г. Пермь |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А50-17091/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Свеза Уральский",
на определение Арбитражного суда Пермского края
от 23 сентября 2022 года о прекращении производства по делу
по делу N А50-17091/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Свеза Уральский" (ОГРН 1045901986734, ИНН 5942005010)
к союзу "Пермская торгово-промышленная палата" (ОГРН 1025900002886, ИНН 5902702328)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СВЕЗА Уральский" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения союза "Пермская торгово-промышленная палата" (далее - заинтересованное лицо, Союз) от 06.04.2022 N 179 об отказе в выдаче заключения о форс-мажоре по заявлению взыскателя от 15.03.2022 N 8150-22-000040.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 23.09.2022 производство по делу прекращено.
Не согласившись с судебным актом, ООО "СВЕЗА Уральский" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит определение суда отменить и рассмотреть дело по существу заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что норма пункта "н" части 3 статьи 15 Закона о Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - ТПП РФ), закрепляет за ТПП право свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы. В силу закона ТПП РФ является единственной в Российской Федерации организацией, имеющей право свидетельствовать такие обстоятельства, и чье решение имеет юридическую силу на всей территории РФ (пункт 4 статьи 12 Закона о ТПП РФ). Принимая решение по свидетельствованию данных обстоятельств, ТПП РФ создает правовые последствия для участников сделки, что свидетельствует о властно-распорядительных полномочиях. Федеральным законом от 01.05.2022 N 133-ФЗ внесены изменения в часть 3 статью 15 Закона о ТПП РФ о наделении региональных ТПП правом свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы. Исходя из абзаца 14 пояснительной записки к законопроекту ФЗ N 133-ФЗ, данный законопроект не затрагивает положения об оценки и экспертизе в отношении ТПП РФ. Следовательно, по мнению заявителя, заключение о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы не является экспертным заключением, а относится к решению уполномоченного законом органа, устанавливать (свидетельствовать) наличие форс-мажора по договорным отношениям, тем самым создавая правовые последствия для сторон сделки, что носит признак публичности и содержит властно-распорядительные полномочия в отношении сторон сделки.
Заинтересованное лицо в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами апеллянта, указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просило оставить определение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что согласно части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, общество "СВЕЗА Уральский" сослалось на следующие обстоятельства.
Общество 15.03.2022 обратилось в союз "Пермская торгово-промышленная палата" для свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы по договору поставки N 810/20 от 12.12.2019, заключенному между обществом "СВЕЗА Уральский" и ООО "Метафракс Трейдинг" в рамках внутрироссийской экономической деятельности.
06.04.2022 Союзом принято решение об отказе в выдаче заключения о форс-мажоре.
Не согласившись с решением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Прекращая производство по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе в выдаче заключения о форс-мажоре не может быть оспорено в суде в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со статьями 266, 268 и 272 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с пунктом "н" части 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации" (далее - Закон N 5340-1) ТПП РФ свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также обычаи, сложившиеся в сфере предпринимательской деятельности, в том числе обычаи морского порта, посредством выдачи соответствующих сертификатов.
Постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14 утверждено "Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)" (далее - Положение).
Пункт 1.2 Положения определяет процедуру свидетельствования торгово-промышленной палатой обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).
В соответствии с пунктом 2.3 Положения свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) осуществляется путем оформления и выдачи Сертификата о форс-мажоре.
В свою очередь, пунктом 3.1 Положения прямо указывается, что Сертификат о форс-мажоре оформляется и выдается Торгово-промышленной палатой на основании письменного заявления заинтересованного лица (заявителя).
В силу пункта 4.4 Положения Сертификат о форс-мажоре оформляется на официальном бланке Торгово-промышленной палаты.
Союз является самостоятельным юридическим лицом и членом Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.
Приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 08.07.2021 N 64 утвержден перечень торгово-промышленных палат, уполномоченных выдавать заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности (приложение 3), в раздел VII которого включен, в том числе, Союз.
С учетом изложенного, Союз уполномочен на выдачу заключений о форс-мажоре на основании поступивших заявлений заинтересованных лиц.
Между тем, вывод суда первой инстанции о том, что Торгово-промышленная палата Российской Федерации не относится к органам или организациям, чьи решения и действия (бездействие) могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерен и соответствует нормам права.
По смыслу части 1 статьи 27, части 2 статьи 29, части 1 статьи 197 АПК РФ, арбитражный суд рассматривает требования о признании незаконными действий, ненормативных правовых актов, решений государственных органов и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, если они вытекают из публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В то же время торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран (пункт 1 статьи 3 Закона о ТПП).
Учитывая, что Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей, она не относится к перечню субъектов, чьи действия, бездействие или решения могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Нормами Закона "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации", как и положениями устава ТПП РФ не предусмотрено наделение ее какими-либо властными либо распорядительными полномочиями в области государственного управления или местного самоуправления.
При этом предметом оспаривания в арбитражном суде может выступать решение или ненормативный правовой акт, которые устанавливают, ограничивают или прекращают права юридического лица (индивидуального предпринимателя), возлагают на такое лицо обязанности в рамках правоотношений, возникших в связи с осуществлением предпринимательской деятельности либо в связи с осуществлением иной деятельности экономического характера.
Ненормативным правовым актом или решением, законность которых может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, вынесенный компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемый ненормативный правовой акт или решение должны носить распорядительно-властный характер. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих их признаков.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21) содержится перечень органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены в судебном порядке с учетом предусмотренной законом компетенции судов.
Из анализа пункта 7 Постановления N 21 следует, что торгово-промышленная палата к указанным органам не относится.
Кроме того, вопрос о статусе торгово-промышленных палат и возможности обжалования их действий (бездействия) по правилам главы 24 АПК РФ ранее рассмотрен Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, который в определении от 19.09.2012 N ВАС-12066/12 указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 5340-1 торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. Следовательно, Союз не относится к перечню субъектов, чьи действия, бездействие или решения могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном АПК РФ. Нормами Закона N 5340-1 не предусмотрено наделение его какими-либо властными либо распорядительными полномочиями в области государственного управления или местного самоуправления".
Изложенная правовая позиция согласуется также с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.10.2021 N 308-ЭС21-12502, вынесенном по рассмотрению кассационной жалобы ООО "Тепловые сети" на определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.10.2020 по делу N А25-821/2020, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.04.2021 по тому же делу по заявлению общества к союзу "Торгово-Промышленная палата Карачаево-Черкесской Республики" о признании незаконным отказа в выдаче сертификата о форс-мажоре от 13.04.2020 N 35.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Союз не наделен какими-либо властными или распорядительными полномочиями и, как следствие, его решения и действия (бездействие) не подлежат оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления N 21, требования, не вытекающие из публичных правоотношений, включая требования о возмещении вреда, причиненного принятием незаконных решений, совершением действий (допущенным бездействием), могут быть отдельно предъявлены гражданином или организацией в порядке гражданского, арбитражного судопроизводства.
К решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
По правилам главы 24 АПК РФ могут быть оспорены, в том числе, письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам), содержанию (пункт 3 Постановления N 21).
Документы, подтверждающие определенные обстоятельства, в том числе правовой статус лица или правовой режим имущества, и не являющиеся исходя из их содержания решениями, не подлежат самостоятельному оспариванию (например, удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний). Вместе с тем в судебном порядке могут быть оспорены решения, основанные на зафиксированных данными документами обстоятельствах, либо решения, на основании которых уполномоченным органом выданы указанные документы (пункт 6 Постановления N 21).
Таким образом, для отнесения акта к ненормативному правовому акту или решению, последние должны носить властно-распорядительный характер, порождать правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих их признаков.
Между тем, заключения о форс-мажоре, выдаваемые Союзом, не отвечают перечисленным признакам.
Заключение о форс-мажоре - документ, выдаваемый Союзом в соответствии с требованиями Положения (пункт 1.3 Положения). Союз свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок (пункт 2.1 Положения).
Пункт 3 статьи 401 ГК РФ не содержит ссылок на обязательность наличия заключения о форс-мажоре или иного документа экспертной организации как одного из условий освобождения лица от ответственности в случае, если надлежащее исполнение его обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Заключение о форс-мажоре является по своей правовой природе заключением независимой экспертной организации, которое содержит экспертное мнение о наличии обстоятельств непреодолимой силы, исходя из условий конкретной внешнеторговой сделки. Заключение Союза о форс-мажоре не содержит юридически властного волеизъявления либо предписания, не направлено на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.
Само по себе заключение о форс-мажоре не затрагивает права юридического лица, так как не возлагает на него каких-либо обязанностей, а является лишь одним из возможных подтверждений позиции стороны договора.
Кроме того, даже при наличии заключения Союза о форс-мажоре сторона договора вправе не согласиться с позицией другой стороны и с экспертным мнением Союза. При возникновении спора между сторонами договора о наличии либо отсутствии обстоятельств непреодолимой силы применительно к конкретному договору он подлежит разрешению в судебном порядке.
Таким образом, заключение Союза о форс-мажоре, равно как и решение об отказе в выдаче заключения о форс-мажоре, сами по себе не создают для заявителей и/или третьих лиц каких-либо обязанностей, то есть не несут в себе распорядительно-властного или иного обязательного характера, поэтому не являются ненормативным актом или решением, действием (бездействием), нарушающим права заявителей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.
На основании изложенного, производство по делу правомерно прекращено судом первой инстанции в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Пермского края от 23 сентября 2022 года по делу N А50-17091/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17091/2022
Истец: ООО "СВЕЗА УРАЛЬСКИЙ"
Ответчик: Союз "Пермская торгово-промышленная палата"
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14340/2022