г. Санкт-Петербург |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А56-37947/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Апхудовым А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Коняев И.В. - доверенность от 08.04.2022
от ответчика (должника): Павлова Ж.В. - доверенность от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29585/2022) ООО "Тепловая компания Северная" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2022 по делу N А56-37947/2022, принятое
по иску ООО "Энергосеть"
к ООО "Тепловая компания Северная"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергосеть" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тепловая компания Северная" (далее - ответчик, Компания) о взыскании 7 187 881,18 руб. задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии за период с 01.10.2021 по 20.12.2021.
Решением суда от 26.08.2022 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что тариф на услуги по передаче тепловой энергии в спорный период истцу установлен не был, при этом права собственности на вышеуказанные объекты зарегистрированыв период с 24.11.2021 по 10.12.2021.
В судебном заседании ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал, истец против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец имеет на праве собственности следующие объекты теплосетевого хозяйства:
сооружение - система теплоснабжения. Этап 3. Протяжённость 242 м. Кадастровый номер 47:08:0103002:6663. Основание приобретения - договор купли-продажи от 06.09.2021 N 06/09-21. Дата регистрации права собственности - 23.09.2021;
сооружение - система теплоснабжения. Этап 3. Протяжённость 666 м. Кадастровый номер 47:08:0103002:8490. Основание приобретения - договор купли-продажи от 24.09.2021 N ТС-2009/2021. Дата регистрации права собственности -24.11.2021;
сооружение - система теплоснабжения. Этап 3. Протяжённость 392 м. Кадастровый номер 47:08:0103002:8499. Основание приобретения - договор купли-продажи от 24.09.2021 N ТС-2009/2021. Дата регистрации права собственности -24.11.2021;
сооружение - система теплоснабжения. Этап 3. Протяжённость 1164 м. Кадастровый номер 47:08:0103002:3437. Основание приобретения - договор купли-продажи от 24.09.2021 N ТС-2010/2021. Дата регистрации права собственности -10.12.2021.
01.10.2021 между ответчиком (теплоснабжающая организация) и истцом (теплосетевая организация) заключен договор N ПТЭ-10/2021-С (далее - Договор), по условиям которого теплоснабжающая организация обязывалась оплачивать оказанные ей теплосетевой организацией услуги по передаче тепловой энергии в объеме и на условиях, предусмотренных договором (пункты 2.1, 3.1.2 Договора).
В силу пункта 5.1.1 Договора теплоснабжающая организация оплачивает услуги теплосетевой организации по передаче тепловой энергии в соответствии с тарифом, установленным Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 5.1.6 Договора теплосетевая организация не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным, выставляет теплоснабжающей организации счет-фактуру, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, счет и акт оказанных услуг.
Пунктом 10.1 Договора предусмотрено, что договор вступает в силу с даты его подписания, а в части оплаты услуг по передаче тепловой энергии - с момента утверждения Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области тарифа на услуги по передаче тепловой энергии для теплосетевой организации.
Тариф на услуги теплосетевой организации утвержден приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2021 N 529-п.
В период с 01.10.2021 по 31.12.2021 истцом ответчику оказаны услуги по поставке тепловой энергии на общую сумму 8 648 315,93 руб.
Ссылаясь на наличие у ответчика 7 187 881,18 руб. задолженности по оплате, истец направил в адрес ответчика претензию от 21.03.2022, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются также Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за оказанные услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Законом о теплоснабжении, и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии") (далее - Правила N 1075).
В силу пункта 8 Правил N 1075 предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с учетом инвестиционных программ регулируемых организаций, утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о теплоснабжении или об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также с учетом долгосрочных тарифов, установленных для теплоснабжающих организаций, долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций и долгосрочных обязательств по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы теплоснабжения. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
По мнению ответчика, что истец не вправе требовать оплаты услуг, оказанных с 01.10.2021 по 19.12.2021, поскольку тариф на передачу тепловой энергии истцу в указанный период установлен не был.
В силу части 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Исходя из специфики отношений по поставке тепловой энергии, обуславливающей специальный характер регулирующих эти отношения норм права, владелец тепловых сетей (объектов теплоснабжения), не имеющий тарифа на передачу тепловой энергии по таким сетям и не предпринимавший попытки к его установлению, не вправе препятствовать передачи по его сетям тепловой энергии, присоединенных к ним абонентов под предлогом необходимости оплаты такой услуги.
