г. Санкт-Петербург |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А26-302/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29853/2022) Министерства социальной защиты Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.07.2022 по делу N А26-302/2022 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по иску АНО "Центр тренинга и консультирования "Максимум"
к Министерству социальной защиты Республики Карелия
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Центр тренинга и консультирования "Максимум", адрес: 185000, г. Петрозаводск, ул. Варламова, дом 23А, кв. 28, ОГРН 1171001008694 (далее - истец, Центр "Максимум") обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству социальной защиты Республики Карелия, адрес: 185000, г. Петрозаводск, пр. Ленина, дом 6 (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 689 007,61 руб. убытков, возникших вследствие уклонения от субсидирования расходов, понесенных при оказании социальных услуг гражданам за период с декабря 2020 года по февраль 2021 года.
Решением суда от 15.07.2022 иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, отказ в предоставлении компенсации расходов за оказанные гражданам социальные услуги в январе и феврале 2021 года является правомерным, поскольку истцом не были представлены документы, указанные в пункте 12 Порядка.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствии.
Представитель истца, заявивший ходатайство о проведении онлайн-заседания, не подключился к судебному заседанию с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), поскольку не обеспечил со своей стороны технической возможности к участию в онлайн-заседании при наличии технической возможности со стороны Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, Центр "Максимум" с 2917 года является поставщиком социальных услуг несовершеннолетним гражданам в полустационарной форме, включен в реестр поставщиков услуг социального обслуживания, размещенный на официальном сайте Министерства социальной защиты Республики Карелия (https://social.karelia.ru/serviceproviders/index).
Истцом разработаны индивидуальные программы предоставления социальных услуг для граждан (далее - ИППСУ), на основании которых, между истцом (поставщик) и указанными гражданами заключены соответственно договоры о предоставлении социальных услуг (далее - договоры).
В соответствии с заключенными договорами исполнитель (истец) обязуется на основании ИППСУ, оказать заказчику (получателю социальных услуг) социальные услуги, согласно перечню социальных услуг, утвержденному Законом Республики Карелия от 16.12.2014 N 1849-ЗРК "О некоторых вопроса организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия", Постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 N 70-П "О порядке выплаты компенсации за оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Карелия, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)", постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по ценами и тарифам от 25.10.2019 N 112 "О тарифах на социальные услуги, предоставляемые гражданам - получателям социальных услуг, государственными организациями Республики Карелия".
По результатам оказания социальных услуг сторонами договоров составлены акты их сдачи-приемки за период с декабря 2020 года по февраль 2021 года.
29.12.2020 Министерством социальной защиты Республики Карелия издан Приказ N 1061-П "О проведении Министерством социальной защиты Республики Карелия отбора поставщиков социальных услуг для предоставления в 2021 году субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг" (далее - Приказ о проведении отбора).
29.12.2020 на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" было размещено объявление о проведении отбора (https://soc.gov.karelia.ru/about/8715/).
Перечень документов и форма заявки для участия в конкурсном отборе установлены Порядком N 850-П.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка N 850-П отбор поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг осуществляется по номинациям; отбор производился по номинациям, установленным исходя из имеющейся в Республике Карелия потребности в социальных услугах. Номинации определяют востребованные на период отбора формы социального обслуживания, а также категории нуждающихся граждан.
Согласно приказу о проведении отбора отбор в 2021 году производился по следующим номинациям:
предоставление социальных услуг в стационарной форме обслуживания гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
предоставление социальных услуг в полустационарной форме обслуживания гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличием следующих обстоятельств: полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
предоставление социальных услуг в полустационарной форме обслуживания гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличием следующих обстоятельств: наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию;
предоставление социальных услуг в форме обслуживания на дому гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличием следующих обстоятельств: полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
Вышеизложенные номинации сформированы в соответствии со статьей 15 Закона N 442-ФЗ, определяющей обстоятельства, при наличии которых, гражданин признается, нуждающимся в социальном обслуживании.
10.02.2021 в Министерство поступила заявка истца на участие в отборе поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг по номинации "предоставление социальных услуг в полустационарной форме обслуживания гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличием внутрисемейного конфликта".
Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 03.03.2020 N 138-П "Об итогах конкурсного отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг" утвержден перечень поставщиков социальных услуг, прошедших отбор, в число которых, вошел истец.
15.01.2021 в Министерство поступила заявка истца на предоставление из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию за социальные услуги, оказанные в декабре 2020 года в сумме 195 599,66 руб.
15.03.2021 в Министерство поступили 2 заявки истца на предоставление субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов за оказанные гражданам социальные услуги в январе и феврале 2021 года в сумме 493 407,95 руб.
Отказ Министерства в предоставлении субсидии, послужил основанием для обращения Центра "Максимум" в арбитражный суд с настоящим иском.
Признав требования истца обоснованными, документально подтвержденными, суд первой инстанции удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ установлено, что если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 N 70-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг (далее - Порядок N 70-П).
Согласно пунктам 3 - 14 Порядка N 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 N 213-П субсидия предоставляется по результатам отбора Министерством социальной защиты Республики Карелия, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период).
Отбор проводит комиссия Министерства по отбору поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии, состав которой утверждается Министерством (далее - Комиссия).
Комиссия рассматривает заявки на участие в отборе, принимает решение о допуске или об отказе в допуске к участию в отборе и осуществляет отбор поставщиков социальных услуг в соответствии с критериями отбора, устанавливаемыми Министерством. Комиссия оценивает каждую заявку участника отбора, присуждает количество баллов в соответствии с критериями отбора и определяет размер предоставляемой субсидии для каждого участника отбора, который не может превышать размер субсидии, рассчитанный в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.
Результаты отбора размещаются на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://soc.gov.karelia.ru/).
Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидии, заключенного Министерством и поставщиком социальных услуг, в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Республики Карелия (далее - соглашение), предусматривающего согласие поставщика социальных услуг на осуществление проверок Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля (далее - орган финансового контроля) соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также дополнительного соглашения к соглашению.
Для заключения соглашения поставщик социальных услуг подает заявку по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Для получения субсидии поставщик социальных услуг, с которым заключено соглашение, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство заявку по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (далее - заявка), к которой прилагаются пакет документов поименованный в пункте 12 Порядка.
Министерство рассматривает документы, указанные в пункте 12 настоящего Порядка, в течение 15 рабочих дней со дня их получения и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
- непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 12 настоящего Порядка;
- недостоверность представленной получателем субсидии информации;
- несоответствие поставщика социальных услуг требованиям и условиям, установленным настоящим Порядком;
- превышение суммы заявок на выплату компенсации поставщику социальных услуг над размером субсидии, установленной соглашением.
В первоначальной редакции Порядок N 70-П предусматривал предоставление субсидии на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия, заключенного главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии, ежемесячной заявки получателя субсидии, которая подается до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, главному распорядителю бюджетных средств с приложением установленных документов; принятие главным распорядителем бюджетных средств в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии (пункты 5, 8 Порядка N 70-П в первоначальной редакции).
На официальном сайте http://soc.gov.karelia.ru/ размещен приказ Министерства N 1061-п от 29.12.2020 (в редакции от 26.01.2021) о проведении Министерством с 29.12.2020 по 04.03.2021 отбора поставщиков социальных услуг для предоставления в 2021 году субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг в соответствии с приказом Министерства от 26.11.2020 N 850-П в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных на эти цели законом Республики Карелия от 21.12.2020 N 2528-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Приказом Министерства от 26.11.2020 N 850-П утвержден Порядок проведения отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - Порядок N 850-П).
Таким образом, на основании приказа Министерства N 1061-п от 29.12.2020 в соответствии с Порядком N 850-П Министерство проводило отбор поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг и определяло объем субсидии исходя из бюджетных ассигнований на эти цели на 2021 год и предполагаемых расходов поставщиков социальных услуг в 2021 году.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец подал заявки от 15.01.2020 и 15.03.2021 о получении субсидии на компенсацию расходов в соответствии с индивидуальными программами получателей социальных услуг, оказанных истцом в период с декабря 2020 года по февраль 2021 года.
Поскольку приказом Министерства N 1061-п от 29.12.2020 проводился отбор поставщиков социальных услуг, предполагаемых к оказанию в 2021 году, то отказ ответчика в выплате истцу субсидии за услуги, оказанные с в период с декабря 2020 года по февраль 2021 года, по тем основаниям, что выплата осуществляется по результатам данного отбора, правомерно признан судом необоснованным.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что ранее Министерство выплачивало истцу субсидии на основании ежемесячных заявок в соответствии с Порядком N 70-П в первоначальной редакции. Таким образом, поскольку отбор поставщиков социальных услуг в соответствии с Порядком N 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 N 213- П был проведен на 2021 финансовый год (пункт 3 указанного порядка), а в 2020 году Министерство фактически уклонилось от проведения соответствующего отбора, то при решении вопроса о выплате субсидии за период с декабря 2020 года по февраль 2021 года Министерство должно было руководствоваться ранее действовавшим порядком.
Факт того, что истец включен в реестр поставщиков социальных услуг, индивидуальными программами предоставления социальных услуг истец рекомендован получателям услуг в качестве поставщика социальных услуг, ответчиком не оспаривается.
Оказание истцом услуг в рассматриваемом периоде в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг подтверждается подписанными истцом и получателями социальных услуг договорами и актами оказания услуг.
Также судом, на основании представленных в материалы дела доказательств установлено предоставление истцом документов в соответствии с Порядком N 70-П.
В отказе в выплате субсидии Министерство указало единственное основание - выделение средств из бюджета по результатам отбора поставщиков социальных услуг. О наличии иных оснований для отказа, предусмотренных Порядком N 70-П, ответчик не заявил, как и возражений в отношении расчета истца и представленных им в подтверждение расчета документов.
Довод подателя жалобы о том, что к заявке Центром "Максимум" не были представлены документы, подтверждающие предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличие внутрисемейного конфликта, а социальные услуги оказаны истцом гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживанию по иному обстоятельству, не предусмотренному проведенным отбором, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку результаты конкурсного отбора стали известны лишь в марте 2021 года, в связи с чем, у истца отсутствовала возможность представить заявку на получение субсидии с учетом новой категории получателей социальной услуги - "наличие внутрисемейного конфликта".
При этом в спорный период истцом оказывались социальные услуги по категории, которая была предусмотрена на 2020 год, а именно: "наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации", что подтверждается приложенными к заявкам на получение субсидии за январь, февраль 2021 года документами.
Согласно разъяснениям в пунктах 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с подпунктом 40 пункта 9 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия (утверждено Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2017 N 374-П) Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.
Таким образом, поскольку истец включен в реестр поставщиков социальных услуг, индивидуальными программами предоставления социальных услуг Центр "Максимум" рекомендован получателям услуг в качестве поставщика социальных услуг, оказание истцом услуг в рассматриваемом периоде в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг подтверждается подписанными истцом и получателями социальных услуг актами сдачи-приемки оказанных социальных услуг, а в отказе в выплате субсидии Министерство указало единственное основание - выделение средств из бюджета по результатам отбора поставщиков социальных услуг, о наличии иных оснований для отказа, предусмотренных Порядком N 70-П, ответчик не заявил, то следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчика правовых оснований для отказа истцу в компенсации расходов как поставщику социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг за период декабрь 2020 - февраль 2021 в размере 689 007,61 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Центра "Максимум".
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Ввиду изложенного, апелляционная жалоба Министерства не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.07.2022 по делу N А26-302/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-302/2022
Истец: АНО "Центр тренинга и консультирования "Максимум"
Ответчик: Министерство социальной защиты Республики Карелия