город Воронеж |
|
02 ноября 2022 г. |
Дело N А35-9547/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
В судебное заседание представители ИП Власовой Н.В., Администрации Кореневского района Курской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Власовой Натальи Владимировны (ОГРНИП 319463200049328, ИНН 463202733703) на решение Арбитражного суда Курской области от 01.08.2022 по делу N А35-9547/2021, по заявлению индивидуального предпринимателя Власовой Натальи Владимировны о признании незаконным решения Администрации Кореневского района Курской области (ОГРН 1054630020202, ИНН 4610006610) об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности от 14.10.2021 N 02-36/4728; об обязании Администрации Кореневского района Курской области принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (ОГРН 1093123008241, ИНН 3123198660),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Власова Наталья Владимировна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Власова Н.В.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Кореневского района Курской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании решения от 14.10.2021 N 02-36/4728 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, незаконным; об обязании Администрации Кореневского района Курской области принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Курской области от 01.08.2022 по делу N А35-9547/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Власова Н.В. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования.
Предприниматель считает, что испрашиваемый земельный участок может быть предметом аукциона на заключение договора аренды.
К материалам дела приобщено дополнение к апелляционной жалобе, поступившее от ИП Власовой Н.В.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Власова Н.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 18.11.2019 за ОГРНИП 319463200049328, ИНН 463202733703.
21.07.2021 ИП Власова Н.В. обратилась в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала N 46:10:080201, имеющего адресные ориентиры: обл. Курская, р-н Кореневский, с/с Пушкарский, с. Жадино, площадью 1 870 м2, с целью предоставления его в аренду сроком на 10 лет для размещения причалов и сооружений, необходимых для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря.
30.08.2021 администрацией принято постановление N 513 об утверждении схемы расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1 870 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Кореневский район, Пушкарский сельсовет, с. Жадино; кадастровый квартал: 46:10:080201; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков код 5.4: причалы для маломерных судов, а также об установлении для данного участка ограничений, предусмотренных статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
ИП Власова Н.В. обеспечила подготовку межевого плана и постановку на учет указанного земельного участка. Земельный участок площадью 1761 * 15 м2 с видом разрешенного использования "причалы для маломерных судов" поставлен на государственный кадастровый учет 27.08.2021, участку присвоен кадастровый номер 46:10:080201:731.
08.10.2021 предприниматель обратилась в администрацию с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка.
Решением от 14.10.2021 N 02-36/4728 администрация, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 46:10:080201:731 находится в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования - реки Сейм, - то есть, в границах земель общего пользования, на основании подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отказала в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Не согласившись с решение администрации от 14.10.2021 N 02-36/4728 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, ИП Власова Н.В. обратилась в суд с заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
При этом частью 8 указанной статьи ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
В частности, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ).
Под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 6 ВК РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 6 ВК РФ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с частью 6 статьи 6 ВК РФ береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых составляет пять метров.
Исходя из части 8 статьи 6 ВК РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2014 N 308-ЭС14-1974, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
При этом предоставление земельного участка на территории общего пользования в индивидуальное арендное пользование создает угрозу реализации неограниченным кругом лиц права на беспрепятственное пользование таким участком (Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2020 N 308-ЭС19-23295 по делу N А32-42704/2018).
Правовым последствием проведения аукциона на основании статьи 39.11 ЗК РФ является заключение договора аренды с победителем торгов.
В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, на уполномоченном по организации торгов органе лежит обязанность по соблюдению требований законодательства как в отношении процедуры проведения торгов, так и в отношении предмета договора.
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
Как следует из материалов дела, данных публичной кадастровой карты (http://pkk5.rosreestr.ru) спорный земельный участок с кадастровым номером 46:10:080201:731 граничит с береговой линией реки Сейм.
Согласно письму Отдела водных ресурсов по Курской и Белгородской областям Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 07.06.2022 N ТШ-5с/538, река Сейм - левый приток р. Десна, имеет общую протяженность 748 км, внесена в государственный водный реестр, (код водного объекта 04010001312106200004150); береговая линия р. Сейм определена, сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Сейм на территории г. Курска и Курской области внесены в государственный водный реестр и ЕГРН. Для реки Сейм ширина прибрежной защитной полосы равна водоохранной зоне, ввиду отнесения данной реки к водным объектам, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение. Ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Сейм составляет 200 метров.
Таким образом, спорный земельный участок расположен в границах береговой полосы водного объекта, то есть, в пределах территории общего пользования.
Следовательно, в силу подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ этот земельный участок не может быть предметом аукциона.
Кроме того, в отсутствие доказательств обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, предоставление земельного участка в аренду в соответствии с указанными положениями не представляется возможным.
Кроме того, апелляционная коллегия считает необходимым указать следующее.
