г. Тула |
|
3 ноября 2022 г. |
Дело N А23-1092/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.11.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Дайнеко М.М. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., при участии от ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (Калужская область, г. Калуга, ОГРН 1094027005071, ИНН 4027096522) - Гавриковой М.Н. (доверенность от 17.01.2022), в отсутствие истца - Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области (Калужская область, г. Калуга, ОГРН 1154028002204, ИНН 4028060590), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Арбитражного суда Калужской области от 17.08.2022 по делу N А23-1092/2022 (судья Бураков А.В.),
УСТАНОВИЛ:
Управление по охране объектов культурного наследия Калужской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - агентство) о возложении на ответчика обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования объекта культурного наследия, а именно: организовать проведение работ по консервации объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Воронцовой-Дашковой" XIX в. (Ворота кирпичные (реестровый номер: П12420002788), Разрушенное здание флигеля 1 (реестровый номер: П12420002883), Разрушенное здание флигеля 2 (реестровый номер: П12420002882), Разрушенное здание театра (реестровый номер: П12420002881), расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое, в порядке статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Закон N 73-ФЗ)" в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, совершив следующие действия:
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 47.2 ФЗ-73 обратиться в управление с заявлением о составлении акта технического состояния объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Воронцовой-Дашковой", XIX в. (Ворота кирпичные (реестровый номер: П12420002788), Разрушенное здание флигеля 1 (реестровый номер: П12420002883), Разрушенное здание флигеля 2 (реестровый номер: П12420002882), Разрушенное здание театра (реестровый номер: П12420002881), расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое;
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ФЗ-73 обратиться в управление с заявлением о выдаче задания на проведение консервационных работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба ВоронцовойДашковой", XIX в. (Ворота кирпичные (реестровый номер: П12420002788), Разрушенное здание флигеля 1 (реестровый номер: П12420002883), Разрушенное здание флигеля 2 (реестровый номер: П12420002882), Разрушенное здание театра (реестровый номер: П12420002881), расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое;
3. Обеспечить разработку проектной документации на проведение консервационных работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Воронцовой-Дашковой", XIX в. (Ворота кирпичные (реестровый номер: П12420002788), Разрушенное здание флигеля 1 (реестровый номер: П12420002883), Разрушенное здание флигеля 2 (реестровый номер: П12420002882), Разрушенное здание театра (реестровый номер: П12420002881), расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое, в специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
4. Заключить с подрядной организацией договор на производство консервационных работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Воронцовой-Дашковой", XIX в. (Ворота кирпичные (реестровый номер: П12420002788), Разрушенное здание флигеля 1 (реестровый номер: П12420002883), Разрушенное здание флигеля 2 (реестровый номер: П12420002882), Разрушенное здание театра (реестровый номер: П12420002881), расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое, в соответствие с проектной документацией;
5. Заключить с проектной организацией договор на осуществление авторского надзора и научного руководства за проведением консервационных работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Воронцовой-Дашковой", XIX в. (Ворота кирпичные (реестровый номер: П12420002788), Разрушенное здание флигеля 1 (реестровый номер: П12420002883), Разрушенное здание флигеля 2 (реестровый номер: П12420002882), Разрушенное здание театра (реестровый номер: П12420002881), расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое;
6. Заключить с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, договор на осуществление технического надзора за проведением консервационных работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Воронцовой-Дашковой", XIX в. (Ворота кирпичные (реестровый номер: П12420002788), Разрушенное здание флигеля 1 (реестровый номер: П12420002883), Разрушенное здание флигеля 2 (реестровый номер: П12420002882), Разрушенное здание театра (реестровый номер: П12420002881), расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое,;
7. Организовать приемку работ с участием управления по окончанию проведения консервационных работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Воронцовой-Дашковой", XIX в. (Ворота кирпичные (реестровый номер: П12420002788), Разрушенное здание флигеля 1 (реестровый номер: П12420002883), Разрушенное здание флигеля 2 (реестровый номер: П12420002882), Разрушенное здание театра (реестровый номер: П12420002881), расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое,.
Решением суда от 17.08.2022 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе агентство просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на неправильное применение судом статей 47.2 и 47.6 Закона N 73-ФЗ и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что компетенция агентства не включает полномочий по проведению ремонтных работ, перечень которых не подтвержден экспертным заключением. Обращает внимание на отсутствие у агентства соответствующего финансирования.
В отзыве управление просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылаясь на часть 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ, сообщает о наличии у управления права на обращение в суд с иском о понуждении к исполнению обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. Информирует, что открытыми для всеобщего доступа сведениями подтверждается право собственности Российской Федерации на спорные объекты культурного наследия; полномочия собственника в силу пункта 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, осуществляет ответчик. Указывает, что агентством оформлены акты технического состояния объекта культурного наследия от 09.10.2017 N 368, N 369, N 370, N 371, согласно которым ответчик обязуется провести ремонтно-реставрационные работы в период с 2017 по 2020 год.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела в сети Интернет, в суд представителя не направил. С учетом мнения представителя ответчика судебное заседание проводилось в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" здания, расположенные по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое, являются объектами культурного наследия федерального значения "Усадьба Воронцовой-Дашковой", XIX в.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.11.2016 N 60346-р "О регистрации объекта культурного наследия федерального значения" указанные объекты включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный N 401620645880006.