Подобный запрет направлен на стимулирование владельца сетей к установлению надлежащего тарифа и включению в централизованную схему теплоснабжения на территории соответствующего публично-правового образования. Иное позволяло бы обходить императивные требования тарифного законодательства и представляло бы запрещенное извлечение преимуществ из незаконного и недобросовестного поведения участниками гражданских правоотношений (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, добросовестный владелец сетей, предпринимавший попытки для установления надлежащего тарифа, не получивший результата помимо его воли, не может быть поставлен в те же условия, так как в противном случае нивелируется смысл добросовестного осуществления гражданских прав и утрачивается стимулирование субъектов хозяйственного оборота именно к такой их реализации, являющейся одним из основных начал гражданского законодательства (пункт 3 статьи 1 ГК РФ).
Аналогичный правовой подход нашел отражение в определении ВАС РФ от 10.10.2011 N ВАС-10798/11.
Как следует из материалов дела, с заявлением об установлении тарифа истец обратился в орган тарифного регулирования 26.10.2021, однако по причинам, не зависящим от истца, тариф на передачу тепловой энергии установлен только 20.12.2021 приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области N 529-П.
Факт законного владения истцом участками тепловых сетей, посредством которых осуществляется передача тепловой энергии потребителям ответчика, подтверждается материалами дела.
Доводы ответчика о том, что факт поздней регистрации истцом права собственности на объекты теплосетевого хозяйства повлек за собой невозможность установления тарифа ранее, оценены судом первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку в ответ на определение суда от 21.06.2022 Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области указал, что документом, подтверждающим право собственности на объекты недвижимости, является договор купли-продажи, а значит, поздняя регистрация Обществом права собственности не могла повлиять на срок установления тарифа.
При этом, произведенная государственная регистрация права собственности в период с 23.09.2021 по 10.12.2021, не является обстоятельством, освобождающим ответчика от оплаты услуг по передаче тепловой энергии по спорным участкам сетей, предусмотренного Договором, поскольку из условий Договора не следует, что Компания освобождается от оплаты услуг, оказанных Обществом с момента заключения Договора и до установления тарифа на передачу тепловой энергии.
Отсутствие действующего в спорный период тарифа, утвержденного регулирующим органом, в случаях, когда законом установлена необходимость применения регулируемых цен, само по себе не является достаточным основанием для освобождения лица, которому были оказаны услуги, от исполнения обязательства по оплате фактически оказанных услуг и для отказа во взыскании их стоимости. При наличии добросовестности владельца сети действующее законодательство в области ценообразования, с учетом конкретных причин, по которым тариф на услуги по передаче тепловой энергии не был установлен, не исключает при отсутствии утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии взыскание стоимости фактически оказанных услуг по экономически обоснованной цене (определение ВС РФ от 14.05.2015 N 301-ЭС15-2423).
Согласно действующему законодательству расчеты за услуги по передаче тепловой энергии осуществляются по регулируемым государством тарифам, которые имеют экономическое обоснование на момент утверждения, в том числе учитывают объекты теплосетевого хозяйства, которые находятся у теплосетевой организации в собственности или ином законном владении на момент принятия тарифного решения.
Истцом представлены Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области все обосновывающие стоимость оказываемых услуг документы, на основании которых установлен соответствующий тариф. Признаков недобросовестного поведения в действиях истца не имеется.
Ходатайство о проведении судебной экспертизы по определению экономически обоснованной цены на услуги лицами, участвующими в деле, не заявлялось, сведений о том, что экономически обоснованная цена за фактически оказанные Обществом услуги ниже экономически обоснованного тарифа на передачу тепловой энергии, не представлено, в связи с чем суд первой инстанции посчитал возможным определить стоимость оказываемых Обществом услуг в размере 680,41 руб. за Гкал.
Вопреки доводам ответчика, тарифы, установленные для ответчика, в рассматриваемом случае не имеют правового значения для определения экономически обоснованной цены на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые истцом.
В актах, выставляемых ответчику в спорный период по Договору, указана экономически обоснованная цена оказываемых услуг, возражения по актам оказанных услуг ответчиком в установленный Договором срок истцу не направлены, ввиду чего оказанные услуги считаются принятыми Компанией без возражений как по объему, так и по стоимости.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание, что факт оказания истцом услуг подтверждается материалами дела, учитывая, что доказательств оплаты ответчиком оказанных услуг не представлено, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, требования истца являются обоснованными по праву и размеру, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2022 по делу N А56-37947/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-37947/2022
Истец: ООО "ЭНЕРГОСЕТЬ"
Ответчик: ООО "ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕРНАЯ"
Третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области