г. Москва |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А40-237940/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Ж.В. Поташовой,
судей: |
В.А. Свиридова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Интерген"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2022 по делу N А40-237940/21
по заявлению ООО "Интерген"
к 1) Центральной акцизной таможне, 2) Шереметьевской таможне
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Бачурин С.И. по дов. от 11.01.2022; |
от ответчиков: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИНТЕРГЕН" (далее - заявитель, общество, декларант) с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне, Шереметьевской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконными и отмене Уведомления Центральной акцизной таможни N 10009000/У2021/0005871 от 05 августа 2021 года, с требованием о доплате таможенных платежей и отменить обязанность по доплате НДС в размере на сумму 766 707 руб. 67 коп., Решения Шереметьевской таможни от 20.08.2021 г. N Б/Н по ДТ N 10005030/271220/0411309 о корректировке декларации, на основании которого и было выдано уведомление ЦАТ и удержана сумма НДС.
Решением суда от 24.05.2022, принятым по данному делу, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ООО "Интерген" обратилось с апелляционной жалобой, доводы которой представитель заявителя в судебном заседании полностью поддержал, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ответчики надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 АПК РФ в их отсутствие.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Заявитель, ввез на территорию Российской Федерации и произвел таможенное оформление в соответствии с Таможенной декларацией на товары ДТ N 10005030/271220/0411309 следующий товар, подлежащий освобождению от НДС - изделия медицинские для гинекологии и вспомогательных репродуктивных технологий, код ОКП 943000, код ОКПД 2 32.50.13.190:
1. Игла для биопсии яичников, артикул 13451, производитель LABOTECT GMBH, страна происхождения Федеративная Республика Германия.
2. Инсеминационный катетер, артикул 13372, производитель LABOTECT GMBH, страна происхождения Федеративная Республика Германия.
3. Эмбриотрансферный катетер, артикул 13369, производитель LABOTECT GMBH, страна происхождения Федеративная Республика Германия.
4. Эмбриотрансферный катетер, артикул 13366, производитель LABOTECT GMBH, страна происхождения Федеративная Республика Германия, общая таможенная стоимость -4 167 810 руб. 09 коп.
В ходе проведения таможенного контроля в отношении товаров и сведений, заявленных в Таможенной декларации на товары с регистрационным номером ДТ N 10005030/271220/0411309, таможенный орган посчитал, что представленные документы не являются достаточными для подтверждения права освобождения от уплаты НДС.
В связи с эти было выставлено Уведомление N 10009000/У2021/0005871 от 05 августа 2021 года с требованием о доплате таможенных платежей на сумму 766 707 руб. 67 коп.
В таможенный орган, с целью подтверждения льготы предоставлены следующие документы:
1. Регистрационное удостоверение на медицинское изделие Росздравнадзора N ФСЗ 2012/12555 от 30 июля 2012 года, в котором указан Код ОКПД 94 3000;
2. Декларация о соответствии от 11.09.2020 года, в которой указан код ОКПД2 32.50.13.190 - который приведен в Постановлении Правительства N 1042 от 30.09.2015 как не подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость.
Шереметьевской таможней вынесено Решение N Б/Н по ДТ N 10005030/271220/0411309 о корректировке декларации, на основании которого и было выдано уведомление ЦАТ и удержана сумма НДС.
Не согласившись с уведомлением и решением таможенных органов, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании их незаконными и их отмене.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативном) правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Отказывая в удовлетворении требований, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 24 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) "налоги" - налог на добавленную стоимость, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, относится к таможенным платежам.
При этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе льготы по уплате налогов.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 4 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена ЕАЭС, на территории которого производится выпуск товара.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 150 и подпунктом пункта 2 статьи 149 части второй НК РФ освобождается от обложения НДС ввоз на территорию РФ медицинских товаров по перечню, утверждаемому Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 г. N 1042 (в ред. от 11.07.2020) утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
В разделе I. "Медицинские изделия", в п. 2 указаны "Инструменты колющие 94 3200 (иглы стержневые; иглы трубчатые (инъекционные); скарификаторы, перья; перфораторы, троакары)" код ОКПД2 32.50.13.110, код ТК ВЭД ЕАЭС 9018 39 000 0, где За исключением шприцев медицинских (код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 31).
В разделе I. "Медицинские изделия", в п. 3 указаны "Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой 94 3300 (инструменты однолезвийные; томы; инструменты выкусывающие; ножницы (медицинские); инструменты однолезвийные скоблящие; инструменты многолезвийные с вращением вокруг собственной оси (сверла, фрезы, боры) и прочие)" код ОКПД 2 32.50.13.190, код ТК ВЭД ЕАЭС 9018.
В разделе I. "Медицинские изделия", в п. 4 указаны "Инструменты оттесняющие 94 3400 (расширители; инструменты оттесняющие (зеркала, шпатели); инструменты разделяющие; инструменты извлекающие)" код ОКПД2 32.50.13.190, код ТК ВЭД ЕАЭС 9018.
В разделе I. "Медицинские изделия", в п. 5 указаны "Инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные) 94 3500 (зажимы; пинцеты (медицинские); щипцы зажимные; держатели; инструменты раздавливающие)" код ОКПД2 32.50.13.190, код ТК ВЭД ЕАЭС 9018.
В разделе I. "Медицинские изделия", в п. 6 указаны "Инструменты зондирующие, бужирующие 94 3600 (зонды; бужи; катетеры; трубки, канюли)" код ОКПД 2 32.50.13.190, 32.50.13.110, код ТК ВЭД ЕАЭС 9018.
