г.Москва |
|
22 апреля 2024 г. |
N А40-211953/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.Л.Захарова,
судей И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Леликовым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2024 по делу N А40-211953/23
по заявлению ТУ Росимущества в городе Москве (ОГРН: 1097746349535, ИНН: 7708701670)
к Управлению Росреестра по г. Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745),
третье лицо - ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) (ИНН: 7715027733)
о признании незаконным решения
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Абдуллаева А.А.к. по доверенности от 22.10.2023,
от заинтересованного лица: Хрипун А.С. по доверенности от 15.01.2024,
от третьего лица: Кузьменко Э.В. по доверенности от 29.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Росимущества в г.Москве (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - управление, ответчик) с заявлением о:
- признании незаконным решения, выраженного в уведомлении об отказе от 24.01.2023 N КУВД-001/2022-16407452/9.
Решением от 16.01.2024 решение Управления Росреестра по Москве от 24.01.23 N КУВД-001/2022- 16407452/9 - признать незаконным и отменить.
Суд обязал Управление Росреестра по Москве произвести действия по кадастровому учету по заявлению от 19.04.22 N КУВД-001/2022-16407452 и представленным документам в установленном законодательством о регистрации объектов недвижимости порядке и сроки.
Ответчик не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Прибывший в судебное заседание представитель апеллянта поддержала доводы жалобы.
Прибывший в судебное заседание представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен по доводам представленного отзыва, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица поддержал правовую позицию заявителя.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет транспорта" обратилось с заявлением о государственном кадастровом учете от 19.04.2022 N MFC-05 5 8/2022-659601-1 в части изменений основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в отношении нежилого здания, расположенного по адресу:
- г. Москва, ул. Образцова 9, стр.2, кадастровый номер 77:02:0024028:1009.
Уведомлением Управления Росреестра по г. Москве N КУВД - 001/2022- 16407452/1 от 27.04.2022 государственный кадастровый учет объекта недвижимости был приостановлен.
Во исполнение требований, указанных в Уведомлении Росреестра по Москве от 27.04.2022 исполнителем подготовлен исправленный технический план, который повторно направлен на рассмотрение в Управление Росреестра по Москве.
Уведомлением от 27.12.2022 N КУВД - 001/2022-16407452/5 отдел государственного кадастрового учета и регистрации прав Управления Росреестра по Москве сообщил о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, указанных в Уведомлении от 27.04.2022 по основаниям, изложенным в названном уведомлении.
Уведомлением от 24.01.2023 N КУВД - 001/2022-16407452/9 Управление Росреестра по г. Москве сообщило об отказе государственного кадастрового учета.
Не согласившись с данными решениями, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое решение Управления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с ч. 12 ст. 29 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Как следует из материалов дела, здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0024028:9.
Здание состоит из трех контуров - подземного, наземного и надземного.
Согласно данным сведений ЕГРН, площадь здания составляет 6733,6 кв.м.
Данная площадь не может быть определенной согласно Приказа Росреестра от 23.10.2020 N П/0393, так как в нее не вошла площадь технического этажа и технического подполья.
Согласно данным экспликации к поэтажному плану здания от 10.03.2021 подготовленной ГБУ Московское городское бюро технической инвентаризации, площадь здания, определенная как сумма площадей комнат (нежилых помещений), входящих в состав здания составляет 8308,9 кв.м., кроме того, комнат (помещений) не входящих в общую площадь здания - 360,0 кв.м.
Сделан запрос в ГБУ МосгорБТИ о соответствии площадей, на который получен ответ от 15.11.2021 N б/н в котором дано объяснение в результате чего произошло увеличение площади здания, а именно изменение общей площади произошло в результате учета изменений при проведении текущей инвентаризации, а также, включения в общую площадь здания площади технического этажа и технического подполья.
Площадь, указанная в выписке ЕГРН (6733,6 кв.м.) не соответствует правилам подсчета общей площади в соответствии с Приказом Росреестра N П/0393 от 23.10.2020, так как не включала в себя площадь помещений технического этажа и технического подполья.
В здании, в отношении которого проводятся кадастровые работы, выполнены строительно- монтажные работы по перепланировке, переустройству перегородок в существующем объеме здания.
