город Ростов-на-Дону |
|
03 ноября 2022 г. |
дело N А32-13683/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии: от администрации Краснодарского края посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Радышевская В.А. по доверенности от 30.05.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Анапа
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2022 по делу N А32-13683/2022
по исковому заявлению Администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549)
к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Кузьмин Евгений Анатольевич
о возмещении вреда, причинённого объекту культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия (далее - Управление) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - Администрация) в пользу бюджета Краснодарского края вреда, причинённого объекту археологического наследия "Поселение "Строительное" (античность 1в. до н.э.-1 в.н.э., ст-ца Гостагаевская, северо-западная окраина станица, пер. Строительный, участок N 11, 13, 15, 17) в сумме 1087958 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2022 исковые требования Управления были удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что Управлением правомерно и в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ исчислена стоимость археологических работ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что согласно градостроительного плана земельного участка в разделе 2.2.4 содержится указание на необходимость соблюдения застройщиком требований Федерального закона N 73-ФЗ. Однако, планировочная документация не разрабатывалась, проектная документация администрацией не согласовывалась.
На момент выдачи разрешения на строительство действовала редакция Федерального закона N 73-ФЗ, которая не содержала прямого запрета на выдачу разрешения на строительство в охранной зоне объекта культурного наследия без согласования регионального органа государственной охраны объектов культурного наследия.
Представленный расчёт размера вреда является необоснованным, поскольку, в соответствии с Федерального закона N 73-ФЗ стоимость археологических спасательных полевых работ по сохранению объекта можно взыскать лишь после их проведения и подтверждения затрат первичными документами.
Собственник земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия, обязан соблюдать требования к содержанию и использованию такого объекта. Администрация не является правообладателем спорного земельного участка и не осуществляла строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Управления об участии в судебном заседании посредством веб-конференции.
В судебном заседании представитель Администрации не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Администрация, извещённая надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Администрации, надлежащим способом извещённой о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В Управление поступило заявление Кузьмина Е.А. от 27.12.2019 N 78-20796/19-0 о возможности хозяйственного освоения земельного участка с кадастровым номером 23:37:0602001:2843 площадью 750 кв.м для индивидуального жилищного строительства по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ст. Гостагаевская, пер. Строителей, 11.
По данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечня выявленных объектов культурного наследия, плана, разработанного ООО "Новороссийская археологическая экспедиция" (далее - План), рассматриваемый земельный участок расположен на территории объекта археологического наследия: "Поселение "Строительное" (античность 1 в. до н.э. - 1 в. н.э.), ст-ца Гостагаевская, северо-западная окраина станицы, пер. Строителей, участки N 11, 13, 15, 17.
Выявленный объект археологического наследия охраняется государством в соответствии со статьёй 16.1 федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) и включён в перечень выявленных объектов Культурного наследия приказом Управления от 22.06.2009 N 56.
Согласно материалам архива Управления, рассматриваемый земельный участок также расположен частично на территории и в границах зон охраны кургана (высотой - 1,5 метр, диаметром - 18 метров) из состава курганного могильника "Строительный", ст-ца Гостагаевская, северо-западная окраина станицы, пер. Строителей, участки N 12, 13, 14, 15.
Выявленный объект археологического наследия охраняется государством в соответствии со статьёй 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ, включён в перечень выявленных объектов культурного наследия приказом управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 22.06.2009 N 56. В разработанном плане отсутствуют мероприятия, связанные с обеспечением сохранности указанного объекта археологического наследия.
Составителями Плана были проведены археологические разведки на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0602001:2843, площадью 750 кв.м для индивидуального жилищного строительства по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ст. Гостагаевская. пер. Строителей, 11, на момент обследования на территории указанного земельного участка был расположен дом.
Согласно постановления уполномоченного дознавателя - участкового уполномоченного полиции ОП (ст. Гостагаевская) ОМВД России по г. Анапе об отказе в возбуждении уголовного дела от 29 апреля 2021 года, возведение дома на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0602001:2843 было осуществлено на основании ранее выданных администрацией муниципального образования город-курорт Анапа: градостроительного плана земельного участка N RU 23301000-08677 (утвержден постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 21.07.2016 N 2973); разрешения на строительство от 17.08.2016 N 23-301000-943-2016 (далее - Разрешение).
Управлением установлено причинение Администрацией вреда объекту археологического наследия.
В целях досудебного урегулирования спора управлением в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением направлена досудебная претензия от 06.12.2021 N 78-12-19575/21 по возмещению вреда, причиненного объекту археологического наследия.
В добровольным порядке Администрацией претензия оставлена без исполнения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых определяется земельным законодательством и Федеральным законом N 73-ФЗ, пунктом 1 статьи 33 которого установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона N 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Собственник либо пользователь земельного участка, в пределах которого расположен объект археологического наследия, владеет, пользуется или распоряжается таким земельным участком с соблюдением условий, установленных для обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Объект археологического наследия и земельный участок в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (статьёй 49 Федерального закона N 73-ФЗ).
Все объекты археологического наследия находятся в государственной собственности и отчуждению из государственной собственности не подлежат. Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством (статьи 47.2 и 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно подпункту 2 и 3 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, а также на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при условии соблюдения установленных статьёй 5.1 указанного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определённым пунктом 2 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ на территории памятника запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объёмно-пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия. Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения указанных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия.