Приказами управления от 09.04.2019 N 60, от 17.03.2020 N 61, от 29.04.2019 N 95 утверждены границы и режим использования территории объекта культурного наследия; предмет охраны указанного объекта. В границы объекта культурного наследия входят: здание театра, северный и южный флигели, ворота.
Согласно выпискам из ЕГРН право собственности на объекты зарегистрировано за Российской Федерации, а именно:
1. Ворота, площадью 17,6 кв. метров, кадастровый номер 40:07:182301:206, по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое, усадьба Воронцовой-Дашковой, д. 42Б);
2. Разрушенное здание флигеля 1, площадью 631,9 кв. метров, кадастровый номер 40:07:182301:208, по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое, усадьба Воронцовой-Дашковой, д. 42Б;
3. Разрушенное здание флигеля 2, площадью 489,2 кв. метров, кадастровый номер 40:07:182301:205, по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое, усадьба Воронцовой-Дашковой, д. 42В;
4. Разрушенное здание театра, площадью 654,9 кв. метров, кадастровый номер 40:07:182301:207, по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое, усадьба Воронцовой-Дашковой, д. 42А.
Согласно общедоступным сведениям, размещенным на сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом (www.rosim.ru), указанные объекты находятся в реестре федерального имущества с реестровыми номерами П12420002788; П12420002883; П12420002882 и П12420002881 соответственно.
На основании пункта 5.2 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
На территории Калужской области данные полномочия осуществляет ответчик в соответствии с Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 471.
В отношении спорных объектов культурного наследия ответчиком оформлены акты технического состояния от 09.10.2017 N 368, 369, 370, 371, согласно которым он обязался провести ремонтно-реставрационные работы в период с 2017 по 2020 год.
В период с 06.11.2018 по 03.12.2018 управлением, на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 06.11.2018 N 65-2018 проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Воронцовой-Дашковой", XIX в., расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое, в ходе которых установлено неудовлетворительное состояние федерального имущества и нарушение требований законодательства об объектах культурного наследия, а именно:
пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ - требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер;
подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 ФЗ-73 - осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
подпункта 7 пункта 1 статьи 47.3 ФЗ-73 - незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
подпункта 8 пункта 1 статьи 47.3 ФЗ-73 - не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
По результатам контрольных мероприятий в отношении ответчика вынесено предписание от 03.12.2018 N 65-2018 об устранении нарушений, с указанием на необходимость выполнить консервационные работы в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Воронцовой-Дашковой, XIX в." (каменные ворота, южный флигель, северный флигель, здание театра), расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Троицкое, с соблюдением требований статьи 45 Закона N 73-ФЗ в срок до 01.09.2019.
В связи с неисполнением указанного предписания, постановлением Калужского районного суда Калужской области от 19.11.2019 по делу N 5-978/2019 агентство признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 18 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях, с назначением штрафа в размере 50 000 рублей.
01.10.2019 управлением вынесено повторное предписание от N 65/1-2018 об устранении нарушений, выявленных в результате контрольных мероприятий, с требованием выполнить консервационные работы в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Воронцовой-Дашковой, XIX в." (каменные ворота, южный флигель, северный флигель, здание театра), с соблюдением требований статьи 45 Закона N 73-ФЗ в срок до 01.06.2020.
В связи с неисполнением указанного предписания, постановлением Калужского районного суда Калужской области от 06.08.2020 по делу N 5-1749/2020 агентство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 19 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях, с назначением штрафа в размере 200 000 рублей.
Поскольку требования повторного предписания ответчиком исполнены не были, состояние объекта культурного наследия является аварийным, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Законом N 73-ФЗ.
В силу статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.
Согласно статье 41 Закона N 73-ФЗ - консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, изложен в статье 45 Закона N 73-ФЗ.
Положениями пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона N 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного Закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом N 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Таким образом, в силу статей 47.2, 47.3 и 47.6 Закона N 73-ФЗ именно собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязаны обеспечивать сохранность объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, отнесены исключительно к федеральной собственности.
В данном случае спорный объект культурного наследия федерального значения находится в собственности Российской Федерации, расположен на территории Калужской области.
В соответствии с положением о МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 471, ответчик осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором последнее осуществляет свою деятельность.
При таких обстоятельствах, именно агентство является надлежащим ответчиком по делу (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.04.2021 по делу N А23-2741/2019).
Ссылка заявителя на то, что суд неправильно применил статьи 47.2 и 47.6 Закона N 73-ФЗ, сделав выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, не принимается судом апелляционной инстанции с учетом вышеуказанных норм, устанавливающих не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, но и мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, а также предусматривающих круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 по делу N 305-ЭС17-17543, пункт 23 Обзора судебной практики N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
Уклонение от проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является неисполнением обязательства по его сохранению, которое может привести к его утрате.
Довод ответчика о том, что перечень мероприятий не подтвержден, отклоняется, поскольку в предписании (акте технического состояния, ином акте) об устранении выявленных нарушений не должны указываться конкретные мероприятия, подлежащие проведению в целях устранения выявленных нарушений. При невозможности самостоятельного совершения действия, непосредственно направленных на устранение выявленных нарушений, ответчик не лишен возможности принятия организационных мер, направленных на их устранение.
Указание заявителя на отсутствии у него соответствующего финансирования не принимается судом, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда от 15.08.2016 N 305-КГ16-9753, отсутствие финансирования работ не является основанием для освобождения организации, принявшей на себя определенные обязательства, от исполнения требования законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 17.08.2022 по делу N А23-1092/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1092/2022
Истец: Управление по охране объектов культурного наследия Калужской области
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленских областях