г. Владивосток |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А51-6911/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-5877/2022
на решение от 27.07.2022
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-6911/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Щенникова Олега Евгеньевича - конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Промышленный парк Уссурийский" (ИНН 2511094010, ОГРН 1152511002775)
к отделу судебных приставов по Уссурийскому городскому округу; управлению Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю (ИНН 2540108500, ОГРН 1042504382942)
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Уссурийск-Водоканал" (ИНН 2511040110, ОГРН 1022500859061)
об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.03.2022 N 60594/22/25013-ИП,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Промышленный парк Уссурийский" - Щенников Олег Евгеньевич обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об оспаривании постановления Отдела судебных приставов по Уссурийскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю (далее по тексту - ответчик, служба судебных приставов) об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.03.2022 N 60594/22/25013-ИП.
Решением суда от 27.07.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФССП России по Приморскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 27.07.2022 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон N 229-ФЗ), вынесенное судебным приставом-исполнителем, постановление от 05.03.2022 о возбуждении исполнительного производства N 60594/22/25013-ИП было направлено должнику 05.03.2022 по электронным каналам связи в личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) и получено должником 10.03.2022. Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено 14.04.2022 и также направлено 14.04.2022 должнику через портал "Госуслуги", получено последним 14.04.2022. Исходя из факта неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа в срок, по мнению службы судебных приставов-исполнителей, обжалуемое постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.03.2022 N 60594/22/25013-ИП вынесено законно. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что конкурсный управляющий в нарушение положений части 4 статьи 96 Закона N 229-ФЗ не направил судебному приставу-исполнителю копию решения арбитражного суда о признании должника ООО Промышленный парк Уссурийский" банкротом и открытии конкурсного производства. Кроме того, 13.05.2022 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Уссурийскому городскому округу было вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 60594/22/25013-ИП на основании пункта 7 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве. Также 13.05.2022 вынесено постановление об отмене ранее вынесенного 14.04.2022 оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.10.2022 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили. Апелляционная жалоба службы судебных приставов-исполнителей рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Апелляционным судом установлено, что к апелляционной жалобе ответчика приложены дополнительные документы, а именно: копия исполнительного листа серии ФС N 023517403 от 01.02.2022; копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 05.03.2022; копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 14.04.2022; копия постановления об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 13.05.2022; копия постановления об окончании исполнительного производства от 13.05.2022, что расценивается коллегией как ходатайство о их приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Рассмотрев указанное ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, апелляционный суд, с учетом требований части 2 статьи 268 АПК РФ, разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 N 12 "О применении арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", определил приобщить в материалы дела дополнительные документы, как связанные с обстоятельствами настоящего спора и устраняющие неполноту материалов дела.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.09.2021 по делу N А51-17282/2020 с ООО "Промышленный парк Уссурийский" в пользу МУП "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа взыскано 4.532.643,82 руб.- сумма долга за отпущенный коммунальный ресурс, 279.380,57 руб.- сумма пени, а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 47.060 рублей.
На основании указанного судебного акта 01.02.2022 Арбитражным судом Приморского края был выдан исполнительный лист серии N ФС N 023517403, который поступил на исполнение судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.
05.03.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Уссурийскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство N 60594/22/25013-ИП, предметом исполнения по которому является: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 4.859.084,39 руб.
Должнику был установлен срок 5 (пять) дней для добровольного исполнения требования, указанного в исполнительном документе от 01.02.2022 серии ФС N 023517403.
В связи с тем, что в установленный для добровольного исполнения срок данные требования общество не исполнило и не сообщило о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительных документов, 14.04.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Уссурийскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю вынесено постановление N 25013/22/517593 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 340.135,90 руб. по исполнительному производству от 05.03.2022 N 60594/22/25013-ИП.
Не согласившись с постановлениями судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, полагая, что оно нарушает права и законные интересы общества, ООО "Промышленный парк Уссурийский" в лице конкурсного управляющего обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в силу следующего:
Согласно части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Частями 1, 2 статьи 5 Закона N 229-ФЗ установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в частности, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон N 118-ФЗ).
Сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (пункт 1 статьи 13 Закона N 118-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Частью 8 этой же статьи предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде (часть 4 статьи 14 Закона N 229-ФЗ).
На основании части 1 статьи 105 этого же Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
При этом исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок (пункт 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов").
Таким образом, необходимыми условиями для взыскания с должника исполнительского сбора являются вручение ему постановления о возбуждении исполнительного производства и неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, при отсутствии уважительных причин для такого неисполнения.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 08.07.2014 N 0001/16 (далее - Методические рекомендации), уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
На основании пункта 2.4.1 Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе Единый портал. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 606 утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным (далее - Правила).
Согласно данным Правилам извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Закона N 229-ФЗ, может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Оператор единого портала обязан однократно уведомить лицо, указанное в абзаце втором пункта 1, в момент его входа на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации о порядке направления извещений, предусмотренном настоящими Правилами, в том числе об определении момента, в который лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается надлежащим образом уведомленным посредством единого портала, а также о способах реализации права, предусмотренного пунктом 4 Правил.
Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается не доставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
Из материалов дела следует, что 05.03.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Уссурийскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю на основании поступившего исполнительного листа N ФС N 023517403 возбуждено исполнительное производство N 60594/22/25013-ИП, предметом исполнения по которому является: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 4.859.084,39 руб.
В суд апелляционной инстанции службой судебных приставов-исполнителей представлен скриншот страницы из системы АИС ФССП России, которым подтверждается, что постановление от 05.03.2022 о возбуждении исполнительного производства N 60594/22/25013-ИП было направлено должнику на тип адреса получателя "ЕПГУ" 05.03.2022.
В системе АИС ФССП зафиксирована информация о доставке уведомления, а также о дате и времени прочтения уведомления - 10.03.2022 в 13:07:59, что подтверждает факт надлежащего уведомления должника о возбуждении исполнительного производства N 60594/22/25013-ИП.
Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации судом установлено, что решением Арбитражного суда Приморского края от 24.06.2021 по делу N А51-17771/2020 ООО "Промышленный парк Уссурийский" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура банкротства - конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим ООО "Промышленный парк Уссурийский" утверждён Щенников Олег Евгеньевич.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 23.12.2021 конкурсное производство в отношении общества продлено на срок шесть месяцев.
Уведомлением от 25.06.2021 N 37 конкурсный управляющий ООО "Промышленный парк Уссурийский" сообщил Управлению федеральной службы Судебных Приставов по Приморскому краю и ОСП по Уссурийскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю о введении конкурсного производства.
25.06.2021 данное уведомление и решение суда направлены почтой и получены адресатами 30.06.2021, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 25.06.2021 N 40 и отчетом об отслеживании отправлений (РПО 80086461960721, 80086461960721).
В силу пункта 7 части 1 статьи 47 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в том числе исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом; снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" (далее - Постановление ВАС РФ N 59) разъяснено, что в силу абзаца шестого пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено Законом N 127-ФЗ.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве в случае признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства при получении копии решения суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (часть 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве).
Вынесение самостоятельного судебного акта по данному вопросу не требуется. В случае обращения судебного пристава-исполнителя в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства необходимо учитывать, что подобное заявление не подлежит рассмотрению в суде.
Если исполнительный документ (за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве, по которым исполнительное производство не оканчивается) поступает в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца шестого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
С учетом изложенных норм права, располагая сведениями о признании должника ООО "Промышленный парк Уссурийский" банкротом и введении конкурсного производства, руководствуясь разъяснениями абзаца 4 пункта 12 Постановления ВАС РФ N 59, на основании абзаца шестого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель после поступления на исполнение от взыскателя исполнительного листа N ФС N 023517403 обязан был в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Довод апелляционной жалобы о том, что конкурсный управляющий в нарушение положений части 4 статьи 96 Закона N 229-ФЗ не направил судебному приставу-исполнителю копию решения арбитражного суда о признании должника ООО "Промышленный парк Уссурийский" банкротом и открытии конкурсного производства, подлежит отклонению, поскольку, как указывалось ранее по тексту, 30.06.2021 УФССП по Приморскому краю и ОСП по Уссурийскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю было получено уведомление от 25.06.2021 N 37 от конкурсного управляющего ООО "Промышленный парк Уссурийский" о введении конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
В пункте 9 части 1 статьи 40 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве.
Как разъяснено в абзаце третьем пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", со дня введения в действие моратория в силу прямого указания закона исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается (подпункт 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве). Исполнительное производство считается приостановленным на основании акта о введении в действие моратория до его возобновления. Это означает недопустимость применения мер принудительного исполнения в период действия моратория, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию (далее - банк) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Закона об исполнительном производстве. В случае поступления исполнительного документа в банк в отношении должника, на которого распространяется действие моратория, банк принимает такой исполнительный документ и оставляет его без исполнения до окончания действия моратория.
В период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ, неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, со дня его официального опубликования (01.04.2022) сроком на шесть месяцев (то есть до 01.10.2022) (пункты 1 и 3 данного постановления).
Положения пункта 1 настоящего постановления не применяются в отношении должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления (пункт 2 данного постановления).
С учетом того, что указанный вид экономической деятельности ответчик не осуществляет (доказательств обратного представлено не было), ООО "Промышленный парк Уссурийский" является юридическим лицом, в отношении которого распространяет свое действие введенный Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 мораторий.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Однако доказательств, подтверждающих, что ООО "Промышленный парк Уссурийский" был заявлен отказ от применения в отношении него введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 моратория, в материалах дела не имеется, такие сведения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве отсутствуют.
На основании вышеизложенных норм и разъяснений, а также обстоятельств дела, учитывая, что имущественные требования в отношении ответчика возникли до введения Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 моратория, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на спорные правоотношения распространяет свое действие пункт 4 части 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве.
Следовательно, у судебного пристава отсутствовали правовые и фактические основания для взыскания с ООО "Промышленный парк "Уссурийский", в отношении которого введено конкурсное производство, исполнительского сбора.
Доводы апеллянта о том, что на момент принятия судом резолютивной части решения судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Уссурийскому городскому округу 13.05.2022 было вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 60594/22/25013-ИП, а также постановление об отмене ранее вынесенного 14.04.2022 оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора, в данном случае не имеет правового значения, поскольку коллегия проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора от 14.04.2022 на момент его вынесения.
В абзаце 2 пункта 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им нарушены законные права и интересы заявителя.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
В силу части 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается, в связи с чем государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы по данному делу уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.07.2022 по делу N А51-6911/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6911/2022
Истец: Щенников Олег Евгеньевич
Ответчик: Отдел судебных приставов по Уссурийскому городскому округу, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю
Третье лицо: МУП "УССУРИЙСК-ВОДОКАНАЛ" УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ООО "ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПАРК УССУРИЙСКИЙ"