г. Тула |
|
7 ноября 2022 г. |
Дело N А62-2457/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителя заинтересованного лица - администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070) - Андреевой О.В. (доверенность от 27.12.2021 N 128, диплом), в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Ефимова Александра Дмитриевича (ОГРНИП 320673300023811, ИНН 773382177165) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (ОГРН 1056758325238, ИНН 6731049404), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ефимова Александра Дмитриевича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.08.2022 по делу N А62-2457/2022 (судья Красильникова В.В.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ефимов Александр Дмитриевич (далее - предприниматель) обратился в суд с заявлением к администрации города Смоленска (далее - администрация) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 29.12.2021 N 10/2921-исх, во внесении изменений в градостроительный план N РФ-67-2-02-0-00-2021-6154 земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030722:98, расположенного по адресу: г. Смоленск, поселок Тихвинка с исключением сведений о СЗЗ предприятий в части определения в градостроительном плане земельного участка места допустимого размещения объекта; а также обязании администрации внести изменения в градостроительный план земельного участка N РФ -67-2-02-0-00-2O21-6154 с кадастровым номером 67:27:0030722:98, расположенного по адресу: г. Смоленск, поселок Тихвинка с исключением сведений о СЗЗ предприятий в части определения в градостроительном плане земельного участка места допустимого размещения объекта.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны допускается только после установления их уполномоченным органом, но из письма управления следует, что оно такими сведениями не располагает. Настаивает на том, что вывод суда о том, что при использовании земельного участка должна учитываться ориентировочная СЗЗ, не основан на нормах права. Отмечает, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорного земельного участка отсутствуют сведения, что данный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, публичного сервитуту.
От администрации в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание не допущен Беспаленков С.А.
На основании части 6 статьи 61 АПК РФ доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В силу части 7 этой же статьи Кодекса доверенность от имени гражданина может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
Беспаленков С.А. представил доверенность от Ефимова А.Д. от 19.05.2022.
При этом подпись в доверенности Ефимова А.Д. заверена генеральным директором ООО "СЗ КСК" Синдицкой А.А.
В тоже время с материалах дела имеется доверенность от 30.11.2021, выданная Ефимовым А.Д. Митрушиной А.С., которая представляла интересы данного лица в суде первой инстанции (т. 1, л. 79).
Данная доверенность нотариальная.
Также в деле имеются заявление (т. 1, л. 7) и апелляционная жалоба (т. 2, л. 12), подписанные Ефимовым А.Д.
Подписи Ефимова А.Д., сделанные во всех этих документах, визуально отличаются от подписи Ефимова А.Д., сделанной на доверенности Беспаленкова С.А., заверенной директором ООО "СК КСК".
В связи с этим и на основании частей 6 и 7 статьи 61 АПК РФ Беспаленков С.А. присутствовал в судебном заседании в качестве слушателя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с 2015 года в собственности ООО "Контакт" находился земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030722:70 площадью 1418 кв. м, расположенный по адресу: г. Смоленск, п. Тихвинка, д. 14, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства офисного здания.
В 2016 году по заказу ООО "Контакт" Центром экологического сопровождения было составлено санитарно-экологическое обоснование возможности размещения на указанном земельном участке многоквартирного жилого дома, в котором указано, что ареалы распространения загрязняющих веществ локализуются в пределах зоны П5 и не выходят за ее пределы, следовательно, рассматриваемые предприятия (гараж и автостоянка) не являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Также указано, что в соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве, уровню ионизирующего излучения и физических факторов. Для определения соответствия этим требованиям на участке необходимо выполнить инженерно-экологические изыскания.
В 2016 году по заявлению ООО "Контакт" администрацией был проведен аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030722:ЗУ1 площадью 1 500 кв. м, расположенного в п. Тихвинка, с разрешенным видом использования - многоэтажная жилая застройка.
Впоследствии земельные участки с кадастровыми номерами 67:27:0030722:70 площадью 1418 кв. м и 67:27:0030722:ЗУ1 площадью 1500 кв. м были объединены, новому земельному участку присвоен кадастровый номер 67:27:0030722:98, площадь участка составила 2918 кв. м.
