г. Чита |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А78-5004/2022 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Читинской таможни на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 августа 2022 года по делу N А78-5004/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная торгово-транспортная компания" (ОГРН 1097536008096, ИНН 7536106731) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) о признании незаконным и отмене постановления N 10719000-562/2022 от 13 мая 2022 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная торгово-транспортная компания" (далее - заявитель, общество, ООО "РТТК") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Читинской таможне (далее - таможня, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 10719000-562/2022 от 13 мая 2022 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 09 августа 2022 года постановление Читинской таможни N 10719000-562/2022 от 13 мая 2022 года о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, признано незаконным и отменено полностью.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, таможня обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, по мотивам, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что при прибытии товаров на территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) представителем перевозчика, действующим на основании доверенности от 01.02.2022, представлены товаросопроводительные документы, содержащие недостоверные сведения о весе брутто перемещаемого товара "Мост крана в частично разобранном виде".
Таможня указала, что положения Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 (далее - КДПГ, Конвенция) не распространяются на административные правоотношения при исполнении перевозчиком таможенного законодательства, но позволяют компенсировать негативные последствия неисполнения требований Конвенции за счет грузоотправителя.
Также стоит особо отметить, что положениями Конвенции не запрещено и не ограничено право перевозчика определять вес брутто товаров, что подтверждает правовую возможность для соблюдения таможенных правил.
Как пояснил заявитель апелляционной жалобы, наличие в накладной оговорок любого рода, отказ перевозчика от контроля загружаемого товара не может служить основанием для заявления таможенным органам недостоверных сведений, и не должно расцениваться как обстоятельство, безусловно исключающее вину перевозчика.
Перевозчик не предпринимал меры к проверке сведений о количестве грузовых мест и весе брутто товаров, указанных в накладных (CMR), а ограничился внесением в графу 18 CMR общих фраз.
Общество в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с решением суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, после принятия апелляционной жалобы на судебный акт по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (пункт 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10).
В рассматриваемом случае о принятии апелляционной жалобы к производству лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации 17 августа 2022 года на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, в котором обществу было предложено в срок до 15 сентября 2022 года представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам
В данном случае судом апелляционной инстанции не установлена необходимость вызова сторон в судебное заседание.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных процессуальным законодательством для пересмотра в апелляционном порядке судебных актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "РТТК" зарегистрировано в качестве юридического лица 12 декабря 2009 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1097536008096.
19 марта 2022 года перевозчиком (обществом) в лице водителя состава транспортных средств с регистрационными знаками М902РУ75/ВТ624677 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля подано уведомление о прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров путем представления следующих товаросопроводительных документов:
- международная товарно-транспортная накладная CMR N 160222-3 от 19 марта 2022 года (т. 2, л.д. 23);
- инвойс N 2130980_ASC_BAKED_TRUCK RU03 от 16 февраля 2022 года (т. 2, л.д. 24-25);
- упаковочный лист N 2130980_ASC_BAKED TRUCK RU03 от 16 февраля 2022 года (т. 2, л.д. 26-27).
Согласно названным документам на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезены товары:
- "Мост крана в частично разобранном виде", код ТНВЭД ЕАЭС - 8426110000, вес брутто - 13 648 кг.;
- "Контейнер", код ТНВЭД ЕАЭС - 8609009009, вес брутто - 4 820 кг.
Общее количество грузовых мест - 1, общий вес брутто - 18 468 кг.
В ходе таможенного досмотра товаров установлено превышение веса брутто товара "Мост крана в частично разобранном виде" над сведениями, заявленными в товаросопроводительных документах по товару на 768 кг. (фактически установленный вес брутто - 14 416 кг.).
Результаты досмотра отражены в акте N 10719110/300322/100002 (т. 1, л.д. 101-120).
Выявленные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, о чем 07 апреля 2022 года должностным лицом таможни составлен соответствующий протокол N 10719000-000562/2022.
Постановлением Читинской таможни от 13 мая 2022 года N 10719000-562/2022 ООО "РТТК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО "РТТК" состава инкриминируемого правонарушения правильными.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7).
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу таможенного союза (ЕЭС).
Объективная сторона состава данного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся, в том числе, в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза (ЕЭС).
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 данного Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс) перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Перевозчик в силу пункта 1 статьи 88 Таможенного кодекса обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение 1 часа с момента доставки товаров в место прибытия, а в случае доставки товаров в место прибытия вне времени работы таможенного органа - в течение 1 часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 89 Таможенного кодекса установлено, что при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения: документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков) и др.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 19 марта 2022 года перевозчиком (обществом) в лице водителя состава транспортных средств с регистрационными знаками М902РУ75/ВТ624677 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля подано уведомление о прибытии на таможенную территорию ЕАЭС товаров путем представления следующих товаросопроводительных документов:
- международная товарно-транспортная накладная CMR N 160222-3 от 19 марта 2022 года (т. 2, л.д. 23);
- инвойс N 2130980_ASC_BAKED_TRUCK RU03 от 16 февраля 2022 года (т. 2, л.д. 24-25);
- упаковочный лист N 2130980_ASC_BAKED TRUCK RU03 от 16 февраля 2022 года (т. 2, л.д. 26-27).
Согласно названным документам на таможенную территорию ЕЭС ввезены товары:
- "Мост крана в частично разобранном виде", код ТНВЭД ЕАЭС - 8426110000, вес брутто - 13 648 кг.,
- "Контейнер", код ТНВЭД ЕАЭС - 8609009009, вес брутто - 4 820 кг.
Общее количество грузовых мест - 1, общий вес брутто - 18 468 кг.
В ходе таможенного досмотра товаров установлено превышение веса брутто товара "Мост крана в частично разобранном виде" над сведениями, заявленными в товаросопроводительных документах по товару на 768 кг. (фактически установленный вес брутто - 14 416 кг.).
Результаты досмотра отражены в акте N 10719110/300322/100002.
Взвешивание в ходе таможенного досмотра произведено на весах платформенных ТВ-М-300.2-А3, заводские номера С07329 и 4D-P-2-1000 (свидетельства о поверке действительно до 30.08.2022 года); весах электронных крановых марки К600-100000ВРДА, заводской номер 343599 (свидетельство о поверке действительно до 25.08.2022 года).
Следовательно, при сообщении сведений о товарах в таможенный орган при прибытии на таможенную территорию ЕЭС обществом были указаны недостоверные сведения о весе брутто товара "Мост крана в частично разобранном виде", что последним и не оспаривается.
Административное правонарушение по части 1 статьи 2.1 КоАП РФ это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Юридическое лицо в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 14 апреля 2020 года N 17-П, определяя пределы, в которых несет административную ответственность юридическое лицо, законодатель хотя и не считает вину юридического лица тождественной вине лица физического или совокупной виновности нескольких физических лиц, тем не менее признает наличие связи между привлечением к административной ответственности юридического лица и виновными действиями (бездействием) физического лица, тем более что конечной целью наказания юридического лица со всей очевидностью является воздействие на волю и сознание связанных с ним физических лиц, с тем чтобы добиться частной превенции административных правонарушений.
При этом, поскольку совершение административного правонарушения юридическим лицом - это всегда действие (бездействие) действующих от его имени физических лиц, нельзя отрицать возможность учесть, привлекая юридическое лицо к административной ответственности, обстоятельства, характеризующие форму вины соответствующих физических лиц. Административное правонарушение как факт реальной действительности - это всегда единство субъективных и объективных элементов, что находит отражение как в его легальной дефиниции, так и в юридических конструкциях составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП Российской Федерации, а равно проявляется в том, что по объективным элементам можно судить и о субъективных. В частности, по фактическим обстоятельствам, установленным на основе исследования и оценки доказательств и отражающим характер и степень опасности нарушения, его последствия, можно определить и характеристики вины нарушителя, в том числе юридического лица.
Умышленный характер правонарушения, связанного с противоправным несоблюдением юридическим лицом правил и норм, может быть установлен исходя из характера и обстоятельств действий (бездействия), нарушивших соответствующие требования, характера самих требований (насколько они значимы для целей обеспечения безопасности), характера последствий (возникла ли реальная угроза безопасности транспортной инфраструктуры), действий юридического лица по их предотвращению, устранению непосредственно в момент их возникновения.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также, какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств данного правонарушения.
Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются, в том числе Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956, (далее - КДПГ).
Так, согласно статье 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки (пункт 1).
Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает (пункт 2).
Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную (пункт 3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 КДПГ при отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной.
При этом нормы указанной Конвенции не возлагают на перевозчика обязанности по проверке веса брутто, как и указания оговорок относительно записей о весе груза, поскольку в силу подпункта h) пункта 1 статьи 6 КДПГ накладная должна содержать сведения о весе груза брутто или выраженное в других единицах измерения количества груза, что таможней по существу не оспаривается.
Статьей 11 КДПГ также установлено, что отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей. Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на перевозчике.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, при предъявлении груза к таможенному оформлению обществом предъявлены в таможенный орган все имеющиеся у него необходимые для таможенного оформления товаросопроводительные документы, содержавшие достоверные сведения.
В данном случае грузоотправитель не предъявлял перевозчику требования проверить вес перевозимого товара, товар загружался в отсутствие представителя общества (водителя) и принят к перевозке без фактической проверки веса брутто с учетом действующей схемы организации движения грузовых транспортных средств на пункте пропуска Забайкальск-Маньчжурия.
В частности, таможенным органом не оспаривается, что ввиду достигнутого между КНР и Российской Федерации соглашения по осуществлению грузовых автомобильных перевозок в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции с декабря 2020 года исключена возможность контактов российских и китайских граждан, погрузо-разгрузочные операции с российским транспортом выполняются китайской стороной (https://75.ru/news/203741).
Доказательств обратного таможней в суд не представлено.
Какие-либо расхождения в наименовании, маркировке и количестве грузовых мест таможенным органом в ходе досмотра не установлены.
Доводы таможни, приведенные и в апелляционной жалобе, о непринятии обществом всех надлежащих мер для соблюдения требований действующего законодательства, в том числе по заключению договора транспортно-экспедиторских услуг с лицом, находящимся на территории КНР, в целях осуществления контроля за погрузкой товара, уточнения его характеристик (наименования, количества грузовых мест, веса брутто), суд первой инстанции правомерно нашел несостоятельными и сделанными без учета положений КДПГ. Кроме того, административным органом не представлено достоверных доказательств, что в силу гражданско-правовых отношений между отправителем, перевозчиком и получателем товара допускалось заключение отдельного договора транспортной экспедиции со сторонней организацией именно обществом.
Кроме того, разница в весе брутто товара "Мост крана в частично разобранном виде" на 768 кг. (5,3%) при фактической общей массе такого товара 14 416 кг. является незначительной. В связи с чем такая разница в весе брутто по спорному товару вообще не могла быть установлена водителем при перевозке груза, поскольку не являлась очевидной для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортного средства, его технических возможностей и других подобных показателей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно полагал, что действия перевозчика по проверке веса товара выходят за рамки необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений, значимых для таможенных целей.
Доводы таможни, приведенные и в апелляционной жалобе, о том, что положения КДПГ не распространяются на административные правоотношения при исполнении перевозчиком таможенного законодательства, противоречат указанию Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в пункте 29 постановления от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Верховный Суд Российской Федерации прямо указал административным органам (в том числе, и судам) выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок, к которым относится и КДПГ, предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
Вышеизложенное, также неоднократно подтверждено складывающейся судебно-арбитражной практикой, сформированной в Восточно-Сибирском округе, игнорировать которую административный орган не вправе.
В рассматриваемом случае таможня не отрицает, что положения КДПГ не возлагают на перевозчика безусловную обязанность проверять правильность и полноту товаросопроводительных документов части веса брутто товара (груза).
Кроме того, суд первой инстанции правомерно отметил, что разъяснение о том, что вина перевозчика в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, должна определяться не только с учетом оговорок о принятии груза в контейнере без проверки содержимого, но и реальной возможности перевозчика осмотреть и пересчитать товар, находящийся в контейнере, изложен в Обзоре правоприменительной практики привлечения перевозчиков к ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, направленном письмом ФТС России от 28 апреля 2017 года N 18-12/16242.
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В этой связи, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности таможенным органом наличия вины общества в совершении правонарушения, а следовательно, наличия в его действиях состава инкриминируемого административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании, а также учитывая, что в действиях ООО "РТТК" отсутствует состав вменяемого правонарушения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Читинской таможни N 10719000-562/2022 от 13 мая 2022 года о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене полностью.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 августа 2022 года по делу N А78-5004/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5004/2022
Истец: ООО РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВО-ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: ЧИТИНСКАЯ ТАМОЖНЯ