г. Москва |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А40-244246/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Расторгуева Е.Б., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2022 по делу N А40-244246/21
по иску Фонда содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства Белгородской области (ИНН 3123231839, ОГРН 1123100001595)
к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) третье лицо: ФКУ "Войсковая часть 25624"
о взыскании задолженности за капитальный ремонт в многоквартирном доме,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Ефимов А.С. по доверенности от 11.10.2022;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области обратился в Арбитражный суд г. Москвы о взыскании задолженности за капитальный ремонт в многоквартирном доме по адресу: Белгородская область, Грайворонский р-н, г. Белгород - 22, ул. Кирова, д. 3, кв. 7 в сумме 10 420, 63 руб., расходов на представителя в сумме 3 000 руб. (с учтоем принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2022 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжения Правительства Белгородской области от 25.06.2012 г. N 336-рп (в ред. от 18.03.2013 г. N 108-рп), Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области является некоммерческой организацией, созданной с целью оказания услуг по обеспечению безопасных и благоприятных условий проживания граждан, стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом Белгородской области, внедрения ресурсосберегающих технологий, с наделением его функций регионального оператора.
В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Взнос на капитальный ремонт является обязательным для всех граждан и входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с требованиями ст. 168 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства Белгородской области от 19.08.2013 года N 345-пп утверждена адресная программа проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014-2043 годы и опубликована 27.08.2013 г. на официальном сайте Губернатора и Правительства Белгородской области www.belregion.ru.
Постановлением Правительства Белгородской области от 28.12.2017 г. N 506-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 19 августа 2013 года N345-пп, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Белгородская обл., Грайворонский р-н, г. Белгород-22, ул. Кирова, д.3 включен в вышеуказанную программу.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении одного календарного месяца начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована программа, в которую включен многоквартирный дом (п. 2. ч. 4 закона Белгородской области от 31.01.2013 г. N 173 "О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области").
Согласно ст. 180 ЖК РФ обязанностью регионального оператора является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора.
Согласно выписке из ЕГРН Министерство обороны Российской Федерации является собственником помещения, расположенного по адресу: Белгородская область, Грайворонский р-н, г. Белгород - 22, ул. Ленина, д. 14, кв. 9, общая площадь которого составляет 43,9 кв.м. Федеральным законом от 29.07.2017 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, в часть 3 ст. 158 ЖК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполнение предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, в случае передачи жилого помещения собственником - Российской Федерацией, в собственность иного лица, обязанность по уплате взносов, не исполненная публичными образованиями, не переходит и сохраняется за последними.
За период реализации региональной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области установлены следующие размеры минимального взноса на капитальный ремонт:
-2018 год - в размере 7, 90 руб. на 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц (без лифтового оборудования) и 8, 20 руб. на 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц (с лифтовым оборудованием) (Постановление Правительства Белгородской области от 27.11.2017 г. N 421-пп).
-2019 год - в размере 8, 25 руб. на 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц (без лифтового оборудования) и 8,55 руб. на 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц (с лифтовым оборудованием) (Постановление Правительства Белгородской области от 19.11.2018 г. N 437-пп).
-2020 год - в размере 8, 5 руб. на 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц (без лифтового оборудования) и 8,8 руб. на 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц (с лифтовым оборудованием) (Постановление Правительства Белгородской области от 18.11.2019 г. N 494-пп).
-2021 год - в размере 8, 75 руб. на 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц (без лифтового оборудования) и 8,95 руб. на 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц (с лифтовым оборудованием) (Постановление Правительства Белгородской области от 07.09.2020 г. N 418-пп).
В адрес ответчика 28.07.2021 года было направлено заказное письмо с уведомлением о необходимости оплаты за капитальный ремонт, которое поступило в адрес ответчика 02.08.2021 г. До настоящего момента задолженность не погашена.
Размер задолженности ответчика, с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения размера исковых требований, за период с 01.11.2018 по 27.12.2020 составляет 9 663, 50 руб.
Согласно ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Размер пени за период с 11.01.2019 по 03.04.2020, согласно расчету истца, составляет 757, 13 руб.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции указал, что истец не предоставил доказательства ежемесячной отправки в адрес ответчика платежных документов, подтверждающих размер платы (задолженности) собственника за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие направление документов на оплату в адрес ответчика.
На основании изложенного, с учетом представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 9 663, 50 руб.
Кроме того, истец просит взыскать с ответчика 3 000 руб. расходов на оплату услуг представителя, ссылаясь на то, что между истцом и ООО "Актив Групп" заключен договор N 01/01 от 05.09.2016 г., оплата подтверждается платежным поручением N 11962 от 16.08.2021 г.
Согласно ст. 106 АПК РФ, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с ч. 2 ст. 110 АПК РФ, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно Постановления Пленума верховного суда российской федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.
Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
На основании ст.ст. 101, 106, 110 АПК РФ, принимая во внимание, что в назначении платежа платежного поручения N 11962 от 16.08.2021 г. указано на то, что оплата произведена по иску к ФКУ "Войсковая часть 25624", а ответчиком по настоящему делу является Министерство обороны Российской Федерации, суд первой инстанции отказал во взыскании расходов на представителя.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что исковые требованиям предъявлены к ненадлежащему ответчику, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
По смыслу положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.
Кроме того, согласно приказу директора Департамента имущественных отношений N 1449 от 31.05.2018 и выписке из ЕГРН, право оперативного управления в отношении спорного объекта недвижимого имущества возникло у ФКУ "Войсковая часть 25624" с 25.11.2020, следовательно, до указанной даты надлежащим ответчиком по делу является собственник его имущества.
Доказательств, указывающих на иные обстоятельства в материалах дела не содержаться, в связи с чем, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в рассматриваемом периоде в силу статьи 210 ГК РФ возлагается на Министерство обороны Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2022 по делу N А40-244246/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-244246/2021
Истец: ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