г. Чита |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А19-15157/2022 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 сентября 2022 года по делу N А19-15157/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Байкал" (ОГРН 1133850049882, ИНН 3827044017, далее - ООО "Национальная почтовая служба - Байкал", общество) финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования 21 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 сентября 2022 года по делу N А19-15157/2022 заявленные требования удовлетворены частично. С общества в пользу Пенсионного фонда взыскано 5000 рублей финансовой санкции за отчетный период ноябрь 2021 года, в доход федерального бюджета взыскано 2000 рублей государственной пошлины.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 11 500 рублей штрафных санкции за отчетный период август 2021 года.
Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что страхователь самостоятельно обнаружив ошибку в исходных сведениях за август 2021 года, представил дополняющие сведения за указанный период до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом. Полагает, что страхователь умышленно представил пустую форму отчетности по форме СЗВ-М за указанный период, с целью избежания применения штрафных санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе "Картотека Арбитражных Дел" в сети "Интернет" 08 октября 2022 года.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителями апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Байкал" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1133850049882 и в силу положений статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В результате проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ООО "Национальная почтовая служба - Байкал" сведений индивидуального (персонифицированного) учета должностным лицом Государственного Учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обнаружен факт нарушения страхователем требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, что выразилось в нарушении срока представления сведений по форме СЗВ-М (ИСХ) за отчетный период- ноябрь 2011 года, по форме СЗВ-М (ДОП) - август 2021 года, что отражено в актах от 11.01.2022 N 048S18220000273, от 02.02.2022 N 048S18220002380 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По итогам рассмотрения вышеуказанных актов, решениями руководителя управления Пенсионного фонда от 10.02.2022 N 048S019220002929, от 10.03.2022 N 048S019220005271, страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 указанного Федерального закона, в виде штрафа в общем размере 21500 руб.
Требованиями от 04.03.2022 N 048S01220003885, от 31.03.2022 N 048S01220005873, страхователю предложено в добровольном порядке уплатить сумму штрафа в общем размере 21500 руб. Срок исполнения указанных требований истек, денежные средства в соответствующий бюджет не поступили.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника финансовых санкций в размере 21500 руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 30.06.2022 по делу N А19-12923/2022 Пенсионному фонду отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения пенсионного фонда за взысканием штрафных санкции в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ определено, что индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) (действовала до 26.07.2020, утратила силу с 27.07.2020 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (далее - Инструкция N 211н) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений. При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц. Представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица. Представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Пунктом 37 Инструкции N 766н установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции N 766н). Аналогичные правила закреплены в пункте 38, 40 Инструкции N 211н, вступившей в силу 27.07.2020.
Как следует из материалов дела, последним днем представления сведений в территориальный орган Пенсионного фонда по форме СЗВ-М за отчетный период - август 2021 года является 15.09.2021.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за отчетный период - август 2021 года в отношении 0 застрахованных лиц представлены страхователем в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи 10.09.2021.
Далее, страхователем самостоятельно 28.01.2022 был направлен отчет по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за отчетный период - август 2021 года в отношении 23 застрахованных лиц.
Иными словами, сведения по формам СЗВ-М (ДОП) за август 2021 года, представляли собой исправленную страхователем отчетность по формам СЗВ-М (ИСХ) за спорный период. При этом следует отметить, что представление отчетности о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с нулевыми показателями действующим законодательством не запрещено.
Из материалов дела не следует, что представленные страхователем сведения с нулевыми показателями, не были приняты Пенсионным Фондом, информации о выявлении каких-либо ошибок, в том числе о предоставлении отчетности с нулевыми показателями, в материалах дела не содержится. Такие сведения также не поступили в адрес страхователя и в течение пяти дней, как это предусмотрено пунктом 37 Инструкции N 766н.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные сведения фактически представлены страхователем в установленный законодательством срок.
По мнению Пенсионного органа, представление корректирующих сведений не освобождает страхователя от ответственности.
Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Этой же нормой Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях., по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Положения статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 02.07.2018 N 303- КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, от 30.10.2017 N 307- КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Таким образом, подав дополняющую форму за отчетный период: август 2021 года, страхователь реализовал свое право, предусмотренное статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, на дополнение и уточнение переданных сведений.
Прежде всего, следует иметь в виду, что абзац третий статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, т.е. корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
Учитывая, что вышеуказанные дополнения Пенсионным фондом приняты без замечаний (недостоверность сведений не установлена), суд перовой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения общества в данной части к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Пенсионным фондом не доказан факт совершения страхователем правонарушения, выразившегося в нарушении срока представления страхователем сведений за отчетные периоды: август 2021 года, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и правомерности привлечения заявителя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования Пенсионного фонда о взыскании штрафных санкций за отчетный период август 2021 года удовлетворению не подлежали.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу части 4 статьи 229 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 сентября 2022 года по делу N А19-15157/2022 оставить в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15157/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области
Ответчик: ООО "Национальная почтовая служба-Байкал"