07 ноября 2022 г. |
Дело N А83-14718/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "Левант" - Пастырского Е.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 июня 2022 года по делу N А83-14718/2021, рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Левант", заинтересованное лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, третьи лица - Администрация города Ялта Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Левант" обратилось в суд первой инстанции с заявлением о признании незаконным принятого 30.06.2021 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым решения (оформленного уведомлением) N КУВД-001/2021-9275691/2 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства реконструированного здания КН: 90:25:000000:328, степень готовности 61%, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, Приморский парк им. Гагарина, 3-Б.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, оспоренное решение Госкомрегистра признано незаконным, на Госкомрегистр возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на вышеназванный реконструированный объект незавершенного строительства; с Госкомрегистра в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что заявитель представил необходимые документы для постановки на государственный кадастровый учет и осуществления государственной регистрации права на объект незавершенного строительства документы, отсутствие у органа госстройнадзора сведений о начале строительства не является основанием для отказа в постановке объекта на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности; вступившим в законную силу решением суда органу госстройнадзора отказано в отмене регистрации декларации о начале выполнения строительных работ по такому объекту; на момент подачи заявления и принятия Госкомрегистром оспариваемого решения запрет по Закону N 409-ЗРК/2017 прекратил действие, доказательств включения земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, в зону с особой архитектурно-планировочной организацией территории не представлено.
Госкомрегистром подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что решение суда принято с нарушением норм материального права и процессуального права, о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в дело.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании (с перерывом) представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы; представители иных участников не явились повторно. О месте и времени судебного заседания неявившиеся участники извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
15.03.2021 через МФЦ ООО "Левант" подало в Госкомрегистр заявление N МFС-0682/2021-40950-1 (зарегистрированное в Госкомрегистре N 001/2021-9275691/2) о государственном кадастром учете и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. Ялта, парк имени Гагарина, д. 3-Б, площадью 3.357,1кв.м. (площадь застройки 587,1 кв.м.) - реконструированный из объекта КН: 90:25:000000:328.
К заявлению приложен (в том числе) подлинник составленного 28.01.2021 кадастровым инженером Нессоновым А.В. технического плана объекта незавершенного строительства от 28.01.2021 (на 35 листах) с приложением, включая договор аренды земельного участка от 28.12.2016, декларацию о начале выполнения строительных работ серии N РК 08319022323 от 12.04.2019, что следует из представленных суду первой инстанции расписки и заявления с приложением.
Должностным лицом Госкомрегистра Мещеряковой М.Н. по этому заявлению приняты следующие решения:
1) 31.03.2021 уведомление N КУВД-001/2021-9275691/1 о приостановлении до 30.06.2021 осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права по тем основаниям, что по сведениям ЕГРН на земельный участок КН: 90:25:000123:543, на котором расположен реконструированный объект, установлены ограничения прав, предусмотренные статьей 56 ЗК РФ в границах архитектурно-планировочной зоны, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" в части запрета в границах архитектурно-планировочной зоны: 1) строительства объектов капитального строительства и размещения иных объектов; 2) реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов; в связи с чем направлены межведомственные запросы в Министерство жилищной политики Республики Крым и в Администрацию города Ялта;
2) 30.06.2021 уведомление N КУВД-001/2021-9275691/1 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права по тем основаниям, что полученные на межведомственные запросы ответы не содержат сведений об отсутствии запрета на осуществление в границах архитектурно-планировочной зоны строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Из представленных Госкомрегистру документов следует, что заявитель по договору аренды от 28.12.2016 имеет в аренде земельный участок площадью 1.070кв.м., КН: 90:25:000123:543, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Приморский парк, лечебный пляж, предоставленный в порядке переоформления ранее возникшего права для реконструкции и обслуживания туристического оздоровительного комплекса; на предоставленном в аренду земельном участке расположен объект недвижимости, на который 29.06.2015 выдано свидетельство о праве собственности N 90-90/016-90/016/001/2015-4496/1 (пункт 1.3 договора аренды). Данные обстоятельства подтверждены договором аренды, кадастровой выпиской на земельный участок от 25.06.2016 и выпиской из ЕГРН от 17.06.2021.
Действительно, выданным 29.06.2015 Госкомрегистром свидетельством о государственной регистрации права подтверждается право собственности ООО "Левант" на нежилое здание спального корпуса N 2 площадью 949,40 кв.м., КН: 90:22:010219:328, приобретенное по договору купли-продажи от 26.03.2004, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации N 90-90/016-90/016/001/2015-4496/1.
По зарегистрированной 12.04.2019 Службой госстройнадзора Республики Крым за N РК 08319022323 декларации о начале выполнения строительных работ ООО "Левант" задекларировало начало выполнения строительных работ по объекту: "Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: г. Ялта, Приморский парк им. Гагарина, 3-Б", код объекта 1212.9, III категории сложности по разработанной и утверждённой заявителем проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, по которой запроектирована общая площадь здания в 3.357,1кв.м.
Согласно представленным Госкомрегистру техническому плану объекта незавершенного строительства и справке о проценте готовности заявителем реконструировано нежилое здание спального корпуса N 2 площадью 949,40 кв.м. в туристический оздоровительный комплекс площадью 3.357,1кв.м., площадь застройки 587,1кв.м.; строительство не завершено; полностью выполнены работы по возведению фундамента, установлены стены и перегородки, перекрытия и покрытия, полы (из 26% выполнено 24% - стены, 13% из 14% - перекрытия, 10% из 11% - полы), не выполнены или выполнены с незначительным процентом работы по кровле, отделочные работы, внутренние сантехнические устройства и электрические); общий процент готовности 61%.
