г. Томск |
|
3 ноября 2022 г. |
Дело N А45-16266/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилфонд" (N 07АП-9570/2022) на решение от 23.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16266/2022 (судья Наумова Т.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилфонд", г. Черепаново (ИНН 5440110772) к Прокурору Черепановского района Новосибирской области Прокуратуры Новосибирской области о признании незаконным представление от 04.03.2022 Прдр-20500038-105-22/-20500038,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ЮрСиб", общество с ограниченной ответственностью КС "Восток-Запад".
В судебном заседании принял участие представитель Прокуратуры Новосибирской области: Семенова О.О. по доверенности от 25.10.2022 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилфонд" (далее - заявитель, общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Прокурору Черепановского района Новосибирской области Прокуратуры Новосибирской области (далее - Прокуратура) с требованием о признании недействительным представление от 04.03.2022 Прдр20500038-105-22/-20500038.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "ЮрСиб" (далее - ООО "ЮрСиб") и КС "ВостокЗапад" (далее - ООО КС "ВостокЗапад", теплоснабжающие организации).
Решением от 23.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требовании отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что фактические взаимоотношения с осени 2020 года по декабрь 2021 года между теплоснабжающими организациями, ООО УК "Жилфонд" и потребителями тепловой энергии (собственниками помещений многоквартирных домов) свидетельствуют о своевременном допуске в эксплуатацию узлов, учета тепловой энергии в указанные отопительные периоды и необоснованное (незаконное) непринятие теплоснабжающими организациями показаний приборов учета тепловой энергии за период с января 2021 года по ноябрь 2021 года при расчетах фактического потребления тепловой энергии многоквартирными домами в 2021 году.
В процессе рассмотрения заявленных ООО УК "Жилфонд" требований лицами, участвующими в деле, не поставлено под сомнение или выражено несогласие с тем, что рассматриваемые узлы учета были ранее введены в эксплуатацию. В материалы дела представлены акты периодической проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя, датированные осенью 2021 года - что подтверждает отсутствие спора о факте ввода в эксплуатацию узлов учета.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), прокуратура с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы своего отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса, в судебное заседание апелляционного суда не явились. Дело подлежит рассмотрению в их отсутствие на основании статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя прокуратуры, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившими обращениями граждан прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по обращениям жителей многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: г. Черепаново, ул. Социалистическая 16, микрорайон Северный, 2, Микрорайон, 10, 13, 16.
В ходе проверки установлено, что управление указанными многоквартирными жилыми домами, которые оборудованы приборами учета тепловой энергии, осуществляется ООО УК "Жилфонд".
До осени 2020 года услуги по теплоснабжению в г. Черепаново осуществляли теплоснабжающие организации ООО "Теплосеть-Восточная" и ООО "ТеплосетьЗападная".
В 2020 году в рамках реализации концессионных соглашений на территории г. Черепаново в эксплуатацию введены вновь созданные и реконструированные газовые котельные, теплоснабжающие организации сменились.
Котельные, которые ранее обслуживались ООО "Теплосеть-Восточная" и ООО "Теплосеть-Западная", выведены из эксплуатации.
Теплоснабжение города Черепаново со второй половины 2020 года осуществляют ООО "КС Восток-Запад" и ООО "ЮрСиб".
В 2020 году приборы учета в названных домах не вводились в эксплуатацию, акты ввода в эксплуатацию не составлялись и не подписывались.
В начале отопительного сезона 2020-2021 г.г. теплоснабжающими организациями ООО "КС Восток-Запад" и ООО "ЮрСиб" обнаружено несоответствие приборов учета требованиям законодательства, а именно, отсутствовала проектная документация, паспорта на используемые датчики и вычислители, недостаток датчиков.
Об этих фактах была уведомлена управляющая компания ООО УК "Жилфонд".
В 2021 году показания приборов учета не были приняты теплоснабжающими организациями к расчетам фактического потребления тепловой энергии, поскольку были введены в эксплуатацию только в ноябре 2021 года.
В связи с этим за период с января по октябрь 2021 года за фактический отпуск тепловой энергии на отопление жилых домов приняты расчетные данные, в которых используются нормативы потребления, установленные Департаментом по тарифам Новосибирской области, а с ноября по декабрь 2021 года по общедомовым приборам учета.
В январе 2022 года произведена корректировка начислений платы за отопление, поставленное за январь-октябрь 2021 года, по нормативу потребления в сторону увеличения в соответствии с действующим законодательством, а с ноября по декабрь 2021 года в соответствии с фактическим потреблением по приборам учета.