Все работы по перепланировке выполнены в соответствии с проектами:
1) 1 этаж и подвал - проект перепланировки и переустройства объекта капитального строительства, разработанного ООО "Сфера-Групп", шифр 1010-9-АР от 2020;
2) 2 этаж и 3 этаж - проект перепланировки и переустройства объекта капитального строительства, разработанного ООО "Стихия 01" шифр ГУК-8/2-2021- АР, ГУК-8/3-2021-АР от 2021;
3) 4 этаж, 5 этаж, технический этаж - проект перепланировки и переустройства объекта капитального строительства, разработанного ООО "Архитектурное наследие" шифр СК-20-04-АС от 2020. Технические решения, принятые в проекте, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других законов, норм, правил и стандартов, действующих на территории РФ и обеспечивают безопасность для жизни и здоровья людей, эксплуатирующих объект, при соблюдении предусмотренных в проекте переустройства (перепланировки) мероприятий в соответствии с п. 17 ч. 4 ст. 51 ГК РФ, не нарушающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Переустройство сохраняет без изменения основные инженерные коммуникации: стояки отопления, водоснабжения, канализации, магистральную электропроводку. Заказчиком предоставлены технические отчеты по результатам обследования строительных конструкций на: 1 и подвальный этаж, подготовленный ООО "Стройсервис модерн" шифр 1010-9-ТО; на 2 и 3 этажи, подготовленный ООО "Стихия 01" Шифр: ГУК-8/2-2021-ОСК, Шифр: ГУК-8/3-2021- ОСК; на 4, 5 и технический этажи, подготовленный ООО "ЕСК" Шифр: 2020/ПР-239- ОСК.
По окончании работ предоставлен акт о приёмке в эксплуатацию объекта, законченного капитальным ремонтом от 20.12.2021 N б/н.
В соответствии с п. 49 Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (Требования), площадь здания определяется в соответствии с требованиями к определению площади здания, установленными на основании ч. 13 ст. 24 ФЗ N 218-ФЗ.
Площадь объекта определена в соответствии с п. 5 п. 8.3 Приказа Росреестра от 23.10.2020 года N П/0393.
Площадь здания после проведенных строительно-монтажных работ, определенная как сумма площадей комнат, входящих в состав здания, составила (в соответствии с проектными документами):
- подвал 1096,7 кв.м. (подвал) +1189,2 кв.м. (1 этаж) + 1191,3кв.м. (2 этаж)+ 1313,0 кв.м. (3 этаж)+ 1271,8 кв.м. (4 этаж)+ 1372,4 кв.м. (5 этаж)+ 934,0 кв.м. (технический этаж)= 8368,4 кв.м.
Данная площадь определена как сумма площадей комнат, входящих в состав здания.
На основании проведения кадастровых работ в площадь здания были включены площади комнат технического подполья (ранее не включенные в состав здания 360,0 кв.м.), так как в них расположены проходы для обслуживания коммуникаций, а также комнаты, расположенные на техническом этаже с высотой потолков выше 1,8 м.
Таким образом площадь здания составила 8668,9 кв.м. (8308,9+360,0) - согласно справки БТИ от 15.11.2021 N б/н. Заказчиком предоставлено Заключение о соответствии, подготовленное ООО "ЭНКОТ" от 2022.
Для учета произошедших изменений и государственной регистрации прав Территориальным управлением в Управление Росреестра по Москве предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по регистрации права собственности, соответствующие требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 5 ст. 21 N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 данного ФЗ и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что Управление Росреестра по Москве во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении Территориального управления Росимущества в г.Москве оспариваемого решения.
Заявителем Управлению были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности города Москвы, соответствующие требованиям действующего законодательства, у Управления не имелось предусмотренных Законом N 218-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК суд первой инстанции правомерно обязал Управление произвести действия по кадастровому учету и регистрации права собственности по заявлению и представленным документам в установленном законодательством о регистрации объектов недвижимости порядке и сроки.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Территориального управления Росимущества в г.Москве подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с ч.4 ст. 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2024 по делу N А40-211953/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-211953/2023
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА"