г. Владимир |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А39-5483/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Богуновой Е.А., рассмотрев апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.09.2022 по делу N А39-5483/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску по иску общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство" (ОГРН 1081218001028, ИНН 1207010977) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН 1091326001502, ИНН 1326211305) о взыскании задолженности в размере 16 602 рублей 95 копеек и судебных расходов
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство" (далее - ООО "Благоустройство", Региональный Оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее -Учреждение, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N2542 за период с 01.01.2019 по 31.03.2022 в сумме 16 602 руб. 95 коп. и судебных расходов.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Решением от 02.09.2022 Арбитражный суд Республики Мордовия исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству, лицам, участвующим в деле, было предложено в срок до 20.10.2022 представить мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что Управление является государственным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета и других источников поступления средств для оплаты коммунальных услуг не имеет. Ответчик обращает внимание на то, что задолженность образовалась по причине отсутствия лимитов бюджетных обязательств. В настоящее время спорные помещения не используются, находятся в казне без соответствующего закрепления за организацией, в связи с чем, Учреждение не может являться лицом, неправомерно удерживающим денежные средства либо уклоняющимся от их оплаты.
Истец направил отзыв, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.04.2018 между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и обществом с ограниченной ответственностью "Благоустройство" подписано соглашение, согласно которому обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл (далее - Региональный Оператор).
Согласно пункту 1.2 соглашения от 20.04.2018 года Региональный Оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленными Министерством экономического развития и экономики Республики Марий Эл.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Закона N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
07.12.2018 Региональным Оператором во исполнение пункта 8 (4) и абзаца 2 пункта 8 (17) Правил N 1156 было размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами одновременно на официальном сайте www.tbo12.ru и в газете "Марийская правда", официальный еженедельник.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил N 1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В силу пункта 8 (12) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
04 марта 2019 года ответчик направил ООО "Благоустройство" заявку потребителя и документы на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В заявке ответчик указал задание (нежилое), расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, д. 25, общей площадью 469,9 кв. м.
22.03.2019 истцом был подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и направлен по адресу, указанному в заявке потребителя, который получен последним 06.06.2019, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления. Однако подписанный вариант договора, либо мотивированный отказ от его подписания истцу в установленные законом сроки не поступил.
Между тем, исходя изложенных выше обстоятельств, в соответствии с пунктом 8 (15) Правил N 1156 договор считается заключенным на условиях типового договора, указанных региональным оператором.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услугу в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктов 5, 8.17, 8.18 Правил N 1156.
Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).
ООО "Благоустройство" свои обязанности исполнило надлежащим образом. Факт оказания услуг за период с января 2019 года по март 2022 года подтверждается представленными в материалы дела универсальными передаточными документами на общую сумму 16 602 рублей 95 копеек, которые ответчиком не оспаривались.
Оказание Региональным Оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов определен в соответствии с нормативами накопления на территории Республики Марий Эл, утвержденными приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 24.10.2016 N475.
Стоимость оказанных услуг определена Региональным оператором исходя из цены, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Приказами Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл установлены следующие единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами: с 01.01.2019 - 447 руб. 18 коп. за 1 куб. м твердых коммунальных отходов без НДС (приказ N 88т от 22.11.2018); с 1 июля 2019 года - 446 руб. 49 коп. за 1 куб. м (приказ N 62т от 27.06.2019); с 1 января 2020 года - 485 руб. 37 коп. (приказ N 189т от 20.12.2019); с 1 июля 2021 года (на 2021-2023 гг.) - 501 руб. 89 коп. (приказ N 174т от 18.12.2020).
По расчету истца размер платы за оказание услуг за обращение с ТКО, подлежащей уплате ответчиком за период с 01.01.2019 по 31.03.2022, составил 16 602 рубля 95 копеек.
Расчет суммы долга проверен арбитражным судом и признается верным.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
На основании части 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд второй инстанции считает установленным возникновение на стороне ответчика обязанности по оплате оказанных услуг и доказанным факт наличия задолженности ответчика за оказанные услуги в сумме 16 602 руб. 95 коп. за период с 01.01.2019 по 31.03.2022, в связи с чем требование истца обоснованно удовлетворено в заявленном размере.
Ссылка ответчика на невозможность оплаты оказанных услуг сверх предусмотренных лимитов, является необоснованными, поскольку превышение лимитов бюджетного финансирования, как и отсутствие финансирования не освобождает должника от исполнения обязательства по оплате оказанных услуг (статья 781 ГК РФ) и не может служить основанием для освобождения от ответственности, в силу статьи 401 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебной оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что, само по себе, не является основанием для отмены принятого судебного акта.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Республики Мордовия от 02.09.2022 по делу N А39-5483/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5483/2022
Истец: ООО "Благоустройство"
Ответчик: Межрегиональное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области