г. Хабаровск |
|
07 ноября 2022 г. |
А04-3886/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Сазанова Алексея Николаевича: Печеник С.Ф. по доверенности от 12.05.2021;
от Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по Серышевскому району: Карпухина Н.С. по доверенности от 20.01.2022.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Сазанова Алексея Николаевича
на решение от 14.07.2022
по делу N А04-3886/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Серышевскому району
к Индивидуальному предпринимателю Сазанову Алексею Николаевичу
об урегулировании разногласий по договору
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратился Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Серышевскому району с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Сазанову Алексею Николаевичу об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта N 14/2-СИ-22 в следующей редакции:
1) в пункте 1.3. исключить слова "...и иных случаях, предусмотренных действующим законодательством) или при работе приборов учета неполный расчетный период...";
2) пункт 2.2.1. исключить полностью;
3)в пункте 4.1. в первом предложении слова "...и составляет 1623447,68 руб. (Один миллион шестьсот двадцать три тысячи четыреста сорок семь рублей 68 коп.) в том числе НДС 270574,61 руб. (двести семьдесят тысяч пятьсот семьдесят штыре рубля 61 коп.)" заменить словами "...и составляет 145799,00 руб. (сто сорок пять тысяч семьсот девяносто девять рублей 00 коп.) в том числе НДС 20% 24299,83 руб. (двадцать четыре тысячи двести девяносто девять рублей 83 коп.)", а также дополнить абзацем следующего содержания: "Сумма подлежащая уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Государственного контракта если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.";
4) раздел 4 дополнить пунктом 4.13. следующего содержания: "4.13 Размер оплаты, причитающейся ТСО за выполнение контракта уменьшается на сумму неустойки (штрафа, пени) с учетом последующего перечисления ее в установленном законодательством Российской Федерации порядке в доход федеральною бюджета";
5) пункт 5.13. исключить полностью;
6) пункт 5.21. исключить полностью
7) пункт 7.4. исключить полностью;
8) пункт 7.5. изменить и изложить в следующей редакции: "В случае просрочки исполнения Потребителем обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств, предусмотренных контрактом. Теплоснабжающая организация вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной сто тридцатой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы.";
9) пункт 7.6. изменить и изложить в следующей редакции: "трафы начисляются за ненадлежащее исполнение Потребителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом за каждый факт неисполнения Потребителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цепа контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение Потребителем обязательств, предусмотренных контрактом, и может превышать цену контракта.";
10) пункт 7.7. изменить и изложить в следующей редакции: "В случае просрочки исполнения Теплоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Теплоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных Контрактом, Потребитель направляет Теплоснабжающей организации требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Теплоснабжающей организацией обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Теплоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Теплоснабжающей организацией обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Теплоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случая, предусмотренного абзацем 6 и 7 настоящего пункта):
- 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Теплоснабжающей организацией обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
- 1 000,00 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Теплоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.";
11) пункт 7.9. исключить полностью;
12) раздел 7 дополнить пунктами 7.10. и 7.11. следующего содержания:
"7.10.ТСО возмещает Потребителю причиненные убытки в случае последующих закупок у иных контрагентов.
7.11. В случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение ТСО контракта повлекло его досрочное прекращение, потребитель вправе потребовать от ТСО возмещение убытков в соответствии со ст. 393.1 ГК Ф/РФ";
13) пункт 8.2. изменить и изложить в следующей редакции: "Срок оказания услуг по настоящему Контракту - с 01.04.2022 г. по 30.04.2022 г. Срок действия контракта с 01.04.2022 по 30.06.2022, а в части взаиморасчетов - до полного их исполнения. Исполнение контракта 30.06.2022.";
14) абзац 1 пункта 8.4. изменить и изложить в следующей редакции: "Односторонний отказ Сторон от исполнения настоящего Контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 22 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.";
15) абзац 1 пункта 10.3. изменить и изложить в следующей редакции: "Изменение цены государственного контракта не допускается, за исключением ее изменения по соглашению сторон в случаях, установленных ч. 1 ст. 95 Федеральною закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 14.07.2022 разногласия по государственному контракту N 14/2-СИ-22 между Отделом министерства внутренних дел Российской Федерации по Серышевскому району (ОГРН 1022800712131, ИНН 2824001430) и индивидуальным предпринимателем Сазанововым Алексеем Николаевичем (ОГРН 320280100015819, ИНН 280103092433) урегулированы путем принятия спорных положений договора в следующей редакции:
Из пункта 1.3. исключить слова: "и иных случаях, предусмотренных действующим законодательством или при работе приборов учета неполный расчетный период";
Пункт 2.2.1. исключить.
В пункте 4.1. установить цену договора 145 799 руб. в том числе НДС 20% 24 299,83 руб. и дополнить абзацем следующего содержания: "Сумма, подлежащая уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Государственного контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком".
В дополнении раздела 4 пунктом 4.13 следующего содержания: "4.13.Размер оплаты, причитающейся теплоснабжающей организации за выполнение контракта, уменьшается на сумму неустойки (штрафа, пени) с учетом последующего перечисления ее в установленном законодательством Российской Федерации порядке в доход федерального бюджета" отказать.
В исключении пункта 5.13. отказать, пункт 5.13 принять в следующей редакции: "При бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя определение количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, производится расчетным путем".
В исключении п. 5.21 отказать, пункт 5.21. принять в следующей редакции: "При несвоевременном сообщении потребителем о нарушениях функционирования узла учета расчет расхода тепловой энергии, теплоносителя за отчетный период производится расчетным путем".
В исключении пункта 7.4 отказать, пункт 7.4. принять в следующей редакции: "При нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов".
пункт 7.5. принять в следующей редакции: "В случае просрочки исполнения Потребителем обязательств. предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств. предусмотренных контрактом, Теплоснабжающая организация вправе потребовать уплаты неустоек (пени) в соответствии с нормами законодательства о теплоснабжении".
Пункт 7.6. принять в следующей редакции: "Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Потребителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. За каждый факт неисполнения Потребителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а)1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б)5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно".
Пункт 7.7. принять в следующей редакции: "В случае просрочки исполнения Теплоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Теплоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных Контрактом, Потребитель направляет Теплоснабжающей организации требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Теплоснабжающей организацией обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Теплоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Теплоснабжающей организацией обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Теплоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случая, предусмотренного абзацем 6 и 7 настоящего пункта):
- 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Теплоснабжающей организацией обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
-1 000,00 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Теплоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта".
В исключении п. 7.9 отказать, пункт 7.9. принять в следующей редакции: "В случае выявления Теплоснабжающей организацией самовольного присоединения потребителем теплопотребляющих установок, не указанных в Контракте и (или) пользование системами централизованного теплоснабжения с нарушением установленного порядка (бездоговорное потребление) расчет производится расчетным путем в соответствии с действующими на момент выявления нормативными документами".
В дополнении договора пунктом 7.10 следующего содержания: "7.10.Теплоснабжающая организация возмещает Потребителю причиненные убытки в случае последующих закупок у иных контрагентов" отказать.
Включить в контракт пункт 7.11 следующего содержания: "7.11. В случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение теплоснабжающей организацией контракта повлекло его досрочное прекращение, потребитель вправе потребовать от теплоснабжающей организации возмещение убытков в соответствии со ст. 393.1 ГК РФ".
Пункт 8.2. принять в следующей редакции: "Срок оказания услуг по настоящему Контракту - с 01.04.2022 г по 30.04.2022 г. Срок действия контракта с 01.04.2022 г. по 30.06.2022. а в части взаиморасчетов - до полного их исполнения".
Абзац 1 пункта 8.4. принять в следующей редакции: "Односторонний отказ Сторон от исполнения настоящего Контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 22 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе".
