г. Москва |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А40-112547/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "АТРАН"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2022 по делу N А40-112547/22 (2-588), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "АТРАН"
к 1) Внуковской таможне, 2) ФТС России
о признании незаконным постановления
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "АТРАН" (далее - заявитель, общество, Авиакомпания) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Внуковской таможне (далее - административный орган, таможня) об оспаривании постановления от 26.01.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10001000-1369/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, а также решения ФТС России от 11.05.2022 г. N 10000000/57ю/115А.
Решением суда от 08.08.2022 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ.
От Внуковской таможни и ФТС России поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон применительно к положениям ч. 5 ст. 228 АПК РФ, по представленным в дело доказательствам.
Исследовав представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на таможенную территорию ЕАЭС в аэропорт Внуково из Германии 10.08.2021 рейсом VAS 632 прибыло воздушное судно (далее - ВС) Boeing 737-800, бортовой номер VQ-BFX, принадлежащее авиакомпании ООО "АТРАН".
По прибытии ВС, в ОСТП таможенного поста аэропорт "Внуково" (грузовой) Внуковской таможни, вторым пилотом воздушного судна ООО "АТРАН" были представлены следующие документы:
- генеральная декларация, которой присвоен регистрационный порядковый номер 10001020/100821/05206;
- таможенная декларация на транспортное средство (далее - ТДТС), которой присвоен регистрационный номер 10001020/100821/4050001098;
перечень компонентов технической аптечки ВС к ТДТС N 10001020/100821/4050001098;
- авианакладные N 868-0024 1415 от 10.08.2021, N 868-0024 1362 от 10.08.2021, N 868-0024 1393 от 10.08.2021, N 868-0024 1426 от 10.08.2021, N 868-0024 1404 от 10.08.2021;
- карго манифесты на авианакладные N 868-0024 1415 от 10.08.2021, N 868-0024 1362 от 10.08.2021, N 868-0024 1393 от 10.08.2021, N 868-0024 1426 от 10.08,2021, N 868-0024 1404 от 10.08.2021 в количестве пяти штук.
Согласно сведениям, указанным в генеральной декларации N 10001020/100821/05206, на ВС с бортовым номером VQ-BCK прибыло 2 члена экипажа, груз общим количеством 1452 места и весом 5 640 кг.
Во время проведения таможенного наблюдения при расконсолидации груза, прибывшего рейсом VAS 632 из Кельна (Германия) в аэропорт Внуково, установлено, что фактически выгружено 1 509 мест сборного груза. Так, по авианакладной (далее - а/н) N 868-0024 1382 выгружено 1039 грузовых мест (заявлено 991 грузовое место), то есть на 48 мест отсутствовали товаросопроводительные документы и сведения не заявлены в стандартном комплекте документов перевозчика (генеральная декларация, ТДТС); по а/н N 868-0024 1393 выгружено 348 грузовых мест (заявлено 346 грузовых мест), то есть на 2 места отсутствовали товаросопроводительные документы и сведения не заявлены в стандартном комплекте документов перевозчика (генеральная декларация, ТДТС); по а/н N 868-0024 1404 выгружено 33 грузовых мест (заявлено 30 грузовых мест), то есть на 3 места отсутствовали товаросопроводительные документы и сведения не заявлены в стандартном комплекте документов перевозчика (генеральная декларация, ТДТС); по а/н N 868-0024 1415 выгружено 57 грузовых мест (заявлено 53 грузовых места), то есть на 4 места отсутствовали товаросопроводительные документы и сведения не заявлены в стандартном комплекте документов перевозчика (генеральная декларация, ТДТС); по а/н N 868-0024 1426 выгружено и заявлено 32 грузовых места. Общее количество незаявленных мест груза -57.
Товар, помещен на склад СВХ ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)", составлены коммерческие акты.
Таким образом, при подаче документов и сведений таможенному органу заявлены недостоверные сведения о количестве грузовых мест.
По факту сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС путем представления недействительных документов в отношении Общества возбуждено дело об АП N 10001000-1369/2021 по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 17.01.2022 N10001000-01369/2021.