С 20.05.2020 собственником земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030722:98 является Ефимов Александр Дмитриевич.
Ефимов А.Д. 30.11.2021 обратился в администрацию с заявлением о внесении изменений в градостроительный план земельного участка от 28.01.2020 N RU67302000-6154 в части отображения зоны планируемого размещения объектов капитального строительства (т. 1, л. 16).
Администрация в письме от 29.12.2021 N 10/2921-исх (т. 1, л. 17) сообщила, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Смоленска земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030722:98 расположен в границах территориальной зоны ОЖ - зона размещения объектов общественно-делового назначения и жилых домов. В соответствии с градостроительным планом земельного участка на земельном участке указаны ориентировочные санитарно-защитные зоны от объектов капитального строительства и других источников. Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Правила), а также СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". В соответствии с Правилами в границах санитарно-защитных зон не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения. В направленном заявителем обращении не указано назначение предполагаемых к размещению объектов капитального строительства, в связи с чем внесение изменений в градостроительный план земельного участка N РФ-67-2-02-0-00-2021-6154 не представляется возможным.
В дополнение администрацией направлена информация о градостроительном регламенте земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030722:98 в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки города Смоленска и сообщено, что градостроительный план земельного участка N РФ-67-2-02-0-00-2021-6154 был выдан на основании заявления Ефимова Дмитрия Михайловича от 10.01.2020 N 1/10у, являвшегося правообладателем земельного участка на момент его подготовки. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на настоящий момент правообладателем земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030722:98 является Ефимов Александр Дмитриевич. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации правообладатель земельного участка вправе обратиться за получением муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030722:98.
Не согласившись с таким решением администрации, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям статьи 57.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В градостроительном плане земельного участка, кроме прочего, содержится информация:
- об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом;
- об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
- о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
- о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения.
В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю.
Подача заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка наряду со способами, предусмотренными частью 5 настоящей статьи, выдача градостроительного плана земельного участка наряду со способами, указанными в части 6 настоящей статьи, могут осуществляться:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения, порядок присвоения номеров градостроительным планам земельных участков устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, за исключением информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
В статье 1 ГрК РФ определено, что зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Настоящие Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Согласно пунктам 5, 13, 17, 25 и 30 указанных Правил в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пункте 14 настоящих Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 настоящих Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления одного из заявлений, указанных в пункте 3 настоящих Правил, принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны, о ее изменении или прекращении ее существования и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.
В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня принятия им соответствующего решения направляет копию такого решения в орган государственной власти, орган местного самоуправления, организацию, уполномоченные в соответствии с ГрК РФ на выдачу разрешения на строительство объекта, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 16.1 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2025 в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуются внесение сведений о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. В этом случае санитарно-защитная зона считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения.
Судом первой инстанции на основании градостроительного плана от 28.01.2020 N RU67302000-6154 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030722:98 расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий:
- охранная зона инженерных коммуникаций (по данным Росреестра),
- санитарно-защитные зоны производственных объектов (Правила землепользования и застройки).
Согласно чертежу градостроительного плана земельного участка (т. 1, л. 12 (оборот)) спорный земельный участок практически полностью расположен в границах СЗЗ производственных объектов.
Ограничения в виде ориентировочных СЗЗ отображены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска (генеральном плане города Смоленска) и должны учитываться в градостроительном плане указанного земельного участка.
В настоящий момент в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска (генеральном плане города Смоленска) отражены следующие ограничения, распространяющиеся на земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030722:98:
- санитарный разрыв сооружений (земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030720:12 с видом разрешенного использования "под здание гаража, обслуживание автотранспорта"), земельный участок принадлежит Яковлеву Дмитрию Михайловичу на праве собственности;
- СЗЗ объектов коммунально-бытового назначения (земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030722:3 с видом разрешенного использования "для производственной базы"), земельный участок принадлежит Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению "Управление областных автомобильных дорог" на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- СЗЗ предприятий и заправок (земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030720:9 с видом разрешенного использования "для автозаправочной станции N 7 и платной автостоянки"), земельный участок принадлежит публичному акционерному обществу "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" на праве собственности.
В градостроительном плане отражены вышеуказанные ограничения в части земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0030720:12 и 67:27:0030722:3, а также зона с особыми условиями использования территории по данным из Росреестра (охранная зона инженерных коммуникаций), а также охранная зона инженерных сетей.
В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска (генеральном плане города Смоленска) санитарный разрыв от земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030720:12 до фасадов жилых домов определен 50 метров исходя из большого количества машино-мест согласно таблице 7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Смоленска указанный земельный участок расположен в территориальной зоне размещения производственных объектов V классов санитарной классификации П5. Максимальный класс опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства, размещаемых на территории земельных участков, - V.
Относительно производственных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривает установление СЗЗ в зависимости от вида производства.
Вид производства на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030722:3 неизвестен.
В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска (генеральном плане города Смоленска) определен размер СЗЗ от земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030722:3 минимально 50 метров (производство пятого класса). Согласно Правилам землепользования и застройки города Смоленска указанный земельный участок расположен в территориальной зоне размещения производственных объектов V классов санитарной классификации П5. Максимальный класс опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства, размещаемых на территории земельных участков, - V.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Смоленской области от 17.12.2012 N 22 установлена окончательная санитарно-защитная зона для АЗС N 7 ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" размером 22 метра во всех направлениях от территории предприятия.
При этом в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска (генеральном плане города Смоленска) размер СЗЗ от земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030720:9 определен 100 метров (промышленные объекты и производства четвертого класса).
В соответствии с таблицей 12.5 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* расстояние от тепловых сетей (от оболочки) до фундаментов зданий и сооружений составляет 5 метров, расстояние от кабелей силовых всех напряжений и кабелей связи до фундаментов зданий и сооружений составляет 0,6 метров.
Согласно таблице СП 62.13330.2011*. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 расстояние от газопровода среднего давления до фундаментов зданий и сооружений составляет 4 метра.
Границы указанных ограничений отображены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска (генеральном плане города Смоленска, на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Смоленска в соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ).
В силу пункта 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в СЗЗ не допускается размещение жилой застройки.
В отсутствии разработанного и утвержденного проекта СЗЗ при использовании земельного участка должна учитываться ориентировочная СЗЗ от источника негативного воздействия (земельного участка для целей использования под таким объектом) с целью исключения отрицательных последствий такого воздействия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал, что поскольку СЗЗ АЗС N 7 в ЕГРП не зарегистрирована, а в отношении остальных предприятий Роспотребнадзором СЗЗ не устанавливались ввиду отсутствия обращений правообладателей, то администрация обоснованно применила ориентировочные СЗЗ для определения степени негативного воздействия, которыми следует руководствоваться при выдаче документов для застройки земельных участков.
В письме от 29.12.2021 N 10/2921-исх администрация разъяснила порядок установления, изменения и прекращения существования СЗЗ и обоснованно указала, что в обращении не указано назначение предполагаемых к размещению объектов капитального строительства, ввиду чего изменение в градостроительном плане не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2025 определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 01.10.2024 обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или с прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Соответственно, собственники зданий, сооружений наделены правом до 01.10.2024 установить СЗЗ.
Предприниматель в заявлении не указал наименование объекта, его назначение, что также препятствует определить соблюдение требований технических регламентов, возможность использования земельного участка в СЗЗ, а также внести изменения в градостроительный план земельного участка.
С учетом сказанного суд первой инстанции по праву посчитал, что ответ, изложенный в оспариваемом письме, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав предпринимателя.
При этом суд правомерно обратил внимание на то, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Указание пятна застройки в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030722:98 может повлечь выдачу разрешительной документации на строительство многоквартирного жилого дома в зоне источников негативного воздействия, нарушая санитарное благополучие населения и его право на благоприятную окружающую среду.