Абзац 1 пункта 10.3. принять в следующей редакции: "Изменение цены государственного контракта не допускается, за исключением ее изменения по соглашению сторон в случаях, установленных ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В апелляционной жалобе, принятой к производству Шестого арбитражного апелляционного суда, ИП Сазанов А.Н. просит решение суда изменить. Считает, что судебный акт в части пунктов принят при неполном выяснении всех обстоятельств дела и с нарушением норм материального права.
Считает, что суд необоснованно исключил пункт 2.21 Контракта ("Прекращать или ограничивать подачу Потребителю тепловой энергии и (или) теплоносителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации") со ссылкой на постановление Правительства РФ от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства", поскольку из указанного Постановления N364 следует, что одним из критериев применения к правоотношениям сторон данного нормативного акта является наличие военной службы. Однако исходя из положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положения об ОВМД России по Серышевскому району от 29.08.2017 служба в органах МВД не относится к военной службе и ОМВД по Серышевскому району не относится к структуре организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также к иным структурам, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.05.2002 N 364, и истец относится к субъектам, указанным в Постановлении Правительства РФ N 364 от 29.05.2002.
Считает, что в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Закона о теплоснабжении).
Указывает, что, исключая спорный пункт, суд первой инстанции фактически лишил энергоснабжающую организация права на ограничение/прекращение тепловой энергии в случаях, установленных нормами действующего законодательства, что является прямым нарушением как прав энергоснабжающей организации так и норм материального права.
Не согласен заявитель с изменением цены Контракта в пункте 4.1.
Считает, что установление цены контракта в редакции, предложенной Истцом, и включение дополнительного абзаца не основано на нормах действующего законодательства и ставит энергоснабжающую организацию в неравные условия касающиеся поставки и оплаты тепловой энергии.
Указывает, что цена в проекте Контракта 1 623 447,68 руб. была определена исходя из договорных объемов, установленных в Приложении N 2 к Контракту на период оказания услуг теплоснабжения с 01.04.2022 по 31.12.2022 (п. 8.2. Контракта).
По мнению заявителя, установление срока с 01.04.2022 по 30.04.2022 и цены договора, исходя из доведенных истцу лимитов денежных средств 145 799, 00 руб., неправомерно.
При этом обращает внимание, что у Истца установлены приборы учета тепловой энергии, соответственно оплата тепловой энергии в соответствии с нормами ГК РФ должна осуществляться согласно данным учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 и п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Более того, изменяя цену Контракта судом не учтено, что потребление Истцом тепловой энергии в период с 01.04.2022 по 30.04.2022 согласно данным учета тепловой энергии составило на сумму 255 060,67 руб. (счет-фактура N 1742, N 1743, N 1744 от 30.04.2022
Кроме того, считает не обоснованным установлении цены Контракта на один месяц с 01.04.2022 г. по 30.04.2022, при том, что изначально, была в проекте указана цена исходя из периода оказания услуг с 01.04.2022 по 31.12.2022.
Считает неправомерным включения в п. 4.1. Контракта дополнительного абзаца об уменьшении оплаты на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой государственного контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Указывает, что плательщиком НДС является ИП Сазанов А.Н., оказывает услуги теплоснабжения по регулируемым тарифам, соответственно обязан начислить на сумму оказываемых услуг НДС.
Доказательств того, что ОМВД России по Серышевскому району является или будет являться в будущем плательщиком НДС в материалы дела не представлено.
По мнению заявителя, пункт 7.7 Контракта в редакции Истца фактически устанавливает тройную ответственности за одно нарушение: пеня в размере 1/300, штраф в размере 10 процентов от цены контракта и штраф в размере 1000 рублей, и не подлежит включению в контракт в силу специфики оказываемых услуг по теплоснабжению и положений п. 15 ст. 34 Закона N 44. Полагает, что пункт 7.6. в редакции Контракта, который предусматривает "За каждый факт неисполнения Потребителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)", и пункт 7.7. в редакции Контракта, который предусматривает: В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Теплоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно), полностью соблюдают баланс интересов сторон, определяя ответственность как потребителя, так и теплоснабжающей организации которая в свою очередь несет даже большую ответственность, чем ответственность потребителя, установленная в п. 7.6. Контракта.