Постановлением Внуковской таможни от 28.09.2021 по делу об АП N 10001000-001369/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 55 000 (пятьдесят пять тысяч) рублей.
Не согласившись с вменённым правонарушением, ООО "АТРАН" обратилось в вышестоящий таможенный орган - ФТС России с жалобой на указанное постановление.
Решением ФТС России от 11.05.2022 г. N 10000000/57ю/115А в удовлетворении требований ООО "АТРАН" отказано.
Не согласившись с указанным постановлением Внуковской таможни и решением ФТС России, заявитель обратился с заявлением о признании их незаконными и отмене в Арбитражный суд г.Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административными органами наличия в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пп. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу ЕАЭС и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
В соответствии с этим субъектом ответственности является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу - ООО "АТРАН".
В соответствии с п. 2 ст. 10 ТК ЕАЭС местами перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов ЕАЭС.
Согласно статье 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
При осуществлении международной перевозки воздушным перевозчиком таможенному органу должны быть сообщены сведения о количестве мест по каждой грузовой накладной. Таким образом, обязанность сообщить сведения о количестве грузовых мест при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС возложена правом ЕАЭС на перевозчика.
Доводы жалобы об отсутствии вины Общества отклоняются ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая вину перевозчика в совершении правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения (пункт 29 Пленума ВС РФ N 18).
Принимая во внимание нормы международных договоров, наделяющие перевозчика правом проверять количество мест, а также приравнивающие действия агента к действиям перевозчика, доводы заявителя о невозможности внесения агентом в авианакладные оговорок несостоятельны.
Сообщение агентом Общества при составлении авианакладных недостоверных сведений о количестве принятого к перевозке груза является следствием пренебрежительного отношения Общества к исполнению публично-правовых обязанностей в сфере таможенного регулирования, а именно ненадлежащей организации перевозки, связанной с принятием груза к перевозке в аэропорту вылета, его проверке, оформлением перевозочных документов, их соотнесением с грузом, фактически размещенном на воздушном судне.
При должной мере заботливости и осмотрительности до оформления авианакладных на товары и их фактического ввоза агент (соответственно Общество) имел возможность проверить количество грузовых мест, загружаемых на воздушное судно в ULD, и указать в документах достоверные сведения, не допустив тем самым совершение административного правонарушения, либо внести в товаротранспортные документы оговорки об отсутствии возможности проверить достоверность сведений о товаре. Вместе с тем, соответствующие действия перевозчиком не выполнены.
Общество является профессиональным участником таможенных правоотношений и осуществляет международные грузовые авиаперевозки с 2006 года (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.06.2021 N ЮЭ9965-21-165501614). Соответственно, являясь международным перевозчиком, Общество должно знать и исполнять обязанности, возложенные законодательством на перевозчика, в том числе по соблюдению требований нормативных правовых актов о перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.
В соответствии с нормами таможенного законодательства грузовыми местами являются именно ULD-контейнеры.
Согласно имеющимся в материалах дел авианакладным (графы 22I и 22J) и грузовым манифестам к авианакладным, Обществом указаны сведения именно о принятых к перевозке экспресс-отправлениях UPS и их количестве, а не о количестве ULD-контейнеров. При этом в указанных перевозочных документах сведения о количестве ULD-контейнеров отсутствуют.
Таким образом, ООО "АТРАН", заявив при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС недостоверные сведения о количестве грузовых мест, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела в совокупности.
Так как ООО "АТРАН" ранее привлекалось к административной ответственности за нарушение таможенных правил на территории РФ по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, данное обстоятельство является отягчающим административную ответственность заявителя. Штраф назначен оспариваемым постановлением в пределах санкции ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, не усматривается, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства не подлежит удовлетворению, поскольку суд апелляционной инстанции не установил необходимость такого перехода, а обязательные условия, предусмотренные частью 5 статьи 227 АПК РФ, отсутствовали.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2022 по делу N А40-112547/22, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа, по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 229 АПК РФ.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112547/2022
Истец: ООО "АТРАН"
Ответчик: ВНУКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА