г. Москва |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А40-112507/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Ж.В. Поташовой,
судей: |
В.А. Свиридова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2022 по делу N А40-112507/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителя: |
Конфектова А.н. по дов. от 19.11.2021; |
от ответчика: |
Федоров Д.И. по дов. от 13.09.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, регистрирующий орган, Управление), о признании незаконным решений об отказе в государственном кадастровым учете изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0007002:1941, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Академика Бакулева, д.5.
Решением суда от 15.08.2022, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме ввиду отсутствия у ответчика оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, доводы которой представитель ответчика в судебном заседании полностью поддержал, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого отказа.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против приведенных в жалобе доводов, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0007002:1941, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Академика Бакулева, д. 5.
В адрес Управления Росреестра по Москве 18.11.2021 ГБУ МосгорБТИ было представлено соответствующее заявление в проведении вышеуказанных мероприятий на основании решения суда N А40-3055/20 от 06.10.2020.
Однако 28.02.2022 в адрес Департамента были направлены уведомления N КУВД-001/2021-48551974/3, КУВД-001/2021-48551974/4 об отказе в государственном кадастровом учете изменений в связи с нарушением п. 62, п. 43, п. 24, п. 34, п. 50 требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", обоснованно исходил из того, что заявителем были выполнены все установленные законодательством требования для осуществления государственной регистрации права, в свою очередь, Управление не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает, так как все существенные обстоятельства дела установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Доводы Управления Росреестра по Москве об обратном, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу п.п. 1, 3 и 6 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной, регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона).
Как верно установлено судом, в собственности города Москвы находится здание с кадастровым номером 77:06:0007002:1941, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Академика Бакулева, д. 5, о чем в ЕГРН внесена запись N 77-01/06-753/2004-148 от 20.08.2004.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2020 по делу N А40-3055/20-60-20 пристройка площадью 49,8 кв.м. к зданию с кадастровым номером 77:06:0007002:1941, расположенная по адресу: г. Москва, ул. Академика Бакулева, вл. 5, признана самовольной; на нее признано право собственности города Москвы.
Для проведения работ по государственному кадастровому учету изменений в отношении объекта недвижимости с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Академика Бакулева, д. 5, Департаментом в орган регистрации был представлен технический план, подготовленный на основании проектной документации, и решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2020 по делу N А40-3055/20-6-20.
Управлением Росреестра по Москве было принято решение об отказе в проведении указанных мероприятий, в связи с нарушением п. 62, п. 43, п. 24, п. 34, п.50 Требований, а именно: в нарушение пункта 24 Требований, в разделе "Общие сведения о кадастровых работах" информация указана не в полном объеме; в нарушении пункта 62 Требований на плане этажа либо плане объекта недвижимости параллельно направлению соответствующих стен и перегородок отображаются выполненные линейные измерения с абриса (чертежа) либо отображаются соответствующие размеры с поэтажного плана, являющегося частью проектной документации, между тем, в составе технического плана графическая часть не соответствует данным требованиям, а именно отсутствуют линейные размеры в полном объеме; в нарушение пункта 43 Требований, сведения о ранее присвоенных учтенных номерах указаны не в полном объеме; в нарушение пункта 34 Требований, в представленной ХМL-схеме некорректно указана информация о вносимых контурах объекта недвижимости; выявлены противоречия между разделами технического плана и документами, представленными в составе технического плана в качестве приложений, в части проведения строительных работ не оговоренных строительных работ, проведение которых не предусмотрено Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПИ "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется (далее - Постановление).
Однако Управлением Росреестра по Москве не были приняты доводы, изложенные в разделе Заключение кадастрового инженера.
Технический план подготовлен в соответствии с п.24, а именно в соответствии с одним из приведенных примеров заполнения данного раздела, согласно Требованиям данного пункта приказа N 953. Однако в п.24 указаны ориентировочные примеры для заполнения, т.к. в данной норме используется слово "например".
Данная норма (п. 24 Требований приказа N 953) является не императивной, а диспозитивной.
