г. Пермь |
|
1 ноября 2022 г. |
Дело N А60-9752/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.11.2022.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Субботиной Е.Е.,
рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело N А60-9752/2022,
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655, г. Екатеринбург)
к государственному автономному учреждению "Детская городская больница N 8" (ОГРН 1036605185319, ИНН 6664060657, г. Екатеринбург),
третье лицо: ООО "Мехуборка" (ОГРН 1126686000660, ИНН 6686000676, г. Екатеринбург)
о взыскании задолженности, неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
при участии
от истца: не явились
от ответчика: не явились,
от третьего лица: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, унитарное предприятие) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к государственному автономному учреждению "Детская городская больница N 8" (далее - ответчик, учреждение "Детская городская больница N 8") о взыскании 330 616 руб. 87 коп. задолженности за период с января по июнь 2021 года, 67 717 руб. 18 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 26.02.2022, с продолжением ее начисления до момента фактической оплаты долга по договору от 13.11.2020 N 354620 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2022 (резолютивная часть от 28.04.2022) в удовлетворении иска отказано.
Истцом подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение в связи неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 апелляционная жалоба истца принята к производству, срок для предоставления отзыва установлен до 27.07.2022.
В Семнадцатый арбитражный апелляционный суд 04.07.2022 от истца поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А76-32673/2020.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 приостановлено производство по апелляционной жалобе Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" до результатов рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А76-32673/2020.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022 производство по апелляционной жалобе истца возобновлено.
Определением суда апелляционной инстанции от 26.09.2022 осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлечено третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Мехуборка" (далее - общество "Мехуборка"); судебное разбирательство назначено на 25.10.2022.
Третьим лицом представлен отзыв на исковое заявление.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 25.10.2022 отказано в удовлетворении ходатайства истца о приобщении к материалам дела судебной практики, поскольку указанные документы не являются доказательством по делу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обращаясь с иском, унитарное предприятие (региональный оператор) указало на ненадлежащее исполнение учреждением "Детская городская больница N 8" обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО, оказанных за период с января по июнь 2021 года.
Региональным оператором способ расчета объема по договору определен расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО.
Возражая против исковых требований, учреждение "Детская городская больница N 8" указало на отсутствие в деятельности медицинского учреждения ТКО, а также на то, что между ним и обществом с ограниченной ответственностью "Мехуборка" (далее - общество "Мехуборка") заключен договор по сбору, хранению, транспортировке, учеты и утилизации медицинских отходов, приближенным по составу к твердым бытовым отходам класса А.
В подтверждение своих возражений ответчиком представлен договор от 05.11.2020 N 8-04-15/20 и акты от 31.01.2021 N 22, от 28.02.2021 N 117, от 31.03.2021 N 192, от 30.04.2021 N 295, от 31.05.2021, от 30.06.2021 N 499, оформленные с обществом "Мехуборка".
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции счел, что любые отходы, образующиеся в процессе деятельности ответчика, являются медицинскими отходами, на обращение и утилизацию которых у него заключен договор с обществом "Мехуборка", в дело представлены доказательства фактического оказания услуг этим лицом, доказательств фактического оказания услуг именно истцом не представлено.
Таким образом, принятое арбитражным судом по существу спора решение непосредственно влияет на права и обязанности общества "Мехуборка" по отношению к ответчику.
Между тем общество "Мехуборка" не было привлечено судом к участию в деле.
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, унитарное предприятие является на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 12.01.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области.
Региональным оператором оформлен проект договора от 13.11.2020 N 354620 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1.1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (учреждение "Детская городская больница N 8") обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 2.2 договора).
В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, в случае если иной размер ответственности потребителя за просрочку внесения платы за услугу по обращению с ТКО не установлен законодательством Российской Федерации (пункт 6.2 договора).
В рамках договора региональным оператором определен способ коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО.
В приложении N 2 к договору указаны количество, объем контейнеров, периодичность транспортирования ТКО, адреса (площадки) накопления ТКО:
- г. Екатеринбург, ул. Академика Шварца, д. 14 "Г";
- г. Екатеринбург, ул. Военная, д. 20;
- г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, д. 34 "А";
- г. Екатеринбург, ул. Санаторная, д. 22.