Администрация должна учитывать данные обстоятельства и устанавливать соответствующие ограничения по использованию земельного участка в виде ориентировочных СЗЗ в градостроительном плане земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030722:98 с видом разрешенного использования "Строительство многоквартирного жилого дома, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (для размещения площадок для отдыха взрослого населения, площадок для занятия физкультурой, хозяйственных площадок, игровых площадок, площадок для стоянок легковых автомобилей)" не может использоваться под указанные цели по причине вышеуказанных ограничений. Пятно застройки для МКД не может быть определено до тех пор, пока ранее установленные ориентировочные СЗЗ не будут прекращены либо изменены на основании заявлений собственников (правообладателей) либо в судебном порядке.
В апелляционной жалобе предприниматель считает неверным вывод суда о том, что отсутствие разработанного и утвержденного проекта СЗЗ при использовании земельного участка должна учитываться ориентировочная СЗЗ от источника негативного воздействия (земельного участка для целей использования под таким объектом) с целью исключения отрицательных последствий такого воздействия, полагая, что отображение в документах градостроительного зонирования СЗЗ возможно только после установления их уполномоченным органом, указывая при этом на то, что отсутствие акта об утверждении границ СЗЗ исключает возможность отображения ее в правилах землепользования и застройки, ссылаясь на нормы градостроительного, земельного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, положения СанПиН.
Причем такое мнение предпринимателя основано на положениях законодательства о необходимости установления СЗЗ, порядке принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования СЗЗ.
Однако порядок установления, изменения и прекращения существования СЗЗ, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ определяются Правилами установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила), а также СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно пункту 5.1. СанПин 2.2Л./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в СЗЗ не допускается размещение жилой застройки.
В силу пункта 5 Правил в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Пунктом 30 Правил определено, что со дня установления СЗЗ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2028 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2025.
Соответственно, собственники зданий, сооружений наделены правом до 01.01.2028 установить зоны с особыми условиями использования территорий, а до 01.10.2024 обратиться в уполномоченный орган с целью установления или прекращения ориентировочных СЗЗ.
Таким образом, на сегодняшний день до момента установления СЗЗ действуют ориентировочные размеры СЗЗ и служат для определения степени негативного воздействия. Вследствие чего, ориентировочными размерами СЗЗ следует руководствоваться при выдаче документов для застройки земельных участков, не допуская возникновения рисков негативного воздействия.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 N 2480 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", предусматривающие продление до 01.01.2025 действие актов, содержащих порядок установления СЗЗ, зон санитарной охраны.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2021 N 37 внесены изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", предусматривающие продление до 2025 года действие санитарных правил и норм, устанавливающих требования к СЗЗ и зонам санитарной охраны.
Указание пятна застройки в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030722:98 может повлечь выдачу разрешительной документации на строительство многоквартирного жилого дома в зоне источников негативного воздействия, нарушая санитарное благополучие населения и его право на благоприятную окружающую среду.
Администрация должна учитывать риски возможного строительства многоквартирного жилого дома (поскольку предпринимателем не указано наименование объекта, его назначение) и устанавливать соответствующие ограничения по использованию земельного участка в виде ориентировочных СЗЗ в градостроительном плане земельного участка, препятствующих определить пятно застройки.
Более того, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержит на сегодняшний день понятие ориентировочного размера СЗЗ, определены размеры СЗЗ в зависимости от класса опасности, а также режимы территории СЗЗ.
По смыслу указанные ориентировочные размеры СЗЗ подлежат применению в период отсутствия установленной СЗЗ, что влечет за собой отображение СЗЗ в градостроительной документации, в том числе в градостроительном плане земельного участка, который выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Соответственно, факт отсутствия акта об утверждении границ СЗЗ и отсутствие сведений в ЕГРН об установленной СЗЗ не препятствует отображать ее в градостроительной документации уполномоченного органа.
В связи с этим доводы предпринимателя о недопустимости отображения в градостроительном плане земельного участка ориентировочных размеров СЗЗ опровергается частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ, согласно которой градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
При этом градостроительный план земельного участка не устанавливает, а воспроизводит соответствующую информацию об ориентировочных размерах СЗЗ, носит информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка.