Указанные нарушения, по мнению прокуратуры, стали возможными в связи с ненадлежащей организацией деятельности ООО УК "Жилфонд" при управлении многоквартирными домами.
В связи с выявленными нарушениями прокурор района полагает возможным провести служебную проверку в отношении лица, допустившего выявленные нарушения. О результатах принятого решения по вопросу проведения служебной проверки, а также о рассмотрении вопроса о возможности привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке предложено сообщить в ответе на представление от 04.03.2022 года N ПРДР-20500038-105-22/20500038, которым прокурор района требует:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление.
2. В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению и недопущению нарушений закона, причин и условий им способствующих.
3. О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в месячный срок.
4. Настоящее представление рассмотреть с обязательным участием представителя прокуратуры района. О дате и времени рассмотрения уведомить прокурора района.
Не согласившись с вынесенным представлением, считая его незаконным, необоснованным и не отвечающим требованиям действующего законодательства, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представление вынесено в пределах полномочий, не нарушает прав и законных интересов заявителя и соответствует фактическим обстоятельствам, направлено на недопущение нарушений в будущем.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в пункте 1 статьи 21, пункте 3 статьи 22, статьях 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.
В связи с чем представление прокурора может быть обжаловано по правилу главы 24 АПК РФ.
Из пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) следует, что обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии лежит на управляющей организации.
Согласно пункту 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) под вводом в эксплуатацию узла учета понимается процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
В силу положений пунктов 41 и 42 теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя. В случае если в указанный срок теплоснабжающая организация не выдаст технические условия или выдаст технические условия, не содержащие сведений, установленных настоящими Правилами, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета в соответствии с настоящими Правилами, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию.
В силу положений пунктов 41 и 42 теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя. В случае если в указанный срок теплоснабжающая организация не выдаст технические условия или выдаст технические условия, не содержащие сведений, установленных настоящими Правилами, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета в соответствии с настоящими Правилами, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию.
В соответствии с пунктом 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (пункты 62-72 Правил).
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется.
В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению.
Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.
Теплоснабжение города Черепаново со второй половины 2020 года осуществляют ООО "КС Восток-Запад" и ООО "ЮрСиб".
Доказательства того, что в 2020 году и ранее установленные в спорных МКД приборы учет вводились в эксплуатацию со сторона общества суду не представлены, акты ввода в эксплуатацию не составлялись и не подписывались.
Представленными в материалы дела письмами от 03.12.2020 N 243, от 01.09.2020 N бн подтверждено, что в начале отопительного сезона 2020-2021 г.г. теплоснабжающими организациями ООО "КС Восток-Запад" и ООО "ЮрСиб" были обнаружены несоответствие их требованиям законодательства, а именно отсутствовала проектная документация, паспорта на используемые датчики и вычислители, недостаток датчиков. Об этих фактах была уведомлена управляющая компания ООО УК "Жилфонд".
Доказательства того, что установленные приборы учета соответствовали предъявляемым требованиям, что условия установки приборов учета не требовали разработки и согласования проектов, что приборы прошли поверку и имели паспорта, в материалы дела со стороны общества не представлены.
В материалы дела обществом представлен только паспорт на один прибор учета зав. N 696785, другие паспорта не представлены.
По результатам совещания в Администрации г. Черепаново 05.02.2021 с учетом сложившихся обстоятельств была создана комиссия для проверки приборов учета. По результатам были составлены акты осмотров в марте 2021 года, в которых отражены недостатки, в том числе, отсутствие опломбирования, отсутствие температурных графиков или несоответствие графиков проектам, отсутствие проектов, недостаток по составу оборудования (отсутствие сбросников, наличие одного расходометра, неработоспособность кранов, отсутствие заземления).
Недостатки узлов учета признавались обществом, что следует из ответа в прокуратуру согласно которому, "УК провела разъяснительную работу с жильцами каждого дома, оборудованного прибором учета о необходимости привести из в соответствие нормативным требованиям, что по решению собраний жильцов управляющая компания провела необходимые мероприятия по оснащению узлов учета тепловой энергии дополнительным оборудованием либо проектной документацией" (ответ от 21.02.2022 N 4).
Собрания собственников инициированы только в августе 2021 года, что следует из представленных в дело уведомлений собственников и протоколов собрания собственников об утверждении дополнительного тарифа на приведение приборов учета в соответствие.
