01 ноября 2022 г. |
Дело N А83-25528/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.11.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
с участием представителя Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - Звонарёвой Н.И., по доверенности от 18.07.2022 N 67, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.06.2022 по делу N А83-25528/2021, принятое по заявлению Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Розочка" с. Крымская Роза Белогорского района Республики Крым о взыскании, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бендер Анны Леонидовны,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - Фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Розочка" с. Крымская Роза Белогорского района Республики Крым (далее по тексту - учреждение) излишне выплаченных денежных средств в размере 25 555,92 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 23.12.2021 суд принял заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства, привлек к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Бендер Анну Леонидовну.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 16.02.2022 в порядке с части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21 июня 2022 года в удовлетворении требований Фонда отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела поскольку переплата возникла по причине недобросовестного исполнения страхователем своих трудовых обязанностей.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе
До начала судебного разбирательства от учреждения и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу, согласно которых просят обжалуемое решение оставить без изменений.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, учреждение состоит на учете в качестве страхователя в Филиале N 14 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым и является работодателем Бендер А.Л.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 27.11.2019 отменено решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 03.07.2019, принятого по иску Бендер Анны Леонидовны о взыскании с учреждения заработной платы за сверхурочную работу, с учреждения в пользу истца взыскана задолженность по заработной плате за сверхурочную работу в размере 9551,23 руб., компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 5947,16 руб., компенсация морального вреда в размере 3 000,00 руб.
03.03.2021 учреждение направило в адрес филиала Фонда письмо N 28/04-05 о проведении перерасчета пособий в связи с уточнением среднего заработка за 2015-2016 гг.
10.03.2021 учреждением филиалу Фонда предоставлены реестры для перерасчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Филиалом Фонда проведены перерасчеты пособий по беременности и родам за период с 16.03.2019-02.08.2019 (б/л 333548093772) и по беременности и родам с 03.08.2019-18.08.2019 (б/л 333532039061) и по уходу за ребенком до 1,5 лет.
В дальнейшем филиалом Фонда выявлена переплата в размере 22934,80 руб. (по ЛН N 333548093772) и 2 621, 12 руб. (по ЛН 333532039061), всего - 25 555,92 руб.
22.03.2021, 25.08.2021 и 26.10.2021 филиалом Фонда в адрес учреждения направлены письма о необходимости возмещения расходов, излишне понесенных Фондом в связи с неверно предоставленными учреждением сведениями по заработной плате за расчетный период.
В связи с неисполнением учреждением в установленный срок указанных требований, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Фондом не доказана противоправность поведения и вина учреждения, а также не установлена причинно- следственная связь между действиями учреждения и неблагоприятными последствиями, возникшими у Фонда.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Исходя из статьи 22 Закона N 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 установлено, что с 01.01.2015 в реализации пилотного проекта участвует Республика Крым, г. Севастополь.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Положения выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в срок, предусмотренный данным пунктом.
На основании представленных страхователем документов филиалом N 14 Фонда назначено и выплачено пособие по беременности и родам за период с 16.03.2019 по 02.08.2019 Бендер А.Л. в размере 203 644,00 руб., пособие по беременности и родам (дополнительные 16 дней) за период с 03.08.2019 по 18.08.2019 назначено и выплачено 23 273,60 руб.
10.03.2021 страхователем предоставлен электронный реестр сведений на перерасчёт пособия Бендер А.Л. В результате перерасчета Фондом выявлена переплата.
Нормы, регулирующие возврат излишне выплаченного пособия, исходя из совокупности норм Закона N 255-ФЗ и Положения, направлены прежде всего на исключение недобросовестного поведения страхователя и застрахованного лица. При этом принудительное взыскание возможно исключительно путем применения норм о гражданско-правовой ответственности.
Так, согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда необходимо наличие следующих обязательных условий: наличие вреда (его размер); противоправное поведение лица, причинившего вред; причинная связь между противоправными действиями лица, причинившего вред, и вредом, вина лица, противоправно причинившего вред (в необходимых случаях).
Вместе с тем в настоящем случае таких обстоятельств не усматривается.
В соответствии с п. п. 2, 3, п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ и п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, страховщики обязаны проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п. 8 ст. 431 Налогового кодекса РФ проверка правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проводятся территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно п. 27 - 29 раздела VI Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования РФ" контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.
Как верно отмечено судом первой инстанции, подтверждения того, что страхователем в адрес Фонда при направлении электронных реестров для оплаты пособий по беременности и родам на основании больничных листов N 333548093772 и N 333532039061 были представлены какие-либо недостоверные, либо не полные сведения заявителем не представлено.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований полагать, что учреждением были совершены виновные действия, направленные на излишнее начисление и выплату пособий застрахованному лицу, выражающиеся в сокрытии или представлении недостоверных сведений, а также не установлена причинно-следственная связь между действиями учреждения и неблагоприятными последствиями, возникшими у Фонда.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Фонда.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 июня 2022 года по делу N А83-25528/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-25528/2021
Истец: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "РОЗОЧКА" С. КРЫМСКАЯ РОЗА БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: БЕНДЕР АННА ЛЕОНИДОВНА