В соответствии с Положением о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлении научной отчетной документации, утвержденным постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27.11.2013 N 85 (во исполнение пункта 10 статьи 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ Федерального закона N 73-ФЗ), единственным возможном вариантом сохранения поврежденных объектов археологического наследия являются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов. Проведение каких-либо восстановительных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объектов археологического наследия, существующими методиками не предусматривается.
Согласно пункту 1 статьи 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) в части государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьёй 33 указанного Федерального закона.
Материалами дела подтверждено, что в Управление поступило заявление Кузьмина Е.А. от 27.12.2019 о возможности хозяйственного освоения земельного участка с кадастровым номером 23:37:0602001:2843 площадью 750 кв.м для индивидуального жилищного строительства по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ст. Гостагаевская, пер. Строителей, 11.
По данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечня выявленных объектов культурного наследия, плана, разработанного ООО "Новороссийская археологическая экспедиция", рассматриваемый земельный участок расположен на территории объекта археологического наследия: "Поселение "Строительное" (античность 1 в. до н.э. - 1 в. н.э.), ст-ца Гостагаевская, северо-западная окраина станицы, пер. Строителей, участки N 11, 13, 15, 17.
Выявленный объект археологического наследия охраняется государством в соответствии со статьёй 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ включён в перечень выявленных объектов Культурного наследия приказом управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 22.06.2009 N 56.
Согласно материалам архива Управления, рассматриваемый земельный участок также расположен частично на территории и в границах зон охраны кургана 2 (высотой - 1,5 метр, диаметром - 18 метров) из состава курганного могильника "Строительный", ст-ца. Гостагаевская. северо-западная окраина станицы, пер. Строителей, участки N 12, 13, 14, 15. Выявленный объект археологического наследия охраняется государством в соответствии со статьёй 16.1 Федерального закона N73-ФЗ, включён в перечень выявленных объектов культурного наследия приказом управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 22.06.2009 N56.
В разработанном плане отсутствуют мероприятия, связанные с обеспечением сохранности указанного объекта археологического наследия.
Составителями Плана были проведены археологические разведки на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0602001:2843, площадью 750 кв.м для индивидуального жилищного строительства по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ст. Гостагаевская, пер. Строителей, 11, на момент обследования на территории указанного земельного участка был расположен дом.
Согласно постановлению уполномоченного дознавателя - участкового уполномоченного полиции ОП (ст. Гостагаевская) ОМВД России по г. Анапе об отказе, в возбуждении уголовного дела от 29.04.2021, возведение дома на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0602001:2843 было осуществлено на основании ранее выданных администрацией муниципального образования город-курорт Анапа: градостроительного плана земельного участка N RU 23301000-08677 (утвержден постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 21 июля 2016 года N 2973) (далее - Градплан); разрешения на строительство от 17 августа 2016 года N 23-301000-943-2016 (далее - Разрешение).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1)информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 2) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия (пункты 5 и 6 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2.2.4 Градплана содержится информация о частичном расположении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0602001:2843 на территории рассматриваемых объектов археологического наследия (стр. 5-6 Градплана), в том числе, содержится указание на необходимость соблюдения застройщиком требований Федерального закона N 73-ФЗ.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что действия Администрации, выраженные в выдаче разрешения, в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, позволили застройщику провести земляные, строительные работы на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0602001:2843 и привели к причинению вреда объекту археологического наследия.
Согласно статье 7 Закона Краснодарского края от 03.07.2015 N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению.
Таким образом, администрация выдала разрешение на строительство на территории объекта культурного наследия в нарушение градостроительного законодательства и законодательства об объектах культурного наследия без согласования с уполномоченным органом и учета императивного указания закона на запрет проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия.
В соответствии со статьёй 61 Федерального закона N 73-ФЗ лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ.
В связи с тем, что выявленному объекту культурного наследия "Поселение "Строительное"" причинён вред в результате проведённых земляных и строительных работ при строительстве индивидуального жилого дома, произведён расчёт стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ -раскопок), предусмотренных статьёй 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине.
В соответствии со статьёй 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов возмещения причиненного вреда.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учётом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Объект культурного наследия восстановить или заменить вещью того же рода и качества невозможно ввиду уникальности этих объектов археологического наследия.
Управление исчислило стоимость работ, исходя из Сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры и разъяснений по его применению в размере 1087958 рублей.
В связи с тем, что выявленному объекту культурного наследия причинён вред в результате проведенных земляных и строительных работ при строительстве индивидуального жилого дома, произведен расчет стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ - наблюдений), предусмотренных статьёй 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ, апелляционный суд находит верным.
В данном случае восстановление нарушенного права - сохранение объекта археологического наследия - в силу Федерального закона N 73-ФЗ и по обстоятельствам дела может быть осуществлено лишь путём проведения спасательных археологических полевых работ. Цена подобных работ определяется экономическими затратами и не зависит от причин, мотивов и оснований их проведения.
Таким образом, Управление правомерно исчислило стоимость таких будущих работ в размере 1087958 рублей.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правомерно поддержал выводы Управления государственной охраны объектов культурного наследия о нарушении ответчиком требований Федерального закона N 73-ФЗ и законно исчислил стоимость вреда, исходя из Сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры и разъяснений по его применению в размере 1087958 руб. и обоснованно удовлетворил исковые требования Управления.
Доводы апелляционной жалобы Администрации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2022 по делу N А32-13683/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13683/2022
Истец: Администрация Краснодарского края, Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия
Ответчик: Администрация МО г.-к. Анапа, Администрация муниципального образования город-курорт Анапа
Третье лицо: Кузьмин Е. А.