназначенные для технического обслуживания самолетов гражданской авиации (на весь срок их временного ввоза); гражданские пассажирские самолеты для осуществления перевозок между государствами - членами Евразийского экономического союза и (или) международных перевозок.
Согласно материалам дела товар ввезен на таможенную территорию ЕАЭС с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей для использования при техническом обслуживании гражданского пассажирского самолета типа Боинг 737-500 сроком на 24 месяца (заявление на временный ввоз от 18.07.2019 N ЮТ 1807).
Товар установлен на воздушное судно 25.07.2019 и снят с него 22.09.2020 на таможенной территории ЕАЭС (в РФ).
При этом двигатель, установленный на крыле воздушного судна, из пользования авиакомпании не выбывал, а находился в ее фактическом владении и пользовании, в том числе и при совершении воздушным судном международных перевозок.
Следовательно, установка двигателя в период действия таможенной процедуры "Временный ввоз (допуск)" на воздушное судно на территории ЕАЭС является целевым использованием, которое осуществлено в переделах таможенной территории Союза, что нарушением условий таможенной процедуры "Временный ввоз (допуск)", заявленной в отношении двигателя, не является, в том числе и для целей полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Для целей таможенного контроля выполнение полетов на воздушном судне - ТСМП с установленным на нем двигателем является использованием ТСМП, а не двигателя.
Выполнение таких полетов нарушением условий таможенной процедуры "Временный ввоз (допуск)", заявленной в отношении двигателя, не является.
ТСМП перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за ее пределами в порядке, установленном главой 38 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной главой 38 ТК ЕАЭС, - в порядке, установленном иными главами ТК ЕАЭС (п.1 ст.272 ТК ЕАЭС).
При таких условиях в качестве ТСМП рассматривается как собственно транспортное средство со всеми паспортными узлами и агрегатами, так и находящиеся на нем специальное оборудование, предметы материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасные части и оборудование, предназначенные для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Таким образом, специальный правовой таможенный режим, применяемый к ТСМП, полностью распространяется как на все паспортные узлы и агрегаты ТСМП, так на специальное оборудование, предметы материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасные части и оборудование на все время использования данного транспортного средства для целей международной перевозки.
На основании п.1 ст.104, п.4 ст.272, подп.2 п.1 ст.278 ТК ЕАЭС ТСМП, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенную процедуру при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых ТСМП и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких ТСМП.
В качестве декларации на ТСМП могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта или декларация на транспортное средство по форме, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 422 "О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения".
При таких условиях, как при убытии ТСМП за пределы таможенной территории Союза, так и при возвращении на таможенную территорию Союза, декларированию подлежит только ТСМП.
Паспортные узлы и агрегаты ТСМП, запасные части, принадлежности и оборудование, ГСМ, охлаждающие и иные технические жидкости, содержащиеся в заправочных емкостях, предусмотренных конструкцией ТСМП, в качестве самостоятельных товаров не вывозятся, самостоятельным товаром для целей таможенного контроля не признаются и таможенному декларированию не подлежат, а ввозятся в том же порядке, что и ТСМП, поскольку с момента установки их на ТСМП они становятся его неотъемлемой частью.
Таким образом, двигатель, установленный на воздушное судно, являющееся ТСМП, является составной частью ТСМП и для целей таможенного контроля следует судьбе ТСМП, в связи с чем самостоятельному декларированию не подлежит.
Согласно фактическим обстоятельствам дела двигатель ввезен для целей технического обслуживания транспортного средства - воздушного судна, установлен на таможенной территории Союза и эксплуатировался на воздушном судне - ТСМП.
При таких данных факт выполнения воздушным судном - ТСМП международных перевозок с установленным на нем двигателем для целей таможенного контроля образует использование именно ТСМП.
На основании п.3 ст.219, п.7 ст.222 ТК ЕАЭС товары, временное нахождение и использование которых на таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускается без уплаты ввозных таможенных пошлин, используются в пределах таможенной территории Союза, если иное не определено Комиссией.
Воздушные суда также отнесены к такой категории товаров (п.26 Перечня).
Таким образом, факт установки на транспортном средстве - воздушном судне двигателя (ввезенного с применением процедуры "Временный ввоз (допуск)") возможность использования такого воздушного судна в качестве ТСМП не ограничивает.
При таких данных суд первой инстанции правомерно отклонил как необоснованный довод таможни о том, что в случае установки двигателя на транспортное средство - воздушное судно ТСМП такое ТСМП должно использоваться только на таможенной территории таможенного Союза, что прямо противоречит п.8 ст.222 ТК ЕАЭС.
Следовательно, факт неисполнения обязанностей по соблюдению таможенной процедуры "Временный ввоз (допуск)" в отношении двигателя авиакомпанией не допущен.
Изложенные в оспариваемом решении выводы таможенного органа не являются законным основанием для дополнительного начисления таможенных пошлин, налогов и пени.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и руководствуясь приведенными положениями законодательства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое в рамках настоящего дела решение таможенного органа является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования ПАО "Авиакомпания "Ютэйр" об оспаривании решения Внуковской таможни от 05.05.2022 о внесении изменения и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ N 10001020/180719/0004074, подлежат удовлетворению согласно ч.2 ст.201 АПК РФ с обязанием таможенного органа в силу п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Все доводы, изложенные в обоснование позиции таможенного органа при рассмотрении дела в первой инстанции, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные таможенным органом в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда первой инстанции, иной оценке представленных в дело доказательств и иному толкованию норм права. При этом данные доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2022 по делу N А40-112595/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112595/2022
Истец: ПАО "АВИАКОМПАНИЯ "ЮТЭЙР"
Ответчик: ВНУКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