Приводит доводы о том, что при принятии п. 7.11. в Контракта о том, что в случае, если неисполнение ши ненадлежащее исполнение теплоснабжающей организацией контракта повлекло его досрочное прекращение, потребитель вправе потребовать от теплоснабжающей организации возмещение убытков в соответствии со cm. 393.1 ГК РФ, сдеаучтено, что норма ч. 1 ст. 393.1 ГК РФ предусматривает помимо досрочного расторжения за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, также заключение аналогичного договора, что является основанием для взыскания убытков в виде разницы между ценой, судом не учтена специфика предоставления услуг теплоснабжении и положения Федерального закона о концессионных соглашениях от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", регулирующие порядок заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения.
Считает, что названный пункт 7.11 не подлежит включению в Контракт.
В отзыве на апелляционную жалобу Отдел МВД РФ по Серышевскому району возражает против доводов апелляционной жалобы, считая ее не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ИП Сазанова А.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на её удовлетворении и изменении решения суда.
Представитель истца возражала против доводов заявителя жалобы, просила решение суда оставить без изменения апелляционную жалобу з без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ в обжалуемой части (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, при заключении государственного контракта на теплоснабжение N 14/2-СИ-22 между истцом и ответчиком возникли разногласия по отдельным пунктам контракта. Так, получив 13.04.2022 от ИП Сазанова А.Н. проект Государственного контракта, истцом 29.04.2022 контракт подписан с протоколом разногласий по отдельным пунктам договора, направленным ответчику.
20.05.2022 в ОМВД поступил протокол согласования разногласий, в котором ответчик отклонил редакцию протокола разногласий по всем пунктам.
В связи с указанным истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив, что договор является публичным, а возникшие разногласия подлежат разрешению судом в силу статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд установил редакцию спорных пунктов договора, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении ; Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителе", Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением РФ от 08.08.2012 N 808.
Рассмотрев спорные на стадии апелляционного производства условия контракта, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о принятии их в редакции истца, в силу следующего.
В соответствии со статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон. По одностороннему решению энергоснабжающей организации такие действия допускаются при неудовлетворительном состоянии энергоустановок абонента, угрожающем аварией или создающим угрозу жизни и безопасности граждан при наличии соответствующего заключения органов госэнергонадзора и предупреждения энергоснабжающей организацией абонента.
Абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право энергоснабжающей организации на прекращение или ограничение подачи электроэнергии в случае нарушения обязательств по оплате энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением в установленном порядке, а также в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления об этом абонента.
Кроме того в соответствии с пунктом 73 Правил от 08.08.2012 N 808 приостановление оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, повлекшее ограничение или прекращение режима передачи тепловой энергии, допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом федерального государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние теплопотребляющих установок потребителя угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности либо влечет за собой нарушения температурных и гидравлических режимов тепловой сети. В указанных случаях теплосетевая организация обязана уведомить соответствующую теплоснабжающую организацию в течение 3 дней со дня принятия решения о приостановлении оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.
Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 определены особые условия подачи электрической и тепловой энергии и ее оплаты организациям - потребителям топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающим безопасность государства.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, согласно приложению N 1, а также в договоры поставки газа согласно приложению N 2 и в договоры энергоснабжения согласно приложению N 3, заключаемые газо- и энергоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы).
Согласно Приложению N 3 к данному постановлению энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
В силу указанного, действующее законодательство допускает ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с потребителем, обеспечивающим безопасность государства, к каковым относится и Отдел), лишь в двух случаях: в целях предотвращения или ликвидации аварии и в случаях, когда органом госэнергонадзора выявлено неудовлетворительное состояние энергетических установок потребителя что угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного, пункт 2.1.1 контракта обоснованно исключен судом.
Согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (пункт 5 статьи 161 БК РФ).
В связи с чем суд также обоснованно признал обоснованной редакцию истца пункта 4.1 контракта с установлением цены договора 145 799 руб. в том числе НДС 20% 24 299,83 руб., в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на сумму 145 799 руб.
По указанным основаниям, правомерно принятие судом редакции пункта 8.2 контракта о сроке его действия.
Доводы заявителя жалобы, приведенные со ссылкой на расчеты фактического потребления теплоэнергии истцом в установленный пунктом 8.2 Контракта срок, не являются основанием для отказа в принятии названных пунктом контракта в редакции истца, поскольку согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, и превышении лимитов бюджетного финансирования в ходе исполнения Контракта, не освобождает Учреждение от оплаты фактического потребления ресурса.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика уменьшить сумму, подлежащую уплате заказчиком, в том числе юридическому лицу, в случае если заказчик является в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта.
В силу указанного, предложенная в протоколе разногласий формулировка дополнительного пункта 4.13, предусматривающая такое уменьшение суммы цены контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком, правомерно принята судом первой инстанции, как соответствующая названной норме Закона.
Ссылка на отсутствие доказательств того, что истец является либо будет являться в ближайшее время плательщиком налогов, отклоняется, поскольку уменьшение цены контракта поставлено под условие возникновения такого обстоятельства.
Принимая пункт 7.7 Контракта об ответственности Теплоснабжающей организации за нарушение исполнения обязательств, суд верно исходил из того, что установленные в нем порядок и размеры неустоек предусмотрены п. п. 3, 6 п 11 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения и или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, ч. 6 - 8 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законом о контрактной системе предусмотрено два вида ответственности: в виде пени за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, которая исчисляется исходя из суммы просроченного обязательства и продолжительности такой просрочки, и штрафа, который начисляется за ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных контрактом, размер которого устанавливается в виде фиксированной суммы.
При этом законодательство о контрактной системе отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений подрядчиком обязательств, а также устанавливает специальную ответственность за нарушение исполнения обязательства, которое не имеет стоимостного выражения.
Согласно пункту 7.7 принятой судом редакции Контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Теплоснабжающей организацией обязательства; штраф предусмотрен за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Теплоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства): в размере 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей и в размере 1 000 руб. каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Теплоснабжающей организацией обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.
Таким образом, условия пункта 7.7 Контракта соответствуют законодательству в сфере контрактной системе, и доводы об установлении тройной ответственности для поставщика, не обоснованы.
Спорным пунктом 7.11 контракта предусмотрено: В случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение теплоснабжающей организацией контракта повлекло его досрочное прекращение, потребитель вправе потребовать от теплоснабжающей организации возмещение убытков в соответствии со ст. 393.1 ГК РФ. Принимая данную редакцию истца, суд верно исходил из того, что подобное положение закреплено в ст. 393.1 ГК РФ. Доводы заявителя жалобы, приведенные со ссылкой на специфику заключения договоров о концессионном соглашении, не влияют на правомерность включения названного пункта контракта.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2017 N 306-ЭС16-9493 по делу N А55-10533/2015, требование о понуждении заключить договор, срок действия которого истек на день вынесения решения, не подлежит удовлетворению, что в равной степени может быть отнесено и к требованию о внесении изменений в договор. Наряду с этим, по настоящему делу рассмотрены разногласия, возникшие межу сторонами при заключении договора, и ссылка заявителя на указанную правовую позицию не обоснована.
Устанавливая обжалуемые условия договора, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права
Проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, основания для изменения решения суда от 17.03.2022 отсутствуют.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14.07.2022 по делу N А04-3886/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3886/2022
Истец: Отдел МВД РФ по Серышевскому району
Ответчик: ИП Сазанов Алексей Николаевич
Третье лицо: Управление по вопросам миграции УМВД России по Амурской области