Предприниматель считает, что выводы суда об отражении информации в графической части генерального плана о наличии нормативных размеров СЗЗ не соответствуют действительности, поскольку информация об ограничениях содержится только в картах градостроительного зонирования.
Однако согласно пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
В настоящий момент в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска (генеральном плане города Смоленска) отражены следующие ограничения, распространяющиеся на земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030722:98: санитарный разрыв сооружений (земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030720:12 с видом разрешенного использования "под здание гаража, обслуживание автотранспорта"), СЗЗ объектов коммунально-бытового назначения (земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030722:3 с видом разрешенного использования "для производственной базы"), СЗЗ предприятий и заправок (земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030720:9 с видом разрешенного использования "для автозаправочной станции N 7 и платной автостоянки").
Названные ограничения отражены как ограничения, распространяющиеся на земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030722:98.
Суд правомерно отразил данный факт в своем решении, допуская возможность отображения указанной информации в градостроительном плане земельного участка.
Также предприниматель указывает на несостоятельность выводов суда об определении нормативных размеров СЗЗ предприятий в градостроительном плане земельного участка, поскольку в новой редакции Правил землепользования и застройки города Смоленска отсутствуют сведения о нормативных размерах СЗЗ.
Однако в силу части 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
Соответственно, карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Смоленска должны содержать сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий.
Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, содержат сведения о нормативных размерах СЗЗ, использование которых направлено на исключение рисков строительства объектов, не допустимых к строительству в пределах нормативных размеров СЗЗ.
С учетом этого суд первой инстанции справедливо посчитал, что границы ограничений отображены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска (генеральном плане города Смоленска, на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Смоленска в соответствии с ч. 5 ст. 30 ГрК РФ) в совокупности с отражением ограничений в указанной градостроительной документации.
Относительно мнения предпринимателя об отсутствии необходимости указывать назначение объекта капитального строительства необходимо отметить следующее.
Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490 (статьи 19 и 33), а также Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные постановлением администрации города Смоленска от 30.09.2021 N 2531-адм (статьи 19 и 34), содержат сведения о минимальных отступах от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Однако согласно пункту 5 Правил в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Соответственно, при намерении использовать земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030722:98 в целях размещения указанных объектов не представляется возможным определить отступы от границ данного земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта, поскольку очевидным является факт невозможности размещения указанных объектов на земельном участке.
Видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030722:98 является строительство многоквартирного жилого дома, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (для размещения площадок для отдыха взрослого населения, площадок для занятия физкультурой, хозяйственных площадок, игровых площадок, площадок для стоянок легковых автомобилей).
При отсутствии указания на назначение объекта, предполагаемого к размещению на спорном земельном участке, администрация исходила из его существующего вида разрешенного использования под жилую застройку, что недопустимо в границах СЗЗ.
В связи с этим определить указанные предпринимателем отступы не представляется возможным.
Указание предпринимателя на отказ согласно Административному регламенту на основании пункта 2.8.2 постановления администрации г. Смоленска от 23.04.2021 N 966-адм "Об утверждении Административного регламента администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка" не принимается во внимание, поскольку администрация не отказывала в выдаче градостроительного плана земельного участка, а указала ограничения по использованию земельного участка в соответствии со всеми вышеуказанными обстоятельствами.
Кроме того, приказ Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр утверждает форму градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения и не содержит запрета на отображение в градостроительном плане земельного участка, носящего информационный характер, ограничений в виде ориентировочных СЗЗ.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом иных доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.08.2022 по делу N А62-2457/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ефимову Александру Дмитриевичу (ОГРНИП 320673300023811, ИНН 773382177165) излишне уплаченную по чеку ПАО Сбербанк (мобильное приложение Сбербанк Онлайн) по операции от 01.09.2022 (16:50:41 МСК) госпошлину в сумме 2850 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2457/2022
Истец: Ефимов Александр Дмитриевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