Кроме того, в нарушение п. 70,71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, уведомление о приостановлении/ отказе в государственном кадастровом учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления/отказа осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления/отказа.
В соответствии с п. 62. Требований на плане этажа параллельно направлению соответствующих стен и перегородок отображены соответствующие размеры.
Положениями п.62 Требований не предусмотрено указывать все линейные размеры.
В техническом плане в соответствии с положениями п. 62 Требований необходимые линейные размеры были отображены с поэтажного плана, являющегося частью 6 проектной документации.
В связи с чем абрис (чертеж) не включен в технический план.
На Плане этажа в соответствии с п. 62 Требований указаны соответствующие размеры с поэтажного плана, являющегося частью проектной документации.
Согласно письму Минэкономразвития России от 24.04.2019 N ОГ-Д23-3893 в случае использования Проектной документации, сведения которой совпадают с Планами этажей, включение внемасштабного чертежа с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа не является обязательным.
В нарушение пункта 43 Требований, сведения о ранее присвоенных учтенных номерах указаны не в полном объеме.
Однако в техническом плане сведения о ранее присвоенных номерах были указаны в соответствии со сведениями выписки из Единого государственного реестра недвижимости, реквизиты которой указаны в разделе "Исходные данные" технического плана.
В разделе технического плана "Заключении кадастрового инженера" указано, что отсутствует информация о дате присвоения условного и инвентарного номеров, а также об организациях, присвоивших такие номера, в связи с чем данная информация не указана в техническом плане.
Технический план составлен в соответствии с пунктом 34 Требований.
В заключении кадастрового инженера указаны элементы, которые не являются ограждающими конструкциями здания и поэтому не включены в контур здания.
В соответствии п. 34 Требований контур здания определяется кадастровым инженером. Также в соответствии с требованиями Минэкономразвития России (приказ от 18 декабря 2015 г. М 953) в ходе кадастровых работ были определены координаты характерных точек контура здания с точностью, соответствующей нормативной точности определения координат для категории земель "Земли населенных пунктов".
Контур здания был уточнен проекцией внешних границ ограждающих конструкций (стен) здания на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания здания к поверхности земли, в связи с чем из контура здания исключены следующие элементы, не являющиеся ограждающими конструкциями здания: от т. 5 до т. 6 - бетонная площадка; от т. 24 до т. 25 - площадка с пандусом; от т. 27 до т. 28 - приямок с лестницей в подвал; от т. 46 до т. 48 - ограждение технического оборудования; от т. 53 до т. 1 - входная группа с пандусом и металлической пожарной лестницей на 2-й этаж; от т. 12 до т. 13, от т. 36 до т. 37, от т. 47 до т. 48, от т. 53 до т. 1, - приямки.
Технический план был подготовлен на основании проектной документации: "Технического заключения о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Академика Бакулева, д. 5", выполненной ГБУ МосгорБТИ.
Согласно разделу "Общие вывод и рекомендации" данной Проектной документации: Произведенные работы по переустройству и (или) перепланировке объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Академика Бакулева, д. 5, согласно Проектной документации выполнены в соответствии с требованиями ст. 51 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021), не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Техническое заключение соответствует требованиям действующих технических регламентов, стандартов, сводов правил, других документов, содержащих установленные требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.3 постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" к компетенции Департамента городского имущества города Москвы относится подтверждение наличия исчерпывающего перечня направляемых в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве документов, необходимых для проведения работ, указанных в приложении 2 к настоящему постановлению, в отношении объектов нежилого назначения и (или) их частей, находящихся в собственности города Москвы, в том числе переданных в пользование, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство.
Согласно пп. 5 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности города Москвы на указанные объекты недвижимого имущества.
Учитывая отсутствие со стороны Управления надлежащих доказательств законности оспариваемого решения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментомтребований, обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в обоснование позиции Управления при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы апелляционной жалобы также не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2022 по делу N А40-112507/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112507/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