Обращаясь с настоящим иском, унитарное предприятие сослалось на то, что учреждение "Детская городская больница N 8", в период с 01.01.2021 по 30.06.2021 являлся потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По расчету регионального оператора, в период с 01.01.2021 по 30.06.2021 ответчику оказаны услуги на общую сумму 330 616 руб. 87 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
Пунктом 8.18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Поскольку договор по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами не подписан, отношения сторон в спорный период регулировались положениями типового договора.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, принимая во внимание, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным и учреждение "Детская городская больница N 8", как собственник ТКО, не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Законом N 323-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно пункту 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Г", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в частности в спорном периоде постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
В таблице 1 СанПиН 2.1.7.2790-10 приведены характеристики морфологического состава отходов. Так, класс "А" (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым бытовым отходам) - это отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории и так далее. Сюда же относятся пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.
В свою очередь, твердые коммунальные отходы определяются как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
С учетом вышеназванных норм медицинские отходы класса "А" могут быть отнесены по своему составу и характеристикам к твердым коммунальным отходам.
Указанное толкование норм права также подтверждается нормами права, относящимися к последующему периоду регулирования, так пункт 158 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", содержит уже прямое указание на применение Санитарных правил, предъявляемых к твердым коммунальным отходам, к обращению с медицинскими отходами класса "А".
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса "А" организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. При этом при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
Таким образом, вопреки доводам ответчика к обращению с медицинскими отходами класса "А" могут применяться нормы законодательства, связанные с заключением договора с региональным оператором и соответствующие отходы могут транспортироваться унитарным предприятием "Спецавтобаза".
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг.
Кроме того, потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги по обращению с ТКО региональному оператору при предоставлении доказательств, что последний транспортировку ТКО фактически не осуществлял, в связи с чем потребитель был вынужден обратиться за оказанием соответствующих услуг к иному лицу.
Вопреки мнению истца сам по себе факт наличия у унитарного предприятия статуса регионального оператора не освобождает последнего от представления доказательств фактического оказания услуг по обращению с ТКО ответчика в период с января по июнь 2021 года на сумму 330 616 руб. 87 коп.
Отчеты системы ГЛОНАСС не подтверждают фактическое оказание услуг на сумму 330 616 руб. 87 коп. Из содержания отчетов системы ГЛОНАСС возможно установить нахождение транспортного средства на определенном маршруте, однако само по себе указанное обстоятельство не свидетельствует об оказании региональным оператором спорных услуг, в том числе транспортирование ТКО с объекта отходов, их обработку, обезвреживание и захоронение.
Акты оказанных услуг с указанием объема фактически вывезенного с объекта ответчика ТКО между сторонами не оформлялись.
Вместе с тем ответчиком в материалы дела представлено документальное подтверждение того, что в период с января по июнь 2021 года вывоз медицинских отходов категории "А" осуществляло третье лицо -общество "Мехуборка" на основании договора от 05.11.2020 N 8-04-15/20 - актов оказанных услуг от 31.01.2021 N 22, от 28.02.2021 N 117, от 31.03.2021 N 192, от 30.04.2021 N 295, от 31.05.2021, от 30.06.2021 N 499, подписанных со стороны учреждения "Детская городская больница N 8".
Истцом не представлено доказательств, опровергающих сведения, изложенные в данных актах, в том числе об образовании ответчиком в спорный период объема медицинских отходов, превышающих объем, вывезенный в рамках договора от 05.11.2020 N 8-04-15/20 третьим лицом (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В своем отзыве на исковое заявление общество "Мехуборка" подтвердило факт оказания соответствующих услуг ответчику по вывозу отходов с адресов: г. Екатеринбург, ул. Академика Шварца, д. 14 "Г"; г. Екатеринбург, ул. Военная, д. 20; г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, д. 34 "А"; г. Екатеринбург, ул. Санаторная, д. 22.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела документами не подтверждается исполнение региональным оператором своих обязательств по договору от 13.11.2020 N 354620.
В связи с чем оснований для удовлетворения иска суд апелляционной инстанции не усматривает.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 10 967 руб., судебные расходы на оплату почтовых услуг в сумме 327 руб. 14 коп., понесенные при подаче искового заявления, судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на истца.
Поскольку истцом государственная пошлина уплачена в большем размере, чем это предусмотрено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 7 633 руб. по платежному поручению от 09.02.2022 N 862 подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2022 по делу N А60-9752/2022 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Возвратить ЕМУП "Спецавтобаза" (ИНН 6608003655) из федерального бюджета 7 633 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 09.02.2022 N 862.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
О.В. Суслова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-9752/2022
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 8"
Третье лицо: ООО "МЕХУБОРКА"