г. Самара |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А65-8703/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел посредством веб-видеоконференц-связи в режиме "Онлайн-заседания" в открытом судебном заседании в зале N 6, в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" и Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 августа 2022 года по делу N А65-8703/2022 (судья Хамидуллина Л.В.), |
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ротор" (ОГРН 1181690025000, ИНН 1659189462), г.Казань к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, г.Казань о признании незаконным действия и обязании, с участием в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Ротор" - посредством веб-видеоконференц-связи в режиме "Онлайн-заседания" представителя Панова В.А. (доверенность от 17.12.2021), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ротор" (далее - ООО "Ротор", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее - МКУ "Исполком г.Казани") и Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным действия МКУ "Исполком г.Казани" как уполномоченного органа Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани по отказу от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:070118:2591 в редакции протокола разногласий от 30.12.2021 и обязании МКУ "Исполком г.Казани" как уполномоченного органа Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:070118:2591 в редакции протокола разногласий от 30.12.2021.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2022 по делу N А65-8703/2022 заявленные требования удовлетворены.
Действия МКУ "Исполком г.Казани" по отказу от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:070118:2591 в редакции протокола разногласий от 30.12.2021 признаны незаконными.
На МКУ "Исполком г.Казани" возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ротор", путем заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:070118:2591 в соответствии с порядком, установленным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 N 827 (в редакции от 15.02.2013 и 10.03.2015), действовавшим на дату обращения заявителя с заявлением от 27.01.2021.
МКУ "Исполком г.Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани в апелляционной жалобе просят отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апеллянты полагают, что обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Подробно позиция МКУ "Исполком г.Казани" и Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани изложена в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст.121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ООО "Ротор" отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
Представитель ООО "Ротор", принимавший участие в судебном заседании посредством веб-видеоконференц-связи в режиме "Онлайн-заседания", отклонил апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей МКУ "Исполком г.Казани" и Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Ротор" на праве собственности принадлежит нежилое здание кузнечного цеха с кадастровым номером 16:50:070118:96, расположенное по адресу: г.Казань, ул.Роторная, д.1.
Вышеуказанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:50:070118:2591, который был образован из земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:070118:1201 и 16:50:070118:923, и поставлен на кадастровый учет 21.01.2021.
С целью приобретения в собственность земельного участка, необходимого для использования кузнечного цеха, в соответствии с п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) 27.01.2021 общество обратилось в МКУ "Исполком г.Казани" с заявлением о предоставлении в собственность указанного выше земельного участка без проведения торгов.
Не получив ответа на указанное заявление, общество 23.06.2021 повторно обратилось в МКУ "Исполком г.Казани" с аналогичным заявлением.
По итогам рассмотрения заявления от 23.06.2021, МКУ "Исполком г.Казани" был подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка N 28108 с кадастровым номером 16:50:070118:2591 и в установленном порядке направлен обществу на подпись.
В соответствии с условиями договора купли-продажи земельного участка N 28108 цена земельного участка составляет 14 383 978 руб. 40 коп., которую Покупатель должен оплатить в течение 30 дней с момента подписания настоящего договора Продавцом (пункты 2.1-2.2 договора).
Подлежащая оплате сумма определена в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2021 N 124) и составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка.
ООО "Ротор", не согласившись с условием о размере платы за выкупаемый земельный участок, направил в адрес МКУ "Исполком г.Казани" заявление от 11.01.2022, в котором просил установить цену продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:070118:2591 в размере 17-ти кратной ставки земельного налога, представив на подпись протокол разногласий.
Письмом N 373/КЗИО-ИСХ от 18.01.2022 МКУ "Исполком г.Казани" отказало в согласовании протокола разногласий.
Отказ мотивирован тем, что Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2021 N 124 внесены изменения в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым цена земельного участка устанавливается в размере 100 % кадастровой стоимости земельного участка, при этом указано, что поскольку ранее спорный земельный участок в аренду обществу не предоставлялся, его продажа не может быть осуществлена с установлением 17-ти кратной ставки земельного налога.
ООО "Ротор", полагая, что действия МКУ "Исполком г.Казани", выразившиеся в отказе от заключения договора купли-продажи с установлением цены в размере 17-ти кратной ставки земельного налога, являются незаконными, противоречат закону и нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, при этом указав, что заявление, поданное в порядке п.2 ст.39.3 ЗК РФ от 27.01.2021 не было рассмотрено уполномоченным органом, что и вызвало необходимость повторного направления заявления от 23.06.2021.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие); обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
Частью 2 статьи 15 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего кодекса.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 поименованного кодекса.
Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1).
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и принимает одно из указанных в данной статье решений.
При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет принятое решение заявителю. В решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 16:50:070118:2591 был образован из земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:070118:1201 и 16:50:070118:923 на основании заявления общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 20.10.2020 и издания Исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани соответствующего Постановления N 3960 от 29.12.2020. Вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 16:50:070118:2591 был поставлен обществом на кадастровый учет 21.01.2021.
Таким образом, с учетом указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации общество как собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости. Данный факт уполномоченным органом не оспаривается и подтверждается его согласием на продажу земельного участка в виде подготовленного проекта договора купли-продажи земельного участка.
Пункт 2 статьи 39.4 ЗК РФ предусматривает, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Правила определения размера платы при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов, находящихся в собственности публично-правовых образований и отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, устанавливаются соответствующими нормативно-правовыми актами того или иного публично-правового образования.
В Республике Татарстан указанным нормативным актом является Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 827).
Как установлено судом первой инстанции, цена продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:070118:2591 была определена МКУ "Исполком г.Казани", в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 827 в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2021 N 124, пунктом 1 которого предусмотрено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, цена земельного участка устанавливается в размере 100 процентов кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент поступления обращения собственника здания, сооружения либо помещений в них, расположенных на таком земельном участке.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 827 в редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.02.2013 N 105 и 10.03.2015 N 138, действовавшей на дату обращения общества с заявлением в уполномоченный орган от 27.01.2021, цена земли, применяемая в Республике Татарстан для определения стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений (далее - земельные участки), составляет семнадцатикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка - в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, верно исходил из того, что изначально заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:070118:2591 в собственность без проведения торгов в соответствии с п.2 ст.39.3 ЗК РФ после его образования и постановки на кадастровый учет было подано обществом 27.01.2021, то есть до внесения изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 827, которым был изменен порядок определения стоимости продажи земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости. Доказательств того, что в установленном законом порядке в 30-дневный срок данное заявление общества было рассмотрено МКУ "Исполком г.Казани", материалы дела не содержат.
В ходе рассмотрения настоящего заявления, МКУ "Исполком г.Казани" в материалы дела был представлен отказ в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:070118:2591, изложенный в письме от 25.02.2021 N 2830/КЗИО-ИСХ, якобы принятый по итогам рассмотрения поданного обществом 27.01.2021 заявления.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно признал его ненадлежащим доказательством рассмотрения поданного обществом 27.01.2021 заявления в порядке п.5 ст.39.17 ЗК РФ, поскольку доказательств его направления в адрес ООО "Ротор" в материалы дела не представлено и таковые вовсе отсутствуют, о чем пояснил представитель МКУ "Исполком г.Казани" в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, неправомерные действия МКУ "Исполком г.Казани" по нерассмотрению в установленный срок заявления общества от 27.01.2021, повлекли необходимость повторного направления последним заявления аналогичного содержания, а также лишили заявителя права на оспаривание изложенных в указанном письме оснований, послуживших к отказу в заключении договора купли-продажи по заявлению от 27.01.2021.
Установив, что заявление общества от 27.01.2021 не было рассмотрено МКУ "Исполком г.Казани" должным образом, что в свою очередь повлекло наступление негативных последствий для ООО "Ротор" в виде необходимости направления 23.06.2022 повторного заявления, по результатам рассмотрения которого был подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка N 28108 с установлением цены спорного земельного участка в соответствии с положениями Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 827, в редакции от 12.03.2021, тогда как применению подлежали нормы об установлении 17-кратной ставки земельного налога при продаже спорного земельного участка, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что действия МКУ "Исполком г.Казани" противоречат закону и нарушают права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем признал их незаконными.
В качестве правовосстановительной меры, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правильно посчитал необходимым обязать МКУ "Исполком г.Казани" осуществить продажу ООО "Ротор" земельного участка с кадастровым номером 16:50:070118:2591 в соответствии с порядком, установленным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 N 827 (в редакции от 15.02.2013 N 105 и 10.03.2015 N 138), действовавшим на дату обращения общества с заявлением от 27.01.2021.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные требования правомерно удовлетворены судом.
Доводам МКУ "Исполком г.Казани" и Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом требований статьи 71 АПК РФ, не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе МКУ "Исполком г.Казани" и Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани фактически сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие МКУ "Исполком г.Казани" и Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 августа 2022 года по делу N А65-8703/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8703/2022
Истец: ООО "Ротор", г.Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, г.Казань, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань