г. Чита |
|
02 ноября 2022 г. |
Дело N А78-1423/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Гречаниченко А.В., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Читинской таможни на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2022 года по делу N А78-1423/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственный комплекс "Корма" (ОГРН 1145476070277, ИНН 5403359641) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) о признании незаконным решения от 25 ноября 2021 года N 20-10/18040 об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10719120/231119/0005900,
при участии в судебном заседании:
от Читинской таможни - Шешукова А.Б. - представителя по доверенности от 11.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Производственный комплекс "Корма" (далее - заявитель, ООО ПК "Корма", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Читинской таможне (далее также - таможенный орган или таможня) о признании незаконным решения от 25 ноября 2021 года N 20-10/18040 об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10719120/231119/0005900, как несоответствующего Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленном порядке и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2022 года решение Читинской таможни об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, изложенное в письме от 25 ноября 2021 года N 20-10/18040, признано незаконным, как несоответствующее Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.
На Читинскую таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном порядке.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Читинская таможня обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, по доводам, изложенным в жалобе.
Таможня отмечает, что вывод суда о том, что задекларированный ООО ПК "Корма" по ДТ товар L- треонин 98,5%, кормовая добавка для производства премиксов и комбикормов для сельскохозяйственных животных, в том числе птиц и рыб, не содержит генно-инженерно-модифицированных организмов и продуктов..." подлежит классификации по коду TH ВЭД ЕАЭС 2922 50 000 0, не верен, так как не подтвержден доказательствами.
Заявитель жалобы указал, что фактически документ, подтверждающий полномочия таможенного представителя на совершение таможенных операций к декларации N 10719120/231119/0005900 не прилагался.
Таможня пояснила, что при проведении анализа представленных документов Таможенный орган руководствуется не только целью установления административных барьеров Декларанту, а так же целью защиты их экономических интересов. Именно для исключения фактов несанкционированных с Декларантом действий используются методы контроля и ограничений полномочий представителя.
В письменном отзыве общество просит оставить решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2022 года по делу N А78-1423/2022 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Читинской таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно информационной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 17 февраля 2022 года (т. 1, л.д. 12-13) ООО ПК "Корма" зарегистрировано в качестве юридического лица 03 июня 2014 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1145476070277.
23 ноября 2019 года в рамках исполнения внешнеторгового контракта N DD- AN190121-L1 от 21 января 2019 года, заключенного между ООО ПК "Корма" (покупатель) и фирмой "HULUNBEIER NORTHEAST FUFENG BIOTECHNOLOGIES CO., LTD" (Китай) (продавец), на таможенный пост Читинской таможни Обществом была подана ДТ N 10719120/231119/0005900 (т. 1, л.д. 63), для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара N 1: "L-треонин 98,5% - кормовая добавка в виде желтовато-белого кристаллического порошка, является соединением определенного химического состава (химическая формула C4H9NO3), с содержанием L-треонина не менее 98,5%, влаги не более 1,5%...".
В графе 33 названной ДТ классификация товара была осуществлена в товарной подсубпозиции 2922 49 850 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно графам 9 и 14 ДТ декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, является ООО ПК "Корма".
Товар был выпущен на территорию Российской Федерации 26 ноября 2019 года.
01 ноября 2021 года в таможенный орган от Общества в лице таможенного представителя ООО "Транспорт Девелопмент Групп" поступило обращение о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10719120/231119/0005900 в сведения, содержащиеся в графах 31 и 33 ДТ, с формой корректировки декларации на товары (далее - КДТ) (т. 1, л.д. 65-70).
Решением таможни, формализованном в письме от 25 ноября 2021 года N 2010/18040 (т. 1, л.д. 34-35, 71-73) во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10719120/231119/0005900, отказано на основании подпункта "б" пункта 18 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289).
Не согласившись с названным решением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
На основании статей 104, 105 и 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД); код товаров в соответствии с ТН ВЭД.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 108 Таможенного кодекса ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с ТН ВЭД.
Согласно пункту 3 статьи 112 Таможенного кодекса ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией.
Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
В частности, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 утвержден Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в подпункте б) пункта 11 которого установлено, что изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов недостоверных сведений, заявленных в ДТ.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 настоящего Порядка, или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 настоящего Порядка, в соответствии с разделом IV настоящего Порядка.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров (далее - решение) в соответствии с разделом V настоящего Порядка (пункт 11.1 Порядка N 289).
Возможность изменения (дополнения) внесенных в декларацию на товары сведений после выпуска товаров по результатам проведенного таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей, также предусмотрена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49).
Согласно пунктам 12 и 13 Порядка N 289 для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Обращение и документы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, либо документы, указанные в абзаце втором настоящего пункта, подаются в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, либо иной таможенный орган, определенный в соответствии с законодательством государств-членов.
Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений).
В случае если обращение содержит сведения, необходимые в соответствии с законодательством государства-члена для возврата (зачета) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей, оно рассматривается в качестве заявления на возврат (зачет), если в соответствии с законодательством государства-члена возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей производится по заявлению плательщика.
Ранее уже отмечалось, что 23 ноября 2019 года в рамках исполнения внешнеторгового контракта N DD-AN190121-L1 от 21 января 2019 года, заключенного между ООО ПК "Корма" (покупатель) и фирмой "HULUNBEIER NORTHEAST FUFENG BIOTECHNOLOGIES CO., LTD" (Китай) (продавец), на таможенный пост Читинской таможни Обществом была подана ДТ N 10719120/231119/0005900 (т. 1, л.д. 63), для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара N 1: "L-треонин 98,5% - кормовая добавка в виде желтовато-белого кристаллического порошка, является соединением определенного химического состава (химическая формула C4H9NO3), с содержанием L-треонина не менее 98,5%, влаги не более 1,5%...".
В графе 33 названной ДТ классификация товара была осуществлена в товарной подсубпозиции 2922 49 850 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно графам 9 и 14 ДТ декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, является ООО ПК "Корма".
Товар был выпущен на территорию Российской Федерации 26 ноября 2019 года.
01 ноября 2021 года в таможенный орган от Общества в лице таможенного представителя ООО "Транспорт Девелопмент Групп" поступило обращение о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10719120/231119/0005900 в сведения, содержащиеся в графах 31 и 33 ДТ, с формой корректировки декларации на товары (далее - КДТ) (т. 1, л.д. 65-70).
Решением таможни, формализованном в письме от 25 ноября 2021 года N 20-10/18040 (т. 1, л.д. 34-35, 71-73), во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10719120/231119/0005900, отказано на основании подпункта "б" пункта 18 Порядка N 289 ввиду несоблюдения заявителем требований, предусмотренных пунктами 4 и 12 указанного Порядка.
В частности, таможенный орган пришел к выводу, что к обращению от 01 ноября 2021 года Обществом приложен договор, заключенный с таможенным представителем N ТЭО/217 от 18 ноября 2017 года, сроком действия по 31 декабря 2020 года. В связи с истечением срока действия представленный договор не является подтверждающим полномочия таможенного представителя на совершение таможенных операций документом.
В тоже время таможней не учтено следующее.
Действительно, в силу положений подпункта "б" пункта 18 Порядка N 289 таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в случае, если не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11-15 настоящего Порядка.
Согласно пункту 4 Порядка N 289 от имени и по поручению декларанта таможенные операции, связанные с внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, могут совершаться таможенным представителем при представлении документов, подтверждающих полномочия таможенного представителя на совершение соответствующих таможенных операций. Документы, подтверждающие полномочия таможенного представителя на совершение таможенных операций, связанных с внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, не представляются, если такие документы представлялись в таможенный орган при подаче ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
Из материалов настоящего дела следует, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле, что 18 декабря 2017 года между декларантом (ООО ПК "Корма) и таможенным представителем (ООО "Транспорт Девелопмент Групп") заключен договор N ТЭО/217 (т. 1, л.д. 89-94), по условиям которого ООО "Транспорт Девелопмент Групп", действуя как таможенный представитель, оказывает услуги по таможенному декларированию товаров и транспортных средств.
В пункте 3.1.5 названного Договора сторонами определено, что ООО "Транспорт Девелопмент Групп", действуя как таможенный представитель, обязан производить от имени и за счет клиента таможенное декларирование товаров и транспортных средств клиента, для чего совершать таможенные операции и иные юридически значимые действия, предусмотренные законодательством и Договором, необходимые для помещения товаров и транспортных средств клиента под выбранную таможенную процедуру, включая совершение иных действий (за исключением уплаты таможенных платежей), необходимых для таможенного декларирования и таможенного контроля товаров.
Согласно пунктам 10.4 и 10.5 Договора настоящий Договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует один календарный год. Истечение срока действия Договора не влечет прекращение обязательств, возникших из Договора до прекращения его действия.
Действие настоящего Договора на новый срок может быть продлено автоматически, при условии, что ни одна из сторон не выступила инициатором его прекращения за 30 дней до истечения срока действия Договора. Продление действия настоящего Договора в указанном порядке может быть неоднократным. В этом случае подписание каких-либо документов о продлении договора не требуется.
Названный Договор был указан обществом при подаче ДТ N 10719120/231119/0005900 в графе 44 с кодом 11002 (в соответствии с Классификатором видов документов и сведений (Приложение 8 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов") под кодом 11002 указывается договор с таможенным представителем).
В частности, в графе 44 ДТ N 10719120/231119/0005900 под кодом 11002 указано "ТЭО/217 от 18.12.2017 10719032/100719/0000074", то есть в спорной ДТ имеется ссылка на Договор, ранее приложенный к ДТ 10719032/100719/0000074 и уже имеющийся в распоряжении таможни, что также подтверждено таможенным органом в дополнении от 19 мая 2022 года к отзыву на заявление.
Таким образом, договор N ТЭО/217 от 18 декабря 2017 года считается представленным в таможенный орган при подаче ДТ N 10719120/231119/0005900, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
Названный Договор был учтен таможней при декларировании спорного товара, товар по указанной ДТ выпущен на территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка N 289 таможенные операции, связанные с внесением изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, совершаются в государстве-члене Таможенного союза (далее - государство-член), в таможенном органе которого зарегистрирована ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
В пункте 4 Порядка N 289 императивно установлено, что документы, подтверждающие полномочия таможенного представителя на совершение таможенных операций, связанных с внесением изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, не представляются, если такие документы представлялись в таможенный орган при подаче ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
При подаче обращения о внесении изменений в ДТ декларантом представлена доверенность на Третьякову Н.С. от 16 декабря 2019 года сроком действия до 31 декабря 2021 года, подтверждающая представление полномочий ООО "Транспорт Девелопмент Групп" как таможенного представителя.
Доказательств порочности указанной доверенности материалы дела не содержат.
В этой связи доводы таможни о неподтверждении полномочий таможенного представителя на совершение таможенных операций документом - Договором N ТЭО/217 от 18 декабря 2017 года, не состоятельны.
Ссылка таможни на наличие в ее распоряжении Договора N ТЭО/217 от 18 декабря 2017 года только в формализованном виде (без положений пунктов 10.4 и 10.5 такого Договора) не опровергает императивного требования пункта 4 Порядка N 289 не представлять документы, подтверждающие полномочия таможенного представителя на совершение таможенных операций, связанных с внесением изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, если такие документы ранее представлялись в таможенный орган при подаче ДТ. К тому же таможенным органом не опровергнуто фактическое действие Договора N ТЭО/217 в ноябре 2021 года (его продление на новый срок).
Аналогичная правовая позиция отражена в судебно-арбитражной практике по делам N N А78-6833/2021 и А78-8901/2021.
Кроме того, в оспариваемом решении таможенный орган указывает на Договор N ТЭО/217 от 18 ноября 2017 года, однако такой договор к обращению от 01 ноября 2021 года декларантом не представлялся. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Вывод таможни о непредставлении обществом документов, подтверждающих обоснованность вносимых изменений в ДТ, суд также признает несостоятельным и незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Таможенного кодекса ЕАЭС и статьей 14 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов.
Международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
С 1 января 1997 года для Российской Федерации вступила в силу Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы (пункт а) статьи 1 указанной Международной конвенции).
С 23 августа 2012 года применяется ТН ВЭД ТС, утвержденная решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (с 01.01.2015 года ТН ВЭД ЕАЭС), действовавшего до 31.12.2021 года.
Пунктом 1 статьи 20 Таможенного кодекса ЕАЭС предусмотрено, что декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Обществом по ДТ N 10719120/231119/0005900 (т. 1, л.д. 63) для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввезен товар N 1 "L-треонин 98,5%" - кормовая добавка в виде желтовато-белого кристаллического порошка, является соединением определенного химического состава (химическая формула C4H9NO3), с содержанием L-треонина не менее 98,5%, влаги не более 1,5%...", код ТН ВЭД ЕАЭС 2922 49 850 0.
26 ноября 2019 года товар был выпущен таможенным органом на территорию Российской Федерации.
01 ноября 2021 года в таможенный орган от Общества поступило обращение о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10719120/231119/0005900 после выпуска в сведения, содержащиеся в графах 31 и 33 ДТ, с формой КДТ (т. 1, л.д. 65-70).
Решением таможни, формализованном в письме от 25 ноября 2021 года N 2010/18040 (т. 1, л.д. 34-35, 71-73), во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10719120/231119/0005900, отказано на основании подпункта "б" пункта 18 Порядка N 289 ввиду несоблюдения заявителем требований, предусмотренных пунктами 4 и 12 указанного Порядка.
В соответствии с пунктом 17 Порядка N 289 таможенный орган, рассматривающий обращение и документы, представленные в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, либо документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Кодексом.
Согласно подпункту "б" пункта 18 Порядка N 289 таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в случае невыполнения требований, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка.
Оспаривая в судебном порядке решение таможенного органа об отказе во внесении изменений (дополнений) в спорную ДТ, Общество полагает, что ввезенный по ДТ товар "L-Треонин 98,5%" содержит два типа кислородосодержащих функциональных группы: карбоксильную и гидроксильную, в связи с чем подлежит классификации в товарной подсубпозиции 2922 50 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В свою очередь, выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с основными правилами интерпретации (далее - ОПИ).
Согласно пункту 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (действовали до 31.12.2021 года), названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии положениями Правил 2-5.
Пунктом 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС (Правило 6) предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Аналогичные требования в настоящее время установлены ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии".
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД. Для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.
Также при классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21), которые базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации. Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение N 522), основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Согласно пункту 6 Положения N 522 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
- ОПИ 1 применяется в первую очередь;
- ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
- ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
- ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
- ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; - ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
На основании пунктов 7.1 и 7.2 Положения N 522 при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации:
Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 этого Положения.
Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 данного Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
- определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;
- определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);
- определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);
- и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
Таким образом, классификация товара должна осуществляться, в первую очередь, в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам, причем наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус.
После того, как определена соответствующая четырехзначная товарная позиция, дальнейшую классификацию устанавливает правило ОПИ 6, согласно которому классификация осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
В пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ N 49 разъяснено, что обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Как отмечалось ранее, ввезенный по спорной ДТ товар "L-треонин 98,5" первоначально классифицирован обществом в товарной подсубпозиции 2922 49 850 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Аминосоединения, включающие кислородсодержащую функциональную группу: аминокислоты, кроме соединений, содержащих более одного типа кислородсодержащих функциональных групп, и их сложные эфиры; соли этих соединений: прочие: прочие".
Таможенный орган согласился с приведенной классификацией товара и разрешил его ввоз на территорию Российской Федерации.
Впоследствии 01 ноября 2021 года от ООО ПК "Корма" поступило обращение о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10719120/231119/0005900 после выпуска в сведения, содержащиеся в графах 31 и 33 ДТ: заявитель просил дополнить наименование товара указанием на "...является аминосоединением с двумя типами кислородсодержащих функциональных групп: гидроксильной и карбоксильной, представляет 2-амино-3-гидроксибутановую кислоту.", а также изменить код товара ТН ВЭД ЕАЭС с 2922 49 850 0 на 2922 50 000 0 "Аминосоединения, включающие кислородсодержащую функциональную группу: аминоспиртофенолы, аминокислотофенолы и аминосоединения прочие с кислородсодержащими функциональными группами".
Таким образом, спор между обществом и таможенным органом фактически возник относительно классификации товара на уровне одной товарной позиции 2922 ТН ВЭД ЕАЭС, но разных товарных подсубпозиций.
Согласно примечанию 1(а) к ТН ВЭД ЕАЭС если в контексте не оговорено иное, в товарные позиции группы 29 "Органические химические соединения" включаются только отдельные органические соединения определенного химического состава, содержащие или не содержащие примеси.
Товары, которые могут быть включены в две или более товарные позиции данной группы, включаются в товарную позицию, последнюю в порядке возрастания кодов в данной группе Номенклатуры (примечание 3).
В примечании 4 установлено, что в товарных позициях 2911, 2912, 2914, 2918 и 2922 термин "кислородсодержащая функциональная группа" относится лишь к тем функциональным группам (характеристические органические кислородсодержащие группы), которые указаны в товарных позициях 2905-2920.
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС (Том II. Разделы VI-VIII. Группы 29-43) термин "аминосоединения с кислородсодержащей функциональной группой" означает аминосоединения, которые помимо аминной функциональной группы имеют одну или более кислородсодержащих функциональных групп, определенных в примечании 4 к группе 29 (спиртовую, простую эфирную, фенольную, ацетальную, альдегидную, кетонную и т.п. функциональные группы, а также их сложные эфиры органических и неорганических кислот. Следовательно, в данную товарную позицию включаются аминосоединения, которые являются замещенными производными аминов, имеющие кислородсодержащие функциональные группы товарных позиций 2905-2920, и сложные эфиры и соли этих соединений.
Аминокислоты и их сложные эфиры, соли этих соединений являются соединениями, которые содержат одну или более карбоксильных функциональных групп и одну или более аминных функциональных групп. Ангидриды, галогенангидриды, пероксиды и пероксикислоты карбоновых кислот рассматриваются как кислотные функциональные группы.
Эти соединения имеют в качестве кислородсодержащих функциональных групп только кислотные функциональные группы, их сложные эфирные или ангидридные, галогенангидридные, пероксидные или пероксикислотные функциональные группы или сочетания этих функциональных групп. Любая кислородсодержащая функциональная группа, не находящаяся в "исходном" сегменте, присоединенном к исходной аминокислоте, для целей классификации во внимание не принимается.
Для классификации в субпозициях 2922 11 - 2922 50 простая эфирная или сложная эфирная функциональная группа органической или неорганической кислоты рассматривается как спиртовая, фенольная или кислотная функциональная группа в зависимости от положения кислородсодержащей функциональной группы по отношению к аминогруппе. В этих случаях должны приниматься во внимание только те кислородсодержащие функциональные группы, которые присутствуют в части молекулы, расположенной между аминной функциональной группой и атомом кислорода, принадлежащим простой эфирной или сложной эфирной функциональной группе. Сегмент, содержащий аминную функциональную группу, рассматривается как "исходный". Например, в соединении 3-(2-аминоэтокси)пропионовая кислота исходным сегментом является аминоэтанол, и карбоксильная группа для целей классификации во внимание не принимается; данное соединение как простой эфир аминоспирта включается в субпозицию 2922 19.
Если соединение содержит две или более простые эфирные или сложные эфирные функциональные группы, то для целей классификации молекула разбивается на части по атому кислорода каждой простой эфирной или сложной эфирной функциональной группы и учитываются только те кислородсодержащие функциональные группы, которые находятся в том же сегменте, что и аминная функциональная группа.
Если соединение имеет две или более аминные функциональные группы, связанные с простой эфирной или сложной эфирной функциональной группой, то оно включается в субпозицию, которая является последней в порядке возрастания кодов; конкретная субпозиция определяется с учетом того, рассматривается ли простая эфирная или сложная эфирная функциональная группа как спиртовая, фенольная или кислотная функциональная группа по отношению к каждой аминной функциональной группе.
Из представленной в материалы дела ДТ и приложенных к ней документов следует, что обществом 23 ноября 2019 годах декларировался товар "L-треонин 98,5% - кормовая добавка в виде желтовато-белого кристаллического порошка, является соединением определенного химического состава (химическая формула C4H9NO3), с содержанием L-треонина не менее 98,5%, влаги не более 1,5%, используется в качестве кормовой добавки для производства премиксов и комбикормов с целью обогащения и балансирования рационов сельскохозяйственных животных, в том числе птиц и рыб по треонину, не содержит генно-модифицированных организмов и продуктов...".
В Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 57850-2017 "Треонин кормовой. Технические условия", утвержденном и введенном в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2017 N 1545-ст (далее - ГОСТ Р 57850-2017), определено, что кормовой треонин (L-треонин) получается микробиологическим синтезом с различным содержанием основного вещества (98,5% и 75,0%) и применяемый при производстве продукции комбикормовой промышленности или для обогащения рационов животных в хозяйствах.
Кормовой треонин (2-амино-3-гидроксибутановая кислота L-Threonine), эмпирическая формула C4H9NO3, молекулярная масса - 119,12 г/моль, по органолептическим характеристикам и физико-химическим показателям качества должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
В частности, L-треонин 98,5% является кристаллическим порошком, без посторонних примесей и признаков плесени, с массовой долей L-треонина, %, не менее 98,5; массовой долей влаги, %, не более 0,5; массовой долей сырой золы, %, не более 0,5.
В своем заявлении общество приводит структурную формулу приведенного органического соединения, из которой следует, что в составе треонина имеется две кислородосодержащих группы: карбоксильная (кислотная) группа (СООН) и гидроксильная (спиртовая) группа (ОН).
Однако таможенный орган в оспариваемом решении отмечает, что обращение ООО ПК "Корма" на отбор проб (образцов) партии товара, сведения о котором были заявлены в ДТ N 10719120/231119/0005900, в таможенный орган не направлялось, что позволяет сделать выводы об отсутствии проведения по товару, задекларированному по ДТ N 10719120/231119/0005900, и не позволяет установить фактические характеристики товара и документально подтвердить описание товара, приводимое декларантом в графе 31 КДТ, представленной к обращению (заявлению) декларанта о внесении изменений (дополнений) в ДТ от 01 ноября 2021 года.
В тоже время вступившими в законную силу судебными актами по дела N N А78- 5801/2020, А78-5239/2020, А78-6833/2021 и А78-8901/2021, подтверждено отсутствие необходимости проводить непосредственную экспертизу самой аминокислоты для установления количества кислородосодержащих функциональных групп в ее составе, поскольку установление кислородсодержащих функциональных групп (классифицирующий признак кода ТН ВЭД ЕАЭС) кормового треонина может быть произведено на основании открытой химической и структурной формулы данного органического соединения, являющейся для него неизменной. Проведение же экспертизы с изъятием проб и их исследованием будет оправдано в случае оспаривания соответствия задекларированного и перевозимого товара и для этих целей изучения формулы действительно перевозимого товара.
В рамках указанных дел арбитражными судами подтверждены доводы заявителя о том, что 2-амино-3-гидроксибутановая кислота (L-треонин) включает в себя две кислородосодержащих группы: карбоксильная (кислотная) группа (СООН) и гидроксильная (спиртовая) группа (ОН). Таким образом, исходя из признаков, определяющих классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС, и особенностей задекларированного товара, товар "L-треонин 98,5%" подлежит классификации в товарной подсубпозиции 2922 50 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом судами по делам N А78-5801/2020 и N А78-5239/2020 установлено, что таможенному органу было известно о двойной классификации товара "L-треонин" (как по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2922 49 850 0, так и по коду 2922 50 000 0) в спорный период времени, что в соответствии с положениями таможенного законодательства недопустимо. Однако таможня не предприняла какие-либо действия по установлению химической структуры аминокислоты, в том числе путем проведения таможенной экспертизы, на стадии выпуска таких товаров для внутреннего потребления.
В силу положений части 2 статьи 69 АПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 января 2022 года N 302-ЭС21-27698 таможенному органу отказано в передаче кассационной жалобы на решение суда по делу N А78-5801/2020 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам. Верховым Судом Российской Федерации указано на надлежащую правовую оценку выводов арбитражных судов.
При рассмотрении заявленных требований по настоящему делу таможней не представлено доказательств того, что таможенным органом были выявлены недостоверные сведения в графе 31 спорной ДТ при описании декларируемого товара или Обществом был ввезен товар с иной химической формулой. Напротив, товар ДТ N 10719120/231119/0005900 выпущен таможней в обращение на территории Российской Федерации.
Кроме того, приказом ФТС России от 07.12.2020 N 1068 (вступил в силу с 30.04.2021, действовал до 09.02.2022) внесены изменения в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 14.01.2019 N 28, согласно пункту 226.1 которых отдельное органическое соединение определенного химического состава, содержащее или не содержащее примеси - аминокислота L-треонин, представляющая 2-амино-3-гидроксибутановую кислоту, при условии удовлетворения требованиям положений подпунктов "г"-"ж" пункта 1 примечаний к группе 29 ТН ВЭД ЕАЭС, классифицируется в субпозиции 2922 50 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 1 и 6.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что задекларированный ООО ПК "Корма" по ДТ N 10719120/231119/0005900 товар "L-треонин 98,5%...(химическая формула C4H9NO3 - 98,5%)..." является аминосоединением с двумя типами кислородсодержащих функциональных групп: гидроксильной и карбоксильной, представляет собой 2 -амино- 3 -гидроксибутановую кислоту, и подлежит классификации по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2922 50 000 0 "Аминосоединения, включающие кислородсодержащую функциональную группу: аминоспиртофенолы, аминокислотофенолы и аминосоединения прочие с кислородсодержащими функциональными группами", как аминокислота с двумя кислородсодержащими функциональными группами.
Следовательно, решение таможни об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в спорной ДТ, изложенное в письме от 25 ноября 2021 года N 20-10/18040, является неправомерным, не соответствует Таможенному кодексу ЕАЭС и Порядку N 289, нарушает права и законные интересы декларанта (Общества).
Также судом отмечено, что, несмотря на выработанную правовую позицию относительно признаков и особенностей, определяющих классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС задекларированного товара "L-треонин 98,5%..." и правомерность определения классификации спорного товара по подсубпозиции 2922 50 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенный орган продолжает оспаривать доводы декларанта, в том числе не соглашаясь с вступившими в законную силу решениями судов по делам N N А78-5801/2020, А78-5239/2020, А78-6833/2021 и А78-8901/2021.
В связи с чем суд (как и по делу N А78-5239/2020) вновь указывал таможенному органу на недопустимость игнорирования выработанных правовых позиций вступивших в законную силу судебных актов и разъясняет, что оставляет за собой право вынести частное определение в соответствии с положениями части 1 статьи 188.1 АПК Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Из буквального толкования названных положений следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемых решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав незаконным решение органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания решения соответствующего органа (должностного лица) незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
При этом арбитражный суд самостоятельно определяет способ восстановления нарушенного права.
Поскольку в рассматриваемом случае предметом заявленных требований является проверка законности решения таможни об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10719120/231119/0005900, арбитражный суд в качестве способа восстановления нарушенного права ООО ПК "Корма" счел возможным ограничиться указанием на обязанность Читинской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в установленном порядке.
При этом суд разъяснил, что порядок и соответствующие действия таможенного органа по внесению изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в таможенной декларации, установлены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2022 года по делу N А78-1423/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Гречаниченко А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1423/2022
Истец: ООО ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС КОРМА
Ответчик: ЧИТИНСКАЯ ТАМОЖНЯ