Факт расположения на арендованном земельном участке капитального объекта незавершенного строительством - 5-тиэтажного здания, подтверждается полученным по межведомственному запросу N 28/01-34/11414 от 31.03.2021 Госкомрегистром актом осмотра территории с фототаблицей, составленным специалистами Администрации г. Ялта от 31.03.2021. Также Администрация сообщила Госкомрегистру о том, что территория не ограждена, через земельный участок не проходят сквозные проезды и проходы, наличие охранных зон магистральных коммуникаций не установлено; Администрация просила приостановить государственную регистрацию до рассмотрения вопроса об оспаривании договора аренды земельного участка. Доказательств такого оспаривания суду не представлено.
Из полученных по межведомственным запросам N 28/01-34/8718 от 16.03.2021 и N 28/01-34/24539 от 10.06.2021 ответов Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым N 4048/01-34/1 от 22.03.2021 и N 9689/01-34/1 от 11.06.2021 следует, что Госкомрегистру поступили сведения, которые не касаются поданной ООО "Левант" декларации по объекту незавершенного строительства; ответы даны в отношении декларации о готовности объекта к эксплуатации от 04.04.2017 N РК 14317012886 по объекту: "Строительство многоквартирных жилых домов; РК, г. Ялта, пгт. Виноградное, Красная ул. д. N1, лит. Б", заказчик строительства ООО "Джаллита-98".
В оспариваемом уведомлении N КУВД-001/2021-9275691/1 от 30.06.2021 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права Госкомрегистр указал на то, что полученные на вышеназванные межведомственные запросы ответы не содержат запрошенных сведений.
Представленные суду первой инстанции копии документов реестрового дела N 90:22:010219:328 свидетельствуют о том, что Госкомрегистр после получения ответов Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым относительно иного объекта новых запросов не направил, решение принял на основании ответов, не касающихся объекта заявителя.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что вступившим в законную силу 12.04.2022 решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.12.2021 по делу N А83-9679/2021 отказано в удовлетворении требований Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым к ООО "Левант" об отмене регистрации декларации о начале выполнения строительных работ от 12.04.2019 N РК 08319022323 "Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: г. Ялта, Приморский парк им. Гагарина, 3-Б", так как реконструкция начата законно, в том числе без нарушений требований Закона N 409-ЗРК/2017.
Также вступившим в законную силу 08.02.2022 решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.05.2021 по делу N А83-6837/2021 признано незаконным решение Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым N 3/80пП от 18.01.2021 об отказе во внесении сведений в Реестр поднадзорных объектов вышеназванного объекта заявителя и на Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым возложена обязанность внести этот объект в названный Реестр в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.05.2022 судебные акты по названному делу оставлены без изменений.
В соответствии со статьей 27, пунктами 5 и 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. от 30.04.2021) в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности, если:
5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
9) не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно пункта 7.3 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства.
Статья 40 Закона N 218-ФЗ устанавливает особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, к которым часть 10 относит относит осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, а для созданных зданий или сооружений, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства - на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как установлено, заявитель представил для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с реконструкцией действующие договор аренды земельного участка и декларацию о начале реконструкции объекта (являющуюся разрешением на строительство), а также технический план на реконструируемый объект.
Представленные документы соответствуют требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ, отражают информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости, и содержат описание объекта незавершенного строительством.
Доводы Госкомрегистра об отсутствии сведений о снятии ограничения права аренды земельного участка (запрета на строительство в границах архитектурно-планировочной зоны) не состоятельны.
Действительно, кадастровая выписка на земельный участок содержит сведения о наличии ограничений прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, и запретов в соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены путем ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 (в ред. от 29.12.2018) "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" установлено, что до утверждения правил землепользования и застройки правовой режим архитектурно-планировочной зоны устанавливается в соответствии с настоящей статьей, в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается реконструкция, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.
Как установлено решением арбитражного суда по делу N А83-6837/2021 вышеназванное ограничение прав землепользования в границах архитектурно-планировочной зоны действовало до 19.07.2019, когда решением Ялтинского городского совета Республики Крым были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта.
Таким образом, при подаче в Госкомрегистр заявления 15.03.2021 вышеназванные ограничения права аренды земельного участка в части запрета реконструкции объекта утратили силу.
Также суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для отмены решения суда из-за не привлечения к участию в дело государственного регистратора прав, принявшего оспариваемое решение исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Часть 1 статьи 198 АПК РФ предусматривает право организации обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 64 Закона N 218-ФЗ государственный регистратор прав - это федеральный государственный гражданский служащий, должностное лицо органа регистрации прав, сдавший экзамен на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, и наделенный в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
При этом часть 1 статьи 3, статья 4 Закона N 218-ФЗ устанавливают, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами; участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и иные лица, в том числе кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
Статьей 66 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установленный решением суда, вступившим в законную силу. А статьей 67 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный регистратор прав в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам, сведениям, за исключением сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости из других государственных информационных ресурсов.
Таким образом, специальные нормы закона предусматривают в качестве стороны отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, - орган регистрации, а не государственного регистратора прав; закон устанавливает различные сферы ответственности органа регистрации и его должностного лица - государственного регистратора прав, так за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав ответственность несет орган регистрации.
По данному делу заявитель обжаловал решение органа регистрации; в оспариваемом решении Госкомрегистра указано на принятие решения должностным лицом без указания принятия решения государственным регистратором прав; решение суда первой инстанции принято об обязанности Госкомрегистра, а не его должностного лица.
Учитывая приведенные обстоятельства и нормы права суд апелляционной инстанции полагает, что оснований, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, для отмены судебного акта нет.
Ссылка в апелляционной жалобе на нормы Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации несостоятельна, так как порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, что предусмотрено статьей 3 АПК РФ.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, о чем указано в статье 1 названного Кодекса.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права, иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 июня 2022 года по делу N А83-14718/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-14718/2021
Истец: ООО "ЛЕВАНТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