В пункте 4 статьи 39.8 ЗК РФ закреплено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Поэтому с учетом правил пункта 2 статьи 39.6 и пункта 4 статьи 39.8 ЗК РФ заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, является исключением из общего правила, предоставление такого участка производится на торгах (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, а также определить в условиях конкуренции соразмерную плату за пользование публичной землей.
Протокольным определением от 28.09.2022 апелляционная коллегия предлагала ИП Власовой Н.В. письменно указать, в рамках осуществления какого вида деятельности ей необходимо размещение и какого именно (исходя из законодательно данных определений) объекта: причала (порта) либо лодочной станции, в рамках каких правоотношений (связанных со строительством гидротехнических сооружений, водного транспорта, спорта, торговой деятельности в рекреационной зоне, предлагалось представить проект освоения территории, проект сооружения, для которого испрашивается земельный участок; пояснить, направлялись ли соответствующие документы в административный орган с заявлением о предоставлении участка в аренду; нормативно обосновать порядок использования участка (с предоставлением, без предоставления и порядок получения его в пользование; с учетом вышеуказанных обстоятельств обосновать несоответствие закону и нарушение прав заявителя оспариваемым отказом и определить окончательную правовую позицию по жалобе.
ИП Власова Н.В. в дополнении к апелляционной жалобе пояснила, что была намерена арендовать земельный участок для размещения причалов и сооружений, необходимых для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря; совершения оздоровительно-спортивного вида рекреационной деятельности.
В соответствии с абзацем 12 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации "причал" - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;
"база (сооружение) для стоянки маломерных судов" - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.
К маломерному судну Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации относит судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать (абзац семнадцатый статьи 3); к прогулочному судну - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах (абзац восемнадцатый статьи 3); к спортивному парусному судну - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.
Поскольку, как указано заявителем, в предпринимательской деятельности предполагалось размещение не лодочной станции и НТО, порядок использования которых установлен без предоставления земельного участка на основании Схемы размещения НТО, то необходимо разрешение на использование водного объекта, находящегося в Федеральной собственности.
В данном случае подлежит применению водное законодательство.
Поскольку для строительства причала необходимо использование не только береговой полосы, то положения пункта 4 статьи 39.8 ЗК РФ в данном случае не применимы.
В силу статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.
Водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных положений статей 1, 5, 8 Водного кодекса Российской Федерации, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только водные объекты (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидрологической связи с иными водными объектами.
Если водный объект не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидрологическую связь, он относится к собственности Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 - 5 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
По смыслу указанных норм в их взаимосвязи водный объект включает в себя не только воды, но и покрытые ими и сопряженные с ними земли (дно и берега водного объекта), соответственно, земельные участки в пределах береговой полосы относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности в зависимости от того, к чьей собственности относится водный объект.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 N 308-ЭС15-13877 земельные участки, располагающиеся в береговой полосе водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, также находятся в собственности Российской Федерации. Распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 46:10:080201:731 граничит с береговой линией реки Сейм.
Таким образом, исходя из положений статьи 8 ВК РФ, река Сейм находится в собственности Российской Федерации, а в силу части 6 статьи 6 ВК РФ ширина ее береговой полосы составляет двадцать метров.
Из представленных в материалы дела документов, следует, что земельный участок, в отношении которого предприниматель просит провести аукцион на право заключения договора аренды, целиком расположен в границах береговой полосы реки Сейм, которая является водным объектом, находящимся в федеральной собственности.
В соответствии со статьи 47 Водного кодекса Российской Федерации использование поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания и законодательством о морских портах.
Использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации осуществляется без предоставления водных объектов в пользование.
Использование акватории поверхностных водных объектов, необходимой для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений и занятой гидротехническими сооружениями, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
В силу статьи 50 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.
Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
Заявитель указывает на вид разрешенного использования земельного участка, однако, его нельзя отождествлять с целью использования территории в пределах береговой полосы и водного объекта.
Конкретную цель использования заявитель на в заявлении в Администрацию, ни суду не указала, ни проекта освоения территории, ни проектной документации на планируемое к размещению сооружение не представлено. С заявлением о заключении договора водопользования предприниматель не обращалась.
При таких обстоятельствах, учитывая различные порядки размещения НТО, гидротехнических сооружений, а также по предоставлению в пользование земельных участков и водных объектов, а также различные компетентные органы, наделенные соответствующими полномочия, то у суда отсутствуют основания для вывода о том, что в данном случае использование испрашиваемой территории возможно без предоставления водного объекта и заключения договора водопользования, только лишь на основании договора аренды земельного участка.
Поэтому оснований для вывода о том, что заявителем были представлены все необходимые документы и о нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов предпринимателя не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 01.08.2022 по делу N А35-9547/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9547/2021
Истец: ИП Власова Наталья Владимировна
Ответчик: Администрация Кореневского района Курской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях., Отдел водных ресурсов Донского бассейнового водного управления по Курской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Курской области