г. Москва |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А40-57127/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Ж.В. Поташовой,
судей: |
В.А. Свиридова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Проектплюс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2022 по делу N А40-57127/22
по заявлению ООО "Проектплюс"
к Московскому УФАС России,
третье лицо: ФКУ "ГЦХТиСО ГУ МВД России по г.Москве"
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Шелкова С.А. по дов. от 06.05.2022; |
от третьего лица: |
Гунина Д.И. по дов. от 16.02.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПРОЕКТПЛЮС" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о внесении сведений об ООО "ПРОЕКТПЛЮС" в реестр недобросовестных поставщиков по делу N РНП.336283-22.
Решением суда от 04.07.2022, принятым по настоящему делу, требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ООО "Проектплюс" обратилось с апелляционной жалобой, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель антимонопольного органа и третьего лица в судебном заседании, возражали против доводов заявителя, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в антимонопольный орган поступило обращение ФКУ "ГЦХТиСО ГУ МВД России по г.Москве" о включении сведений в отношении ООО "Проектплюс" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В результате рассмотрения указанного обращения антимонопольным органом было вынесено решение о включении сведений о заявителей в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на оказание услуги по обследованию сети ведомственной телефонной связи и разработку проекта на проведение монтажных работ кабельной сети и переключение коммутационно-распределительного оборудования ведомственной телефонной связи ГУ МВД России по г.Москве по адресу: г.Москва, ул.Петровка, д.38 (реестровый N 0873100004420000084).
Между ООО "ПРОЕКТПЛЮС" (далее - Исполнитель) ФКУ "ГЦХТиСО ГУ МВД России по г. Москве" (далее - Заказчик) был подписан Государственный контракт N 84ЭЛГЦ от 21.10.2020 года на оказание услуг по обследованию сети ведомственной телефонной связи и разработку проекта на проведение монтажных работ кабельной сети и переключение коммутационно-распределительного оборудования ведомственной телефонной связи ГУ МВД России по г. Москве по адресу: г. Москва, ул. Петровка, д. 38, далее по тексту "Контракт".
По мнению заявителя, он надлежащим образом исполнял свои обязательства по контракту, однако Заказчик направил в адрес Исполнителя Уведомление (решение) о расторжении контракта, в одностороннем порядке, по инициативе Заказчика, исх. N 25/10326 от 11.12.2020 года.
Заявитель направил Заказчику возражение, содержащие доводы, подтверждающие неправомерность решения Заказчика о расторжении контракта, в одностороннем порядке.
Заказчик данное возражение проигнорировал, неправомерно расторг контракт в одностороннем порядке.
По мнению заявителя, существенных нарушений им условий контракта не было, Исполнитель не уклонялся от его исполнения.
Невозможность Исполнителем окончания работ в сроки, предусмотренные изначальной редакцией контракта, вызвана объективными причинами и не зависит от его воли, а информирование Заказчика не является основанием для расторжения контракта, указывая на то, что Исполнитель уведомлял Заказчика о привлечении измерительной лаборатории ООО "Бюро промышленной автоматизации" к выполнению услуг по контракту, о чем Заказчик не мог не знать, принимая решение о расторжении контракта.
Вышеуказанное послужило поводом для обращения с заявлением в суд.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Включение сведений в РНП осуществляется уполномоченным органом в порядке, определенном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1062.
Статус федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление деятельности по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, закреплен за ФАС России Положением о ФАС России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 5.3.4 Положения ФАС России в целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности ведет в установленном порядке реестр недобросовестных поставщиков.
Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на комиссию Управления по контролю в сфере закупок возложены полномочия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках).
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежит информация о лицах, с которыми расторгнуты государственные контракты.
Оценка контролирующим органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку, правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке.
При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом' конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения.
Такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и состоит из ряда элементов, в том числе поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
В этой связи, в целях разрешения вопроса о включении (невключении) сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган оценивает действия исполнителя с точки зрения их добросовестности.
Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 25), оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получение, необходимой информации.
Таким образом, при решении вопроса о невключении сведений о заявителе в реестру недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не ограничивается оценкой правомерности принятия решения об одностороннем расторжении контракта, а всесторонним образом оценивает поведение подрядчика в ходе исполнения контракта.
Как следует из материалов антимонопольного дела, по результатам электронного аукциона на оказание услуги по обследованию сети ведомственной телефонной связи и разработку проекта на проведение монтажных работ кабельной сети и переключение коммутационно-распределительного оборудования ведомственной телефонной связи ГУ МВД России по г. Москве по адресу: г.Москва, ул. Петровка, д.38 (реестровый N 0873100004420000084) 21.10.2020 между Заказчиком и ООО "Проектплюс" заключен контракт N 1770779516020000138 (далее - Контракт).
Пунктом 6 Контракта предусмотрен порядок расторжения Контракта, согласно которому Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в одностороннем порядке.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, руководствуясь п.6.13.1 Контракта, 11.12.2020 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с оказанием исполнителем услуг ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для государственного заказчика срок (далее - Решение).
В ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком вышеуказанное Решение 11.12.2020 направлено в адрес Общества посредством АО "Почта России".
14.12.2020 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, общество было надлежащим образом уведомлено о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта мотивировано тем обстоятельством, что заявителем оказаны услуги ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для государственного заказчика срок.
Довод заявителя о том, что в действиях общества отсутствовала недобросовестность при исполнении обязательств по контракту подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно положениям п. 3.1 Контракта оказание услуг осуществляется с даты заключения контракта по 01.12.2020 включительно.
В соответствии с п. 5.4.1 Контракта Исполнитель обязуется своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить государственному заказчику отчетную документацию по итогам исполнения данного контракта.
В соответствии с п. 5.4.5 в случае привлечения соисполнителя к исполнению обязательств, исполнитель обязан незамедлительно известить об этом государственного заказчика.
В материалах антимонопольного дела имеются претензии, а также акт о выявленных недостатках от 07.12.2020, однако недостатки устранены не были.
Таким образом, из вышеизложенного следует вывод о недобросовестном поведении исполнителя, выразившемся в оказании услуг ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для государственного заказчика срок.
Более того, после принятия решения об одностороннем отказе, нарушения устранены не были, что свидетельствует о недобросовестности исполнителя и отказе от надлежащего исполнения договора.
В контексте положений законодательства о контрактной системе закупок антимонопольный орган действует в пределах предоставленных ему законом полномочий и оценивает лишь формальную обоснованность расторжения контракта со стороны заказчика.
По существу, оспариваемое решение в данном случае носит опосредованный характер по отношению к действиям государственного заказчика и сводится к проверке процедуры расторжения контракта на предмет соответствия Закону о контрактной системе.
В свою очередь, антимонопольный орган при вынесении спорного решения оценивает исключительно действия сторон с точки зрения их добросовестности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2022 по делу N А40-57127/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57127/2022
Истец: ООО "ПРОЕКТПЛЮС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ГУ ФКУ ГЦХТиСО МВД России по г. Москве, Никулина Вера Сергеевна