Общество имело возможность обратиться при наличии правовых оснований для принятия приборов учета в эксплуатацию и необоснованных действиях теплоснабжающих организаций в суд с требованиями о понуждении последних к принятию необходимых действий и учету показаний приборов учета, однако, такие меры приняты не были. И, как указано выше, недостатки приборов учета (оборудования) имели место и находились в зоне ответственности общества как управляющей организации, доказательства принятия своевременных мер для обеспечения возможности учета показаний приборов учета в отопительном сезоне 2020-2021 г.г. со стороны общества в материалы дела не представлены.
Показания приборов учета за 2020 год теплоснабжающими организациями ООО "КС Восток-Запад" и ООО "ЮрСиб" были приняты к расчетам фактического потребления тепловой энергии по собственной инициативе с учетом рекомендации Администрации г. Черепаново по результатам совместных совещаний, но при этом не обязывали принять показания приборов учета по итогам 2021 года в отсутствии своевременных мер для принятия узлов учета в эксплуатацию.
Общество, как управляющая организация, должна выступать инициатором для принятия мер к приемке узлов учета, подтверждению достоверности показаний приборов учета, что было возможно осуществить еще по результатам осмотров в марте 2021 года, когда отопительный сезон еще не был завершен. Однако доказательства принятия меры к приведению оборудования узлов учета в надлежащее состояние отсутствуют, инициатива по проведению собраний собственников для сбора дополнительных средств проявлена только в августе 2021 года.
В 2021 году показания приборов учета не были приняты теплоснабжающими организациями к расчетам фактического потребления тепловой энергии, поскольку они были введены в эксплуатацию только в ноябре 2021 года, расчеты произведены до октября 2021 года по нормативам.
Доводы апеллянта о злоупотреблении правом со стороны теплоснабжающих организаций не обоснованы, поскольку организация действовали в рамках правового поля. Принятие ими показаний приборов учета за 2020 год к расчетам фактического потребления не предусмотрено законом и произошло по собственной инициативе.
Обладая информацией, полученной в рамках проведенной проверки, прокурор сообщил ООО УК "Жилфонд" о выявленных нарушениях, проинформировал в целях выявления причин и условий, способствовавших их совершению, для пресечения подобных нарушений впредь.
Закон о прокуратуре обязывает уполномоченное лицо рассмотреть представление и дать ответ прокурору в установленный срок (о согласии либо несогласии с доводами прокурора).
Представление не налагает каких-либо безусловных обязательств на управляющую компанию. Заявитель не утрачивает свою самостоятельность в определении порядка рассмотрения представления.
Требовательная часть представления не содержит перечень каких либо конкретных действий, которые обществу необходимо выполнить.
В представлении прокурор указывает на необходимость безотлагательно рассмотреть представление, принять меры и сообщить о них прокурору.
Сам по себе факт внесения представления с указанием на выявленные нарушения не повлек создание каких-либо неблагоприятных последствий для предпринимательской и экономической деятельности общества.
Материалами дела установлено отсутствие неблагоприятных последствий для общества, а также отсутствие нарушения прав заявителя в предпринимательской и иной экономической сфере.
Реализуя предоставленные полномочия, прокурором вынесено оспариваемое представление об устранении выявленных нарушений закона, которое направлено на побуждение общества к выполнению его обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, и не предопределяет для общества конкретный способ устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь.
Выданное представление зафиксировало установленные в ходе проверки фактические обстоятельства, основанных на представленных документах, при этом зафиксирован факт ввода в эксплуатацию приборов в ноябре 2021 года, что исключает обязанность Общества вновь вводить их в эксплуатацию и принимать дальнейшие меры, предписание выдано с целью предупреждения нарушений в будущем и принятия мер для контроля и надлежащего выполнения своих обязательств.
Доказательства обратного заявителем не представлены, материалы дела также не содержат такие доказательства.
На основании вышеизложенного, указанные в апелляционной жалобе доводы заявителя являются необоснованными, противоречат материалам дела и требованиям вышеуказанного законодательства, а, следовательно, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16266/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилфонд" - без удовлетворения.
Возвратить Баркову Сергею Александровичу из федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей излишне уплаченной государственной пошлины по квитанции от 21.09.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16266/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛФОНД"
Ответчик: Прокуратура Новосибирской области, Прокурор Черепановского района Новосибирской области
Третье лицо: ООО "КС "Восток-Запад", ООО "Юр Сиб", Прокуратура Томской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд