г. Москва |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А41-60892/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Скомороховой Д.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя Акционерного общества "Центральная больница экспертизы летно-испытательного состава" (ИНН: 5040107373, ОГРН: 1115040006344) - Дегтярева О.Ю.- представитель по доверенности от 10 января 2022 года,
от заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области (ИНН: 7702129350, ОГРН: 1035000700668) - Токунова Н.В. - представитель по доверенности от 18 июня 2021 года,
от третьего лица АО "Медицинская акционерная страховая компания" АО "МАКС-М" (ИНН: 7702030351; ОГРН: 1027739099772) - Кондратов А.Е. - представитель по доверенности от 01 января 2022 года (онлайн),
представители третьих лиц: АО "Страховая компания СОГАЗ-Мед" (ИНН: 7728170427, ОГРН: 1027739008440), ООО "Страховая медицинская компания "Ресо-Мед" (ИНН: 5035000265; ОГРН: 1025004642519), ООО "Медицинская Страховая компания "Медстрах" (ИНН: 7744003688, ОГРН: 1047744005022), ООО "Капитал Медицинское страхование (ИНН: 7813171100, ОГРН: 1027806865481), Министерства здравоохранения Российской Федерации, Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области, Министерства здравоохранения Московской области в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Центральная больница экспертизы летно-испытательного состава" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 августа 2022 года по делу N А41-60892/21, по заявлению Акционерного общества "Центральная больница экспертизы летно-испытательного состава" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области о признании незаконным акта плановой комплексной проверки исполнения средств обязательного медицинского страхования,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Центральная больница экспертизы летно-испытательного состава" (далее - общество "ЦБЭЛИС", медицинское учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменения редакции просительной части заявления, о признании незаконным акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования Московской области в обществе "ЦБЭЛИС" Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области (далее - фонд, контролирующий орган, заинтересованное лицо) от 28 июня 2021 года (далее - акт проверки от 28 июня 2021 года, оспариваемый акт проверки) в части выводов контролирующего органа о выявлении нарушений медицинским учреждением организационного характера, выраженных в оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара в отсутствие надлежащим образом оформленной лицензии.
К участию в деле на стороне заявителя в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-МЕД", АО "Медицинская Акционерная Страховая Компания", ООО "Медицинская страховая компания "МЕДСТРАХ", АО "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД", ООО "Капитал Медицинское Страхование", Министерство здравоохранения Российской Федерации, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области, Министерство здравоохранения Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 августа 2022 года в удовлетворении заявленных Акционерным обществом "Центральная больница экспертизы летно-испытательного состава" требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Акционерное общество "Центральная больница экспертизы летно-испытательного состава" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области возражал по доводам апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации возражал по доводам апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц: АО "Страховая компания СОГАЗ-Мед", ООО "Страховая медицинская компания "Ресо-Мед", ООО "Медицинская Страховая компания "Медстрах", ООО "Капитал Медицинское страхование, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области, Министерства здравоохранения Московской области, извещенных надлежащим образом о времени месте судебного разбирательства, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно- телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 (ред. от 27.06.2017) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228- ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" изложенное свидетельствует о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области от 17 мая 2021 года N 254 осуществлена выездная плановая комплексная проверка в обществе "ЦБЭЛИС" за период с 01.07.2019 по 31.03.2021, программа выездной плановой комплексной проверки использования средств медицинского страхования Московской области обществом "ЦБЭЛИС" утверждена приказом от 18.06.2021 N 317 о продлении сроков выездной плановой проверки до 28.06.2021 включительно, тема проверки: контроль использования средств обязательного медицинского страхования на обеспечение Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, при этом, среди прочего, проверке подлежит наличие правоустанавливающих документов, документов, разрешающих деятельность и регламентирующих работу в системе обязательного медицинского страхования, а также проверка обоснованности получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по ОМС.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Московской области 28.06.2021 подписан акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования Московской области общества "ЦБЭЛИС", в заключительной части которого содержатся следующие выводы:
- нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в обществе "ЦБЭЛИС" в проверяемом периоде не выявлено;
- выявлены нарушения медицинским учреждением организационного характера, выраженные в оказании медицинской помощи по профилям "неврология", "эндокринология" в условиях дневного стационара в отсутствие надлежащим образом оформленной лицензии.
Из оспариваемого акта проверки и объяснений представителей лиц, участвующих в деле, следует, что в действующей на момент проверки лицензии общества "ЦБЭЛИС" на осуществление медицинской деятельности от 13.06.2019 N ЛО-50-01-011000 не конкретизированы условия оказания медицинской помощи по профилям "неврология", "эндокринология" по адресу их фактического оказания (дневной или круглосуточный стационар), фактически медицинская помощь оказывалась в условиях дневного стационара, в лицензии же данные условия оказания медицинской помощи не указаны, указаны условия оказания медицинской помощи по профилям "неврология", "эндокринология" - стационар, что, по мнению фонда, является основанием для вывода о том, что медицинской организацией медицинская помощь оказывалась в отсутствие надлежащим образом оформленной лицензии.
В заключении акта проверки содержится запись о том, что при проверке обоснованности предъявления на оплату реестров счетов по случаям оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара по случаям оказания медицинской помощи в дневном стационаре, по которым ранее была проведена экспертиза страховыми медицинскими организациями, и по случаям медицинской помощи гражданам, получившим полис ОМС в другом субъекте Российской Федерации, фондом будут оформлены заключения и направлены в медицинскую организацию в установленные законом сроки.
По случаям оказания медицинской помощи, по которым экспертиза ранее не была проведена, в страховые медицинские организации в соответствии со страховой принадлежностью пациента будут направлены поручения для проведения экспертизы. Из пояснений представителей лиц, участвующих в деле, и материалов дела следует, что страховыми медицинскими организациями, привлеченными к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по поручению ТФОМС МО, содержащемуся в письме от 30.06.2021 N ИСХ-6590/07-01 (том дела II, лист тома 82) проведены медико-экономические экспертизы по случаям оказания обществом "ЦБЭЛИС" в проверяемом периоде медицинской помощи в дневном стационаре.
Из представленных в материалы дела пояснений и доказательств следует, что по результатам проверки страховыми медицинскими организациями, ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-МЕД", АО "Медицинская Акционерная Страховая Компания", АО "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД", в адрес общества "ЦБЭЛИС" направлены требования о возврате финансовых средств, необоснованно полученных медицинской организацией по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по причине отсутствия права осуществления деятельности в условиях дневного стационара по профилям "неврология", "эндокринология" с кодом дефекта 2.6 "предоставление на оплату реестров счетов в случае нарушения лицензионных условий и требований при оказании медицинской помощи: в том числе, данные лицензии не соответствуют фактическим адресам осуществления медицинской организацией лицензируемого вида деятельности (по факту выявления с учетом информации лицензирующих органов).", ООО "Капитал Медицинское Страхование" штрафных санкций по коду дефекта 2.6 к обществу "ЦБЭЛИС" не применяло.
Направленные в адрес общества "ЦБЭЛИС" требования о возврате задолженности, равной размеру стоимости оказанных медицинских услуг в проверяемый период в условиях дневного стационара по спорным профилям, до настоящего времени медицинской организацией не удовлетворены.
На положения акта проверки заявителем в установленный срок поданы возражения от 01.07.2021 исх. N 211, которые фондом отклонены отказом от 07.07.2021 N 6825/09-01, оспариваемый акт проверки оставлен без изменений.
Полагая, что вывод фонда об оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара по профилям "неврология", "эндокринология" в отсутствие надлежащим образом оформленной лицензии, не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы при ведении предпринимательской деятельности, общество "ЦБЭЛИС" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По мнению общества в законодательстве, регулирующем спорные правоотношения, отсутствуют положения, обязывающие медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в условиях дневного стационара, при наличии записи в действующей лицензии о возможности оказывать помощь в условиях стационара, переоформлять лицензию, случаев, при которых наступает обязанность медицинской организации переоформлять лицензию, в рассматриваемом деле не наступило.
В материалы дела медицинским учреждением представлены следующие лицензии на осуществление медицинской деятельности:
- от 01.06.2011 N ЛО-50-01-002508 с указанием в номенклатуре работ и услуг среди прочего "_При осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: анестезиологии и реаниматологии, врачебно-летной экспертизе, гастроэнтерологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, терапии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, эндокринологии, эндоскопии." (том дела I, лист тома 54);
- от 28.12.2015 N ЛО-50-01-007299 с указанием в номенклатуре работ и услуг среди прочего "_При осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: анестезиологии и реаниматологии, врачебно-летной экспертизе, гастроэнтерологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, терапии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии." (том дела I, листы тома 55-57);
- от 09.06.2016 N ЛО-50-01-007733 с указанием в номенклатуре работ и услуг среди прочего "_При осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: анестезиологии и реаниматологии, врачебно-летной экспертизе, гастроэнтерологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, терапии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии (страница 1 приложения N 1 к лицензии)_При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по: лабораторной диагностике, лечебной физкультуре, мануальной терапии, медицинской реабилитации, медицинской статистике, медицинскому массажу, операционному делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, организации сестринского дела, сестринскому делу (страницы 2, 3 приложения N 1 к лицензии)." (том дела I, листы тома 58-63);
- от 21.02.2017 N ЛО-50-01-008445 с указанием в номенклатуре работ и услуг среди прочего "_При осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: анестезиологии и реаниматологии, врачебно-летной экспертизе, гастроэнтерологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, терапии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии (страница 1 приложения N 1 к лицензии)_При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по: лабораторной диагностике, лечебной физкультуре, мануальной терапии, медицинской реабилитации, медицинской статистике, медицинскому массажу, операционному делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, организации сестринского дела, сестринскому делу (страницы 2, 3 приложения N 1 к лицензии)." (том дела I, листы тома 64-70);
- от 04.07.2017 N ЛО-50-01-008784 с указанием в номенклатуре работ и услуг среди прочего "_При осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: анестезиологии и реаниматологии, врачебно-летной экспертизе, гастроэнтерологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, терапии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии (страница 1 приложения N 1 к лицензии)_При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по: лабораторной диагностике, лечебной физкультуре, мануальной терапии, медицинской реабилитации, медицинской статистике, медицинскому массажу, операционному делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, организации сестринского дела, сестринскому делу (страницы 2, 3 приложения N 1 к лицензии)." (том дела I, листы тома 71-77);
- от 26.09.2017 N ЛО-50-01-009034 "_При осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: анестезиологии и реаниматологии, врачебно-летной экспертизе, гастроэнтерологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, терапии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии (страница 1 приложения N 1 к лицензии)_При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по: лабораторной диагностике, лечебной физкультуре, мануальной терапии, медицинской реабилитации, медицинской статистике, медицинскому массажу, операционному делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, организации сестринского дела, сестринскому делу (страница 3 приложения N 1 к лицензии)." (том дела I, листы тома 93-99);
- от 23.11.2017 N ЛО-50-01-009203 с указанием в номенклатуре работ и услуг среди прочего "_При осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: анестезиологии и реаниматологии, врачебно-летной экспертизе, гастроэнтерологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, терапии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии (страница 1 приложения N 1 к лицензии)_При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по: лабораторной диагностике, лечебной физкультуре, мануальной терапии, медицинской реабилитации, медицинской статистике, медицинскому массажу, операционному делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, организации сестринского дела, рентгенологии, сестринскому делу (страница 3 приложения N 1 к лицензии)." (том дела I, листы тома 78-84);
- от 13.06.2019 N ЛО-50-01-011000 с указанием в номенклатуре работ и услуг среди прочего "_При осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: анестезиологии и реаниматологии, врачебно-летной экспертизе, гастроэнтерологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, терапии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии (страница 1 приложения N 1 к лицензии)_При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по: лабораторной диагностике, лечебной физкультуре, мануальной терапии, медицинской реабилитации, медицинской статистике, медицинскому массажу, операционному делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, организации сестринского дела, рентгенологии, сестринскому делу (страница 3 приложения N 1 к лицензии)." (том дела I, листы тома 85-92), все вышеперечисленные лицензии имеют бессрочный срок действия.
В обоснование заявленных требований как заявитель, так и заинтересованное лицо ссылаются на одни и те же нормативные акты, а именно, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, утвердившее "Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), приказ Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" (далее - Требования к организации и выполнению работ (услуг)), письмо Минздрава России от 23.07.2013 N 12-3/10/2-5338 (далее - письмо Минздрава России от 23.07.2013), спор между сторонами заключается лишь в толковании перечисленных норм права, регулирующих спорные правоотношения, среди прочего, положений части 15 статьи 100 Закона N 323-ФЗ, устанавливающего переходное положение, согласно которому лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные до 01.01.2012 медицинским организациям, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, переоформление лицензий на осуществление медицинской деятельности необходимо лишь в случае наличия оснований, установленных частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Согласно статье 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены указанным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного выше ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Статьей 3 Закона N 99-ФЗ среди прочего определены следующие понятия: 1) лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, оценке соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования; 2) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; 3) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с указанным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; 4) лицензирующие органы - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирования в рамках полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, либо в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"; 7) лицензионные требования - обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 99-ФЗ.
Статьей 8 Закона N 99-ФЗ определены лицензионные требования, которые устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и могут включать в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования. В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены: 1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата производственных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или в случаях, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, право пользования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности; 3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; 4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами; 5) иные требования, установленные федеральными законами и (или) международными договорами Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 9 Закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в законе и действует бессрочно, однако, определены случаи, при наступлении которых лицензия подлежит переоформлению, среди них - в случае изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения адреса ведения лицензируемой деятельности, лицензия подлежит переоформлению (пункты 9, 3 части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
При намерении лицензиата внести изменения в предусмотренный лицензией перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять работы, оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренные лицензией, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг.
Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (часть 9 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в редакции, действующей в спорный период). Медицинская деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
Закон N 323-ФЗ разделяет условия оказания медицинской помощи, а именно, определяет, что медицинская помощь может быть оказана в условиях дневного стационара (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения (пункт 3 части 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ)), и в условиях стационара (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (пункт 4 части 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ)).
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, действующего в спорный период, определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности "Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность", работы по профилям "неврология", "эндокринология" являются работами, составляющими медицинскую деятельность, то есть подлежат лицензированию.
В пункте 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности перечислены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), указанным лицензионным требованиям должны соответствовать любые лица, обратившиеся за оформлением лицензии на любой вид медицинской помощи.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагается комплект документов, определенный пунктом 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
При намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами "б"-"д", "ж" и "з" пункта 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности" сведения (документы) (пункт 8 указанного положения).
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности).
Из положений Требований к организации и выполнению работ (услуг) следует, что оказание специализированной медицинской помощи по профилям "неврология", "эндокринология" разделяется законодательством на оказание медицинской помощи в условиях дневного стационара и в условиях стационара.
Из письма Минздрава России от 23.07.2013 следует, что издание приказа Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медикосанитарной, специализированной_", которыми, среди прочего, конкретизированы положения о том, что медицинская помощь по спорным профилям оказывается как в условиях дневного стационара, так и в условиях стационара, не влечет за собой необходимость переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности, если отсутствуют основания, установленные частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ.
В рассматриваемом споре на момент принятия Положения о лицензировании медицинской деятельности (16.04.2012) и Требований к организации и выполнению работ (услуг) (11.03.2013) у общества "ЦБЭЛИС" имелась бессрочная лицензия на осуществление медицинской деятельности от 01.06.2011 N ЛО-50-01-002508 с указанием в номенклатуре работ и услуг среди прочего "_При осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: анестезиологии и реаниматологии, врачебно-летной экспертизе, гастроэнтерологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, терапии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, эндокринологии, эндоскопии.", и, руководствуясь вышеуказанными нормативными актами, а также письмом Минздрава России от 23.07.2013, заявитель мог оказывать медицинскую помощь по профилям "неврология", "эндокринология" как в условиях стационара, так и в условиях дневного стационара без обязанности переоформления лицензии от 01.06.2011.
Однако, при наличии необходимости в переоформлении действующей лицензии, в рассматриваемом деле - в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменением адреса ведения лицензируемой деятельности (пункты 9, 3 части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ), вновь оформленные лицензии на осуществление медицинской деятельности, в рассматриваемом деле - лицензии от 28.12.2015 N ЛО-50-01-007299, от 09.06.2016 N ЛО-50-01-007733, от 21.02.2017 N ЛО-50-01-008445, от 04.07.2017 N ЛО-50-01-008784, от 26.09.2017 N ЛО-50-01-009034, от 23.11.2017 N ЛО-50-01-009203, от 13.06.2019 N ЛО-50-01-011000, должны были соответствовать требованиям действующего на момент переоформления лицензий законодательства, а именно, содержать, среди прочего, конкретизацию (разделение) условий предоставления медицинской помощи по спорным профилям "неврология", "эндокринология" в условиях дневного стационара, стационара.
При этом, как следует из содержания пунктов 7, 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности, при подаче заявления на переоформление лицензии по основанию дополнения перечня лицензируемых услуг либо изменению адреса оказываемых услуг, для включения конкретизации условий оказания медицинской помощи - дневной стационар, стационар, по каким-либо профилям оказания медицинской помощи, представления дополнительных документов, не требуется.
Таким образом, при переоформлении лицензий общество "ЦБЭЛИС" должно было запросить лицензирующий орган включить во вновь оформленные лицензии, от 28.12.2015 N ЛО-50-01-007299, от 09.06.2016 N ЛО-50-01-007733, от 21.02.2017 N ЛО-50-01-008445, от 04.07.2017 N ЛО-50-01-008784, от 26.09.2017 N ЛО-50-01-009034, от 23.11.2017 N ЛО-50-01-009203, от 13.06.2019 N ЛО-50-01-011000, конкретизацию (разделение) условий предоставления медицинской помощи по спорным профилям "неврология", "эндокринология" в условиях дневного стационара, и стационара.
Учитывая вышеизложенное, вывод контролирующего органа, содержащийся в заключительных положениях акта проверки, о выявлении нарушений медицинским учреждением организационного характера, выраженных в оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара в отсутствие надлежащим образом оформленной лицензии, является правильным, соответствует положениям законодательства, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, требования общества "ЦБЭЛИС" правомерно отклонены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 августа 2022 года по делу N А41-60892/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-60892/2021
Истец: АО "ЦЕНТРАЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА ЭКСПЕРТИЗЫ ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СОСТАВА", Министерство Здравоохранения Московской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "МЕДИЦИНСКАЯ АКЦИОНЕРНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ", АО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГАЗ-МЕД", Министерство здравоохранения Российской Федерации, ООО "Капитал Медицинское Страхование", ООО "Медицинская страховая компания "МЕДСТРАХ", ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед", ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