В разделе I. "Медицинские изделия", в п. 18 указано "Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек 94 5200 (термостаты электрические; установки стоматологические универсальные; оборудование кабинетов и палат; оборудование стоматологическое, зубопротезное, оториноларингологическое; оборудование рентгенологическое, радиологическое и травматологическое; оборудование лабораторное и аптечное; оборудование и агрегаты медицинские разные)" код ОКПД 2 32.50.50.000, код ТК ВЭД ЕАЭС 9018.
Перечисленные в Перечне группы медицинских изделий, а также входящие в них подгруппы и виды продукции освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2015 г. N 1042 Код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.
В соответствии с примечанием 1 к указанному перечню для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного анализа следует, что товарная позиция 9018 ТН ВЭД ЕАЭС гораздо, шире и включает больший диапазон товаров, чем группа с кодами 94 3000.
В связи с чем, необходимо документальное подтверждение (регистрационное удостоверение), заявленного кода ОКП / ОКПД 2 товара, а не его произвольный подбор.
С учетом отмены с 01.01.2017 г. ОК 005-93, в результате перевода кода; ОКП 94 3000 "Изделия травматологические" к коду ОКПД 2 с помощью переходных ключей, размещенных на сайте Минэкономразвития России, спорный товар подлежал отнесению к коду ОКПД 2 32.50 "Инструменты и оборудование Медицинские".
Данный код ОКПД2 не соответствует произвольно выбранному обществом коду 32.50.13.190.
При этом подкласс 94 3000 ОКП также содержит группу ОКП 94 3900, не входящую в Перечень и включающую в себя инструменты вспомогательные; принадлежности инструментов и приспособления.
В связи с отсутствием документов, подтверждающих отношение заявленных товаров к группам продукции ОКП, указанным в Перечне, есть основания полагать, что при получении уточненной классификации по декларируемым товарам коды ОКП не будут поименованы в Перечне (группы продукции ОКП 94 3900), либо не будут соответствовать заявленным кодам ТН ВЭД (группа продукции ОКП 94 3800).
Обществом в качестве доказательств соответствия ввезенных товаров заявленным кодам указана декларация о соответствии, представленная при декларировании. Между тем, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 184-ФЗ, определено, что при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона N 184-ФЗ, при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи: включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лабораторий (центре); предоставляет сертификат системы менеджмента качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.
Порядка регистрации деклараций о соответствии, утвержденного приказов Минэкономразвития России от 21.02.2012 N 976 (далее - Порядок регистрации деклараций о соответствии), установлено, что порядок определяет правила регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов (далее декларация о соответствии) в едином реестре в едином реестре декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов.
Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными" утвержден Постановление Правительства РФ от 19.06.2021 N 936.
Настоящие Правила определяют порядок регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Российской Федерации, деклараций о соответствии на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) и деклараций о соответствии на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме (далее - декларации о соответствии), в реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (далее - единый реестр) с использованием специализированного сервиса автоматизированной электронной регистрации деклараций о соответствии с применением структурного, форматно-логического и иных видов контроля.
Из вышеуказанных норм следует, что декларация о соответствии является документом, подтверждающим соответствие товара техническим регламентам, а не кодам ОКП /ОКПД 2.
Заявленные в ней сведения вносятся на основании представленной самим же заявителем информации. проверка, указанных сведений на соответствие сведениям, указанным в регистрационном удостоверении не проводится, а лишь регистрируется.
Общество, по своему усмотрению выбирает код ОКП/ОКПД 2 и указывает его в декларации о соответствии. Следовательно, принятие декларации о соответствии в качестве документа, подтверждающего код ОКП/ОКПД 2 товара не представляется возможным.
Таким образом, общество не вправе было претендовать на предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС и таможенной пошлины. Обжалуемое ООО "Интерген" уведомление сформировано таможенным органом и направлено в адрес общества в связи со следующими обстоятельствами.
С 25.02.2019 в соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" изменился порядок взыскания задолженности таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 указанного приказа Центральная акцизная таможня производит взыскание таможенных платежей, пеней, процентов в отношении товаров с плательщика таможенных пошлин, налогов местом нахождения которого являются Южный и Юго-Западный административные округа Москвы.
Взаимодействие таможенных органов при выявлении факта неуплаты таможенных платежей утверждено Распоряжением ФТС России от 08.05.2019 N 82-р "Об утверждении Порядка использования автоматизированной подсистемы учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов должностными лицами отдела таможенных платежей таможен".
Отдел таможенных платежей таможни декларирования (Шереметьевская таможня) по результатам таможенного контроля создает паспорт задолженности и вносит все необходимые сведения для взыскания таможенных платежей и пеней.
После присвоения паспорту задолженности состояния "создан" АПС "Задолженность" автоматически определяет для этого паспорта задолженности таможню, которая в соответствии с полномочиями, установленными ФТС России, осуществляет взыскание сумм таможенных, иных платежей, учитываемых в паспорте задолженности (далее - таможня взыскания).
В АПС "Задолженность" Шереметьевская таможня на основании декларации на товары N 10005030/271220/0411309 создала паспорт задолженности в котором декларантом указано ООО "ИНТЕРГЕН".
В соответствии с пунктом 15 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) и на основании паспорта задолженности, сформированного Шереметьевской таможней, Центральной акцизной таможней направлено оспариваемое Уведомление.
При формировании Уведомления в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 289-ФЗ Центральной акцизной таможней начислены пени, на сумму задолженности начиная со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день проведения такого начисления включительно (по день направления Уведомления).
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, о том, что обжалуемое заявителем уведомление таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней законно, сформировано таможней в полном соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения.
Все доводы заявителя отклоняются судом, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2022 по делу N А40-237940/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-237940/2021
Истец: ООО "ИНТЕРГЕН